Найти в Дзене

Творческий подход в принятии управленческого решения

Необходимость повышения эффективности экономической деятельности в России, становление теперь уже необратимых рыночных отношений требуют соответствующего аппарата управления, специально подготовленных людей-менеджеров, которые способны организовать эффективные социально-экономические структуры и рационально (научно) управлять ими, творческий подход позволит "оживить" рыночные отношения.

Для того чтобы добиться успеха в бизнесе требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент.

Креативный (от английского "creative") — это буквально "творческий, созидательный".

Креативная задача (вспомним, что create означает создавать) – это задача по созданию нового. Этим новым может быть и новый продукт, и новое свойство существующего продукта, и новые взаимодействия, и новые цели, и новые пути достижения прежних целей – всё новое, для чего не существует инструкций по типу «если нужно получить А, сделай Б».

Создавать новое приходится в условиях, когда нет надежных исходных данных, нет проверенных путей решения, нет точных критериев отбора и проверки результатов. Зона поиска решения может быть огромна или, наоборот, слишком узка – так что невозможно сделать ни одного шага. Лень и привычки говорят «не надо ничего менять, пусть всё будет как было», обостряющиеся внешние условия или внутренняя тяга к гармоничным решениям отвечают «так дальше нельзя, нужно что-то менять». Так появляется креативная задача.

В начале решения всегда находится «решимость решать». Внутренний импульс – «я могу решить эту задачу». До появления такого импульса задачи еще не существует. Вместе с этим импульсом начинается решение. След проделанного пути от задачи к новому результату постепенно превращается в метод. Метод не гарантирует решения, но упрощает появление и работу внутреннего импульса, внутренней мотивации к решению. Это своеобразный ритуал, охраняющий и поддерживающий креативный импульс.

Методики всегда сопутствовали креативным решениям, но, начиная примерно с середины ХХ века, появился спрос на креативные методики, как на отдельный продукт. Количество креативных задач нарастало с такой скоростью, что потребовались методы, упрощающие (а лучше – гарантирующие) выработку креативных решений. И цель таких методов – переход от ситуации «так дальше нельзя» к нескольким работоспособным путям «а так – можно».

Существующие на сегодняшний момент методики можно более-менее четко разделить на четыре большие группы:

1. Методики поиска решения по «опорной сетке».

2. Методики ассоциативного поиска.

3. Аналитические методики.

4. Инсайтные методики (управление вдохновением)

В первом случае мы определенным образом намечаем поле поиска и разбиваем его на «квадраты» – чтобы затем заняться последовательным «прочесыванием по квадратам». Это метод последовательного получения «необычных комбинаций обычных решений» или «комбинаций обычных решений с необычными условиями». К таким методам относится морфологический анализ (Ф.Цвикки), метод РВС (Г.Альтшуллер), упорядоченный поиск Левина, CASA, проектирование смещением границ. Результативность здесь определяется шириной выбранного поля, «плотностью» квадратов и рекомендациями по выбору наиболее перспективных квадратов.

Во второй группе способом выхода на нестандартные решения является предварительное максимально полное «вычерпывание» как стандартных, так и самых фантастических решений – результативность определяется комбинированием и взаимным ассоциативным усилением вариантов. Дополнительным эффектом, увеличивающим возможности данных методов, является ситуация «чистого поля» – в тот момент, когда исчерпаны все привычные пути и тропинки, я вдруг замечаю, что можно идти по чистому полю – без проторенных путей. К таким методам относится мозговой штурм (А.Осборн), метод фокальных объектов (О.Вайнинг), анализ по атрибутам, метод проектирования Мэтчета, многочисленные списки контрольных вопросов. С некоторой натяжкой сюда можно отнести и 40 приемов разрешения противоречий (Г.Альтшуллер).

Методики первых двух типов до сих пор являются наиболее эффективным средством решения креативных задач в сфере «человек–человек» (большинство креативных задач маркетинга, рекламы, PR, сбыта, поиска бизнес-идей). Доминирование данных методик в технических задачах уже не так бесспорно ввиду развития аналитических методик. Принципиальным ограничением в развитии методик первого и второго типа является их попытка использовать слабость (ограниченность и наполненность стереотипами картины мира) в силу (преодоление стереотипов посредством самих стереотипов).

