Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Топ фраз, которые смогут уничтожить самооценку ребёнка.

Термины «уверенность в себе» и «самооценка» часто используют как синонимы. Хотя разница есть.

Самооценка — осознание личной ценности, умение распознавать свои сильные и слабые стороны. Чувство уверенности — это вера в свои способности и успех.

Самооценка ребенка во многом зависит от вас. Ваши слова как родителя способны развить или снизить её. Ребёнку нужны уважение, знание, что то, что он думает, чувствует, делает, важно для вас.

Малыш с хорошей самооценкой принимает себя как есть, знает, что достоин любви, и чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы использовать свои способности и преодолевать жизненные трудности. Это то самое понимание, что мы имеем ценность, несмотря на то, что не идеальны.

При этом самооценка может варьироваться от одного контекста к другому. Она может быть хорошей на двигательном уровне (езда на велосипеде, лазание), но нуждаться в повышении в общении с ровесниками.

Малыш с высокой самооценкой может:
▪︎ делать выбор;
▪︎ чувствовать себя комфортно с другими;
▪︎ выражать потребности, чувства, идеи и предпочтения;
▪︎ смело идти на небольшой риск и позволять себе совершать ошибки;
▪︎ доверять себе и другим;
▪︎ соблюдать правила.

Топ слов-кодов, которые нужно изменить.

Иногда мы произносим фразы-приговоры, способные уничтожить или сильно пошатнуть самооценку.

Вот они:

1 тип. Ребёнок — обуза. Фразы, заставляющие малыша думать, что он нежелателен и не является источником любви:
«Ты мне дорого стоишь (Отнимаешь массу времени)!»;
«Без тебя моя жизнь была бы проще!»;
«Я не могу больше терпеть тебя!».

Вспомните: если вам в детстве говорили так, что вы чувствовали? Скорее всего, следующее: «Родители были бы счастливее без меня, я плохой, никчёмный!».

2 тип. Сравнения с другими:

«Твой брат справляется лучше!»;
«Твои друзья могут, а ты нет!»;
«Ну, почему у сестры всегда пятёрки, а у тебя…?».

Понимая, что прибавлять нет смысла, ребёнок говорит себе: «Я никогда не смогу это сделать, и пытаться бесполезно», «Я хуже других!».

Лучше скажите так: «Ты пока не можешь, но я уверен, ты справишься».

3 тип. Критика. Высмеивание. Тыкание пальцем. Обычно это слова, подчёркивающие телосложение, внешние данные:
«У тебя хороший аппетит! Это видно!»;
«Ты худющая, как палка!»;
«Пальцы — как сардельки!».

Ребёнок не стыдится того, какой он — толстый или худой, большой ли у него нос. Он принимает своё тело и себя. Это мы, подчёркивая то, чего он не видит, раним и подрываем его самооценку.

4 тип. Указание на отсутствие способностей, бездарность, на то, что у него что-то не получается:
«Не трогай, всё равно сломаешь!»;
«Ты глупый или придуриваешься?»;
«Руки-крюки!».

Не у всех всё получается с первого раза. Даже если ребёнок понимает, что не может что-то, его уверенность подпитывается тем, как мы смотрим на него, что мы доверяем ему.

5 тип. Name-сalling. Навешивание ярлыков:
«Хватит плакать, нытик!»;
«Лентяй! Весь в папашу!»;
«Какое платьице! Ну, ты и модница!».

Это манипуляция. У ребёнка нет других критериев самооценки, кроме родительских. Освободите его от навязываемых ролей. Ярлык может закрепиться в сознании на всю жизнь. Ребёнок будет считать себя таким, даже не помня, почему. Если всё предрешено, зачем пытаться это менять?

Поговорите с сыном/дочерью. Помогите им обнаружить в себе позитивные качества. Ведь медлительность — оборотная сторона прилежания, стеснительность — сдержанности, а озорство — чувства юмора.

Удачи в воспитании детей!

Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru