2 октября 1970 г. вышел альбом Pink Floyd "Atom Heart Mother"

Источник: vinylpark.ru
Источник: vinylpark.ru

жанр: прогрессивный рок, остатки психоделического рока

Главных композиций отсюда не выделяю, поскольку пластинка представляет собой по построению классический альбом прогрессивного рока, формат которого заложили сами же Pink Floyd (наряду с King Crimson) ещё в конце 60-х годов: две длительные темы (одна из них - гигантская монументальная сюита) плюс три небольших песен. Альбом, с которым группа ворвалась в новое десятилетие с новыми задачами: вдоволь поэкспериментировав музыкально и аранжировочно на остатках былого величия психоделии в конце 60-х годов, команда вышла с наступлением 70-х на новый уровень. Сию работу можно назвать одной из главных, закрепивших в истории музыки и утвердивших "официально" понятие "прогрессивный рок", именно на этом альбоме Pink Floyd полноценно в нём обосновались.

Конечно, тут музыканты ещё продолжали эксперименты как с музыкальными формами, как аранжировочными, так и в плане технического прогресса. Здесь всё это можно услышать, собственно, в заглавном 23-хминутном эпосе Atom Heart Mother, который стал одним из лидеров большой инновации того времени: полноценного использования в рок-музыке инструментов классики. Имеется в виду не точечные какие-то песни, а полноценные масштабные произведения: наряду с концертным альбомом Deep Purple "Concerto For Group And Orchestra" 1969 г. или же рок-оперой "Jesus Christ Superstar" Э.Л. Уэббера, записанной в том же 1970-м году.

Помог команде с оркестровыми и хоровыми аранжировками авангардный музыкант и композитор Рон Гисин, ставший ещё и соавтором этой композиции. Вообще сама заглавная тема представляет собой шесть совершенно различных по своей сути мини-инструментальных композиций, связанных между собой основным музыкальным лейтмотивом: здесь есть и классическая психоделия флойдовская с ломаными ритмами и хоровыми выкриками, и пронзительная лирика под орган Ричарда Райта с мелодичным вокализом, и даже слегка прифанкованную часть с излюбленной Уотерсом басовой линией, прыгающей между двух октав и обрывочным и "едким" по звучанию соло Гилмора (на то время его фирменной манерой игры).

Важным техническим новшеством на альбоме и наиболее ярко выделявшемся именно на первой сюите была запись песен в квадрофоническом звучании - впервые группа попробовала это именно на этой работе, и именно музыка Pink Floyd как никакая другая получила за счёт этого дополнительный эффект при прослушивании.

Далее следовали три композиции за авторством каждого из основных сочинителей. Надо сказать, в то время, когда ещё даже и в намёках не было капитальное главенство Уотерса, команда старалась весьма демократично подходить к записи: совместно писали какие-то длинные и экспериментальные произведения, а также давали друг другу лично "высказаться" в отдельных песнях. В данном альбоме все три темы отлично отражают личности как Уотерса, как Райта, так и Гилмора. Единственное, что их объединяет: складывается ощущение, что на всех трёх композициях все участники будто "отдыхают" от сложности работы над первой эпической вещью.

Излюбленный акустический медитативный вариант Уотерса в If - в такой манере он постоянно будет делать на последующих альбомах "вступления" или "лирические отступления" как на альбомах PF, так и в сольном творчестве. Summer '68 я бы назвал одной из лучших песен Ричарда Райта (и моих любимых PF в принципе), в которой он ещё не сильно ударился в совсем уж депрессивную мелодику, а где его лиричность ещё подкреплена позитивной и помпезной аранжировкой с помощью синтезаторных духовых и громкого бэк-вокала Гилмора. Сам же Гилмор в своей песне Fat Old Sun тоже отличным образом преподносит свой "типаж" песен: от лирического и плавного начала к громким гитарным партиям.

Финал альбома в очередной раз доказывает, что с психоделией Pink Floyd на тот момент ещё пока не собирались расставаться, черпая из неё свои новые эксперименты, пусть даже и в таком шуточном и "бытовом" формате (тема Alan's Psychedelic Breakfast посвящена одному из роуди группы Алану Стайлзу, композиция "проводит" нас через обычный будний день в туре: от чиркания спичкой Аланом через мытьё посуды и до жарки бекона на сковородке - все эти звуки были реальными, а не стилизованными).

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Напоследок про обложку. Здесь можно заметить обратное: команда имиджево старалась как раз усиленно уйти от образа психоделических и "космических" экспериментаторов, которыми стала в конце 60-х годов. Новое время, которое смело можно было так и назвать - "прогрессивное" (ибо прогрессивный же рок) - требовало более "приземлённого" образа. А потому автор большинства обложек Pink Floyd Сторм Торгерсон, вдохновившись одним из изображений коровы Энди Уорхоллом, просто съездил в поля и сфотографировал первую попавшуюся бурёнку по кличке Лалабель III.

Другие статьи про Pink Floyd и их участников:

21 июля 1990 г. Роджер Уотерс возродил The Wall-шоу на обломках Берлинской стены
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта20 июля 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.