Аналитические методики направлены на сознательное разрушение целостной картины вокруг креативной ситуации ради вычленения из нее определенных «главных» элементов. Взаимодействия и свойства этих элементов подвергаются формализации, после чего поиск решения проводится в формализованном виде. Полученные рекомендации переводятся затем обратно – «в плоть и кровь», от формул – к реальным объектам. Сильной стороной таких методик является освобождение от исходных стереотипов при переходе на уровень формул. Основной недостаток – обратная сторона достоинств – потеря значительной части картины при вычленении «главных» элементов.

Одной из лидирующих методик аналитического целенаправленного поиска является ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач, Г.Альтшуллер).

Рисунок 2. Методика ТРИЗ
Рисунок 2. Методика ТРИЗ

Методика строилась на анализе большого количества изобретений (несколько сотен тысяч), с выделением эвристических приемов решения и законов, по которым технические системы развивались, улучшая свои характеристики и сменяя друг друга. Несмотря на определенные успехи теории в решении задач типа «техника–техника» и «человек–техника», массового распространения она не получила. В настоящее время применимость теории осложняется и устареванием того патентного фонда, на анализе которого она строилась.

Базовые понятия ТРИЗ (идеальность, противоречия) могут быть рекомендованы для анализа задач маркетинга продукта – для целей усовершенствования товаров (услуг) или замены одного продукта другим. Для решения всего спектра задач типа «человек–человек» существующие сегодня аналитические методики поиска креативных решений едва ли пригодны, ввиду исходной установки на усечение картины вокруг креативной ситуации и степени этого усечения. В технических задачах это часто служит выделению сути задачи, сути противоречия, а в «человеческих» превращается в мертвый шаблон, похожий на исходную ситуацию лишь внешне.

Помимо ТРИЗ, к аналитическим методикам решения креативных задач можно отнести кумулятивную стратегию (Пейдж), метод ликвидации тупиковых ситуаций (Осборн, Вайтинг). Попытки построения согласованных методик подобного рода следует ожидать и в будущем – поскольку принципиального улучшения эффективности в ассоциативных и «опорно-сеточных» методиках добиться уже вряд ли удастся.

Инсайтные методики – решение появляется само собой…

Решение одним «прыжком» – вот иллюстрация к инсайтным методикам. Здесь можно выделить два полюса – глубокие изменения (стирание личности, религиозные практики) и временные поверхностные изменения (дыхательные техники, применение галлюциногенных препаратов). Первый полюс сложно выбирать ориентиром, если речь идет о подходе «есть задача – будет решение». Здесь всё, что могло трактоваться повседневным сознанием как задача, уничтожается как класс – вместе с уничтожением (или заменой) клубка стереотипов и ограничений, который называется личностью.

Подходы второго полюса – достижение временного измененного состояния сознания ради получения нового – более широкого или более глубокого – целостного взгляда на данную проблему (в отличие от аналитических методик глубина достигается не за счет разрушения картины).

В современных российских организациях используются некоторые приемы или принципы творческого разрешения проблем, которые уже опробованы в различных областях деятельности. Можно привести пример, когда в 1970 году во время полета Apollo 13 на Луну на борту произошел взрыв, и полностью вышла из строя система вентиляции воздуха, что означало неминуемую гибель трех членов экипажа в течение нескольких часов. Однако, весь инженерный персонал в центре управления в Хьюстоне, в режиме исключительного напряжения и временного цейтнота сумел разработать модель нового воздушного фильтра, который космонавты смогли бы создать самостоятельно из всех имевшихся на борту подручных средств и материалов. В результате мозгового штурма были спасены три жизни.

Одна из сложных задач, которые приходится решать руководителям фирм и предприятий, заключается в создании и поддержании рабочей, благоприятной для созидания, атмосферы. Психологическая наука утверждает, что сложные творческие решения рождаются в спокойной обстановке. Но люди в коллективе разные, интересы полностью совпадать не могут, и конфликты того или иного уровня неизбежны.

Можно использовать также так называемый прием инверсии или обратного движения, который широко используется на практике, хотя в свое время он был революционным шагом. Что такое конвейер, изобретенный Генри Фордом". Это когда объект труда движется к работнику, а не наоборот. По этому же принципу построен аэропорт в Ереване, в Шереметьево-2: не пассажир тащится по аэродрому, а самолет подруливает к улетающему. Та же схема реализуется в так называемом сетевом маркетинге, когда магазин или продавец "бежит" за покупателем. Представляется, что объем услуг, которые могут появиться при использовании инверсии, просто неисчерпаем: начиная от условий физического комфорта (в частности, - системы поддержания характеристик и состава воздуха для конкретного работника) до особых условий творческого развития личности (например, системы индивидуального обучения).