О развитии эмоционального интеллекта, управлении своими эмоциями и обучении детей конфликтологии заговорили не так давно.
Если с детства усвоить некоторые утверждения, то жизнь становится приятной:
· Я неидеален.
· Я не обязан всем нравиться.
· Я не должен быть лучше кого-то.
· Я не должен быть, как кто-то.
· Я не обязан соответствовать ожиданиям окружающих.
· Я могу отказаться, сказать «нет».
· Я имею право быть собой.
· Я могу не делиться тем, чем не хочу.
· Я живой человек и имею право на положительные и отрицательные эмоции.
· Я имею право чего-то не знать.
· Я могу кому-то не нравиться, и это нормально.
· Я имею право не хотеть того, чего хотят другие.
Конечно, все эти утверждения не конфликтуют с вежливостью, этикетом, самоограничением, умением находить компромисс. Тут дело в степени применения.
Случается, ребёнок реагирует на ситуацию разрушительным для себя способом и нет наставника, способного скорректировать реакцию. Тогда у маленького человека может возникнуть стойкое убеждение о себе, мешающее гармонично влиться в социум и взаимодействовать в нём на качественном уровне.
Комплекс жертвы
Сброс ответственности за свои неудачи на других людей — суть комплекса жертвы. Даже если человек слабее и с ним поступили неправильно, есть несколько вариантов реакций на сложившиеся обстоятельства:
· обвинить окружающих;
· обвинить себя;
· принять ситуацию и двигаться дальше;
· найти выгоду, понять зачем, принять как урок.
Личная ответственность за свою жизнь — прекрасная защита от комплекса жертвы.
Чтобы ребёнок не принял позицию жертвы и не старался вызвать жалость у людей, следует:
· чаще обсуждать с ним ситуации, в которые он попадает, и его реакции на них;
· практиковать в семье благодарность — благодарите сами и научите детей благодарить прошедший день, вспоминая всё хорошее;
· учить заботиться;
· учить преобразовывать негативные мысли в позитивные;
· показать ребёнку несколько практик для успокоения. Например, «задувать свечки» — резко дуть на пальцы и загибать их, вставать в позу горы, глубоко и ровно дышать, петь, переключаться и т. п.
Профилактика — лучшее лечение.
Комплекс неполноценности — ощущение своей ущербности и превосходства других. Физические недостатки, чьи-то несвоевременные и несправедливые «комплименты». Ошибки воспитания, травмирующий негативный опыт. Всё это предпосылки к развитию комплекса.
В той или иной степени им страдает почти всё население планеты. Кого-то он заставляет маниакально добиваться больших успехов, кто-то под его тяжестью сгибает плечи, смиряется с апатией и плывёт по течению.
Никто из нас не может на 100% соответствовать социальному запросу хотя бы потому, что он будет разным у мамы, папы, бабушки, учителя, друга и знакомого. Всем не угодишь. Когда человек понимает, что не соответствует желаниям других, он испытывает злость, чувство вины, огорчение, разочарование и другие разрушительные эмоции, которые сложно укротить.
Комплекс неполноценности может сформироваться в семье и в других социальных группах. Общество требует от ребёнка быть умным, сильным, быстрым, красивым, смелым, счастливым, успешным и т. д. То есть навязывает свои требования хрупкой детской психике. В случае неудачи маленький человек чувствует себя плохим, ущербным, уродливым, глупым и начинает по этому поводу страдать. Жизнь — это не набор шоколадных конфет, то есть в ней, помимо приятного, есть и неприятное. Об этом нужно говорить с ребёнком.
Совершать ошибки — нормально.
Быть непохожим на других — нормально.
Иметь интересы, отличные от интересов окружающих, — нормально.
Необходимо донести до ребёнка, что любая его слабость — это лишь повод работать над собой. Любое несовершенство — это особенность, индивидуальность. И в конце концов, все люди разные.
Комплекс превосходства (комплекс отличника) — навязчивая, практически маниакальная потребность получать признание и высокие оценки своей деятельности.
Если ребёнка хвалят только за успехи, то комплекс отличника ему практически обеспечен. Также не стоит сравнивать его с соседскими и знакомыми детьми, потому что он такой, какой есть. И должен стать собой, а не Вадиком, Машей, Лёшей, у которых только пятёрки, и они успевают ещё по 15 кружков в день посетить, из каждого прихватив грамоту, медаль и восторги педагога.
За что хвалить и благодарить ребёнка? За то, что он есть, что он с вами, что просто радует вас своей улыбкой. Как не всё измеряется в деньгах, так не всё измеряется в успехах. Любовь, нежность, искренность нельзя заслужить или купить. Чем эмоционально ближе дети к родителю, тем проще им расти, развиваться и находить своё место в обществе.
А «отличники» часто страдают паническими атаками, скованностью движений, мышечными зажимами и другой яркой психосоматикой, усложняющей жизнь. Они остро переживают свои неудачи, взращивают в себе перфекционизм, накапливая внутреннее напряжение, приводящее в итоге к эмоциональной нестабильности и болезням.
Разрешайте себе и ребёнку ошибаться и быть несовершенным, свободным от мнения окружающих. Учите его слушать себя, свои желания и потребности, просить и благодарить, принимать поражения и победы, иметь любимое дело (хобби). Выстраивать отношения с окружающими, при этом сохраняя личные границы. Главное, чтобы маленький человек знал: родители всегда на его стороне — он за ними, как за каменной стеной.
Автор статьи: Alicia Ruva, мама дочки на СО, детский писатель
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: