Найти в Дзене
Заметки Моргора

Деды: пожилые люди, предки и сверхъестественные существа

Оглавление

Нынче мы привыкли, что словом дед обозначают отца одного из родителей.

А вот этнограф, этнолог и фольклорист Татьяна Александровна Бернштам считала, что словами «дед» и «бабка» родственников стали называть в позднее время, вот что она пишет в своей работе «Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры»:

в общерусской традиции продолжало сохраняться религиозно-мифологическое значение этих слов, обозначавших существ сверхъестественного мира и посредников между ними и людьми – нечистую силу, предков, колдунов, знахарей.

В контексте славянского фольклора можно выделить три значения слова дед:

  1. старший, почитаемый, умудрённый жизнью человек;
  2. предок;
  3. сверхъестественное существо, наделённое особыми знаниями и силами, имеющее влияние на многие стороны крестьянского бытия.
Иллюстрация Станислава Багеньского
Иллюстрация Станислава Багеньского

Пожилые люди

Стариков в представлениях славянских народов одновременно почитали и боялись, наделяя их магическим знанием и связью с иным миром.

Являясь главой семейства, именно дед выполнял важнейшие сакральные действия. Так, например, он окуривал праздничную трапезу, читал молитвы и благопожелания, преломлял каравай, разжигал в новом доме огонь.

Нередко нечистая сила уподобляется по своему внешнему виду пожилым людям.

Зафиксированы верованья, согласно которым старик, переживший отпущенный ему срок, становится вампиром. Отсюда проистекают такие действия при погребении очень старых людей как отрезание пяток и прижигание ран на теле раскалённым железом.

Распространены легенды о том, что своей смертью умирать старикам разрешили лишь после того, как один дед спас свой народ от голода, дав мудрый совет.

Колдуны и знахари

Дедами уважительно называли знахарей да колдунов. К таким, как говаривали в Смоленской губернии, не грешно обращаться.

Медик, этнограф, исследователь русской народной медицины Гавриил Иванович Попов в своём труде «Русская народно-бытовая медицина. По материалам Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева» зафиксировал следующее утверждение, бытовавшее в Орловской губернии:

Дед в этом скорее помощь окажет: подшут (порчу) снимет, или водицы наговорной даст. А дохтур что? Палец посекёшь, «перхуй» (кашель) схватишь или запорище какое выйдет, ну, знамо дело, облегчение даст, к тому ён и учён, а чтоб того… пошавку (повальную болезнь) уничтожить – ни в жисть.

Нечистая сила

Известны упоминания водяных и лесных дедов. Так, например, на Ярославщине, дабы благополучно разрешиться от болезни, опускали в водоём кусок хлеба и просили прощения у воды и у «водяных дедов и прадедов».

Дедами называли водяных и леших. Дедом (а чаще дедушкой) – домового и дворового (причём на Дону слово дедушка настолько стало «почётным прозванием» домового, что таковое обращение к старому казаку расценивалось как оскорбление.

Также дедом, дедкой именовали нечистого духа, чёрта, а в Тульской губернии – ни много ни мало! – «главного дьявола».

Дедуньки – неопределённого облика нечистая сила.

Предки

Умерших родственников в народе называли святые деды, благословенные родители, отцы-матери, свои предки, праведные душечки. Они считались духами-опекунами дома и хозяйства, обладали высшим авторитетом для семьи и рода.

К таким дедам-предкам причислялись те родственники, которые умерли ненасильственной смертью («своей») и, как считалось, благополучно перешли на тот свет.

Праведные предки-деды противопоставлялись «нечистым» покойникам, умершим «не своей» смертью и ставшим вредоносными, злокозненными, опасными духами.

Причём, по некоторым поверьям, различали новых предков (два-три последних поколения умерших родственников, которых родня помнит ещё поимённо) и старых (умершие давно, за давностью лет как бы обезличенные).

Старые предки-деды – своеобразные родоначальники, им приписывались участие в изначальном освоении мира, жизнь в «золотом» веке

По умершим в течение последнего года не справлялись все индивидуальные поминки годового цикла (в третий, девятый, сороковой день, полугодовые и годовые). Как те самые сакральные предки-деды они воспринимались только по истечении года со дня смерти, лишь через год их можно было поминать наряду со всеми остальными предками в определённые дни.

От расположения и помощи предков-дедов зависят здоровье, погода, счастье, хозяйственное благополучие, удача... собственно, практически все стороны жизни человека.

Предки-деды являются потомкам во сне, предсказывая будущее и предостерегая от бед, охраняют дом, скот и посевы, помогают в сборе урожая, заботятся о новорождённых. Своё незримое присутствие могут обозначать звуками в доме по ночам.

Обязанность живых – забота о предках-дедах. В частности это означает соблюдать в поминальные дни особые правила поведения и строгие запреты (иначе можно навредить), приносить на могилы родственников ритуальную пищу, приглашать на общесемейную трапезу в дом, топить баню для «душечек» и оставлять на ночь тёплую воду и чистое полотенце, устраивать в честь дедов жертвоприношения перед началом важных семейных и хозяйственных предприятий.

Список использованной литературы

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Предки / Л. H. Виноградова // Славянская мифология: энциклопедический словарь
  • Старик / И. А. Седакова // Славянская мифология: энциклопедический словарь