Режиссёр Борис Рыцарев большую часть жизни посвятил киносказкам. Карьеру он начал как автор лент героических, но в 1966 году он снял замечательный и сразу полюбившийся зрителям фильм «Волшебная лампа Аладдина» и с тех пор отдавал предпочтение именно сказкам. В 1983 году Рыцарев выпустил очередную картину, но сделал её в 3D-формате, это была красивая костюмная средневековая история «Ученик лекаря». Через два года режиссёр начал новую работу, и тоже в 3D, но на этот раз в основу были положены русские народные сказки, деликатно украшенные современными деталями и мягким юмором. А ещё в фильме появилась целая плеяда знаменитых советских актёров. И речь идёт о ленте, с которой зрители встретили новый 1987 год, — «На златом крыльце сидели…».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
За сценарий Борис Рыцарев взялся сам, позвав в соавторы Александра Хмелика, известного и востребованного сценариста, много работавшего в детском кино и принимавшего самое активное участие создании выпусков детского юмористического киножурнала «Ералаш». Не исключаю, что именно Хмелик придал сценарию «На златом крыльце сидели…» юмористическую окраску, но это юмор хорошего качества, подходящий и для детей, и для родителей. Некоторые шутки и сейчас вполне актуальны, например, причитания вдовствующей королевы, что
замуж её никто не возьмёт, потому что она с ребёнком (дочь, правда, уже невеста на выданье, но ведь всё равно ребёнок).
Вдохновение авторы сценария почерпнули из русского фольклора. По сюжету поблизости, через границу находятся два царственых владения. В одном — полноценная семья, с царём, царицей и тремя сыночками:
Пётр-царевич — красавчик и любитель пасьянсов и карточных гаданий, Павел-царевич — упитанный увалень, регулярно повторяющий фразу «не царское это дело» (о чём бы то ни было) и Иван-царевич, добрый и безотказный, но сообразительный парень.
По соседству правит королева. Её несчастный супруг сгинул в море в море, когда их дочка, принцесса Алёна, было совсем крохой. Нынче же она уже интересная, хоть заумная и своенравная девушка, которой пора замуж. Узнав, что за Алёной королева-мать, которой приходится следить за хозяйство, собственноручно починяя водопровод и электричество, отдаёт королевство, царевичи отправляются свататься.
Им предстоит встреча с Кощеем, его технологичным летающим товарищем Змеем Горынычем, который бесславно погибнет в схватке с Иваном. Кроме того, Ивану понадобится спуститься в морское царство, где, оказывается, вполне беззаботно проживает король Амфибрахий, тот самый, которого много лет оплакивает его жена-королева, и возвратить его домой. А ещё в сказке, снятой по мотивам русских народных, появится Джинн (очевидный привет «Волшебной лампе Алладина»).
Главные роли сыграли представители старой школы Лидия Федосеева-Шукшина (Королева), Татьяна Конюхова (царица), Леонид Куравлёв (король Амфибрахий), Михаил Пуговкин (царь). В роли морского царя — Зиновий Гердт, хитрый советник Королевы — Станислав Коренев, Джинн — Владимир Епископосян, Кощей — неожиданно Виктор Сергачёв. И надо заметить, что тут образ Кощея — один из лучших в советских сказках, почти не страшный, но очень ироничный.
Царевичей сыграли молодые, но уже замеченные зрителями актёры: Пётр — это Александр Новиков, Павел — Сергей Николаев, Иван — Геннадий Фролов. Но если Александр Новиков в сказке снялся впервые, то его Сергей Николаев и Ганнадий Фролов уже не раз были сказочными героями и запомнились как раз такими образами (хотя лично у меня Геннадий Фролов ассоциируется главным образом с драмой «Завтра была война» (1987), где он сыграл парня со смешной фамилией Стамескин).
Интересно, что Сергей Николаев был сильно старше своих экранных братьев: ему на момент съёмок было уже 40, хотя он на этот возраст не выглядел.
А вот исполнительницу роли принцессы нашли в московской школе. Это была Лена Денисова, для которой съёмки стали первыми.
Дебют юной актрисы сочли удачным и многие были уверены, что она продолжит карьеру. Однако девушка с кино жизнь не связала, этот фильм — её единственная работа.
Ну и ещё один персонаж, которого обязательного надо упомянуть. Это Змей Горыныч, которого создал специально для фильма художник-постановщик Сергей Бочаров. Это была внушительных габаритов конструкция, придуманная и собранная на киностудии имени Горького, где и делали сказку. Змей по-настоящему махал крыльями, изрыгал огонь и дым и рычать. Единственное, что он не умел, м летать. Но в этом ему помог студийный кран, так что на экране Горыныч весьма ловко летает.
Натуру для съёмок нашли в районе Обнинска, но некоторые эпизоды явно сняты где-то в других местах (не узнала, например, крепостную стену и не нашли информации). Эпизоды в помещениях снимали в павильонах киностудии, там же обустроили владения морского царя, где с сиренами песни поёт с с русалками пляшет Амфибрахий. По воспоминаниям актёров, снимавшихся в фильме. на площадке сложилась очень тёплая атмосфера. И благодаря усилиям режиссёра, и потому, что фильм всё-таки в первую очередь был адресован юной аудитории.
Но несмотря на это, всё равно очень рекомендую его посмотреть. Во-первых, из-за милого и беззлобного юмора, который сегодня, кажется, вообще исчез как явление. Во-вторых, из-за невероятно уютных примет времени, которые заставят вас ностальгировать.
Например, морской царь бреется электробритвой, говоря, что бритва заряжается от электрического ската, но он старый и напряжение не держит (и всё это голосом Зиновия Гердта. Представили это?
При этом в качестве зеркала у него — большая банка от сельди, помните, были такие, диаметром сантиметров 30).
А ещё заставил посмеяться эпизод, когда царь и царица смотрят телетрансляцию из королевства, в в ходе которой принцесса Алёна должна поцеловать одного из царевичей. И в самый интригующий момент трансляция прерывается программой «Танцы разных народов». Ничего не напоминает? И подобных эпизодов в картине масса. В общем, смотрите сказку «На златом крыльце сидели…». Думаю, что не пожалеете.
А вам доводилось в советские времена смотреть стереокино? Я помню, что такие фильмы показывали в московском кинотеатре «Октябрь» на проспекте Калинина, выдавая красно-зелёные очки.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: