В 1946 году, после окончания Второй Мировой войны, бывший член нацистской партии Германии, некий Герман Виртц решил создать чудо-таблетку — недорогой антибиотик широкого спектра действия. А поддерживал и помогал в начинании доктор Генрих Мюктер, участник экспериментов над заключенными в Бухенвальде. Был и третий человек, который работал над этой идеей. Это один из создателей нервно-паралитического газа зарина Отто Амброс. Вот только сделать что-то на благо народа не удалось. У трио получился талидомид, вызывающий серьезные мутации у детей.
Волшебная таблетка
Изначально все опыты по апробации талидомида ставились на грызунах. Мыши прекрасно выдерживали даже большие дозы препарата, поэтому ученые решили, что этого достаточно. Волшебная таблетка, панацея от всего сразу, готова! И вообще безопасна.
По популярности талидомид сравнивали разве что с аспирином. Последний просто покупали чуть чаще, но и новый препарат не отставал. О нем не знал разве что ленивый и плохо слышащий. Волшебное лекарство медики прописывали буквально от любых заболеваний — астмы, простуды, бессонницы. Рекомендовали талидомид и беременным женщинам. Он прекрасно боролся с утренней тошнотой, избавлял от раздражительности и давал выспаться. Считалось, что эти таблетки абсолютно безопасны для будущих мам, а тем более для будущих детей.
Дети-мутанты
Ирония судьбы заключалась в том, что первым пострадавшим от действия талидомида стал сотрудник компании Chemie Grünenthal, которая выпускала лекарство. В 1956 году его жена родила девочку без ушных раковин. Но тогда это посчитали чистой случайностью, совершенно не заподозрив чудо-препарат.
Однако когда число детей-мутантов перевалило за сотню, то немецкие медики встревожились не на шутку. Поначалу такие врожденные уродства связывали с испытаниями ядерного оружия в США. Они как раз пришлись на 50-60-е годы.
И только в конце 1961 года совместными усилиями врачей-педиатров из Германии, Австралии и Великобритании правда всплыла наружу.
А акушеры продолжали изумляться при родах. Что ни ребенок, то какое-то отклонение: деформации рук и ног, отсутствие конечностей, ушных раковин. Но встречались и проблемы с внутренними органами — сердцем, печенью, почками, мочеполовой системой и ЖКТ. Рос и процент детей с умственными отклонениями.
Австрийский доктор сразу связал такую аномалию с приемом талидомида. Это средство он прописывал беременным как противорвотное. А немецкий педиатр и генетик Видукинд Ленц описал несколько подобных случаев в Западной Германии.
Почему талидомид так опасен?
Причина в молекуле талидомида, а точнее ее строении. Она существует в виде двух изомеров: право- и левовращающегося. Чтобы вы поняли, проведем простую аналогию. Посмотрите на ваши руки. Правая и левая, они одинаковы только на первый взгляд. Но они зеркальное отражение друг друга. Вот также и с изомерами молекулы талидомида. Один вращается вправо и оказывает успокаивающий эффект, а другой — влево. И вот именно левовращающийся изомер и встраивается в ДНК эмбриона, нарушая естественный ход его развития.
Кто виноват?
Разумеется, врачи решили предупредить общественность и отправили письмо в медицинский журнал The Lancet. В нем они указали причину мутаций у детей — талидомид. Разразился огромный скандал, лекарство решили отозвать, но было поздно. Препарат можно было купить в 52 странах, быстро с продажи его не снимешь.
Последствиями приема талидомида стало наличие периферического неврита у более чем 40 тысяч человек, а на свет появилось более 8 тысяч детей с мутациями. По другим данным, их число больше — 12 тысяч.
40% детей не отпраздновали даже свой первый день рождения. Многие родители отдавали своих чад в детские дома, оставляли прямо в клиниках, только взглянув на внешний вид.
Разумеется, был и суд против Chemie Grunenthal. Он продлился пять лет, однако ни создатели препарата, ни сама компания не стали ответчиками в этом деле, хотя благодаря талидомиду тысячи детей умерли и еще больше остались инвалидами. Все списали на несовершенство процесса лицензирования фармакологических средств.
Впрочем, компания заплатила штраф и до сих пор платит пособия немецким семья, в которых родились талидомидные дети. После суда контроль за разработкой и апробацией лекарств стал в разы жестче, появились правила лицензирования FDA. Благодаря талидомиду стало ясно, что реакция подопытных животных и людей на один и тот же препарат может быть различной. Оказывается, мыши могут спокойно перенести смертельную для человека дозу.
До сих пор на плаву
Талидомид до сих пор используют, но под надзором медиков и в определенных случаях. Средство выписывают для лечения проказы, некоторых форм ВИЧ и рака. А в 2020-м планировали использовать препарат для борьбы с CoViD-19, но, к счастью, до этого так и не дошло.