Мы уже говорили о том, что в последнее время в связи с развитием фармацевтической промышленности и поступлением в лечебную сеть как большого арсенала пероральных сахароснижающих препаратов, так и аналогов инсулина и человеческого инсулина высокой очистки, острые осложнения сахарного диабета – такие, как кома, потеряли свою былую актуальность.
Куда больше внимания сейчас мы вынуждены уделять отсроченным, не острым, а хроническим осложнением сахарного диабета, проявлениям сосудистого синдрома.
Мы уже говорили о том что при сахарном диабете существует несколько факторов повреждения сосудистой стенки. Это и глюкозотоксичность, вызывающая нарушение и состава крови, и состава веществ сосудистой стенки за счёт реакции с избыточной глюкозой, и действия самого инсулина, который является анаболиком, и количество которого при сахарном диабете никогда полностью не соответствует физиологичному.
В итоге страдает инсулинонезависимая внутренняя сосудистая выстилка, в которой развиваются процессы дегенерации и воспаления, что в свою очередь, приводит к нарушению сосудистой проницаемости и свёртывания крови - таким образом в органах наступает ишемия, при значительном развитии которой начинает страдать функция самого органа.
Такое повреждение сосудов при диабете называется диабетической ангиопатией, при поражении сосудов микроциркуляторного русла мы получаем развитие гангрены, повреждение сетчатки глаза, где не только возникает ишемическое повреждение диска глазного нерва, но развиваются дополнительные неполноценные сосуды, которые легко рвутся, кровоточат в глазную полость , и потом из-за этих сгустков отслаивается сетчатка, что в сочетании ведёт к слепоте.
Также возникает повреждение нервных волокон из-за нарушения их питания.
При поражении сосудов макроциркуляторного русла повышается опасность инфаркта – и сердца, и мозга (инсульта), и почки, и лёгких, и кишечника – любого органа.
Совершенно понятно что данные осложнения будут развиваться тем быстрее, чем дальше от физиологического уровень глюкозы крови. Однако, при всём нашем арсенале мы не можем добиться совершенного соответствия гликемии физиологичному.
Отсюда: для оценки компенсации углеводного обмена у нас введёно понятие целевого диапазона и времени пребывания гликемии пациента в целевом диапазоне, то есть в диапазоне соответствующем либо физиологическому уровню гликемии, либо тоже физиологическому, но с поправкой на общее состояние и продолжительность прогнозируемой жизни ( мы помним, что чем меньше ожидаемая продолжительность жизни и чем выше сердечно-сосудистый риск, тем выше и целевой уровень гликемии, потому что у больных стариков мы начинаем больше бояться не прогрессирования сосудистых осложений, а гипогликемии. Которая чревата развитием тех же инфарктов и инсультов.
Вот к этому пребыванию в целевом интервале постоянно и нужно стремиться для минимизации риска развития и прогрессирования осложнений диабета без усиления риска гипогликемии.
И всё равно при всём нашем старании идеала в этом вопросе мы не добьемся, и осложнения всё равно будут развиваться – настолько медленно, насколько у пациента хороша компенсация обмена, но будут. И тут уже наша задача - проводить целенаправленную профилактику уже именно самих осложнений.
А для того, чтобы понять, где именно «тоньше», мы и проводим периодический осмотр, нацеленный на выявление этих осложнений.
Причем, по опыту мы знаем, что развитие каждого из этих осложнений имеет свой срок , и когда речь идёт о первом типе диабета, у которого четко проследживается начало, мы можем прогнозировать сроки первых проявлений осложнений заранее, и искать их целенаправленно в определённый срок с начала заболевания.
Однако, при втором типе, когда мы выявляем диабет, как правило, существующий уже некоторое неопределённое время, зачастую длительное, когда ангиопатия обусловлена уже не только диабетом, но и атеросклерозом возрастных пациентов, мы не можем предположить точные сроки начала этих осложнений. Следовательно, активный поиск мы проводим с первого дня выявления, а дальнейшие наши действия направлены на восстановление нормального состава сосудистой стенки, нормальной реакции сосуда на сосудосуживающие и сосудорасширяющие влияния и, конечно, в первую очередь на приближение уровня гликемии к целевому.
Препараты, которые мы используем для профилактикиосложнений называются «протекторы» - «предупреждающие». Ангиопротекторы – для сосудов, нейропротекторы – для нервов. Гепатопротекторы – для печени, нефропротекторы – для почек. Я сейчас не буду останавливаться на отдельных препаратах, но общее правило если ничего не беспокоит, просто есть диабет, по два месяца два раза в год – осенью и весной. Если уже появились симптомы, такая протективная терапия проводится уже практически постоянно.