Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Забытый странный фильм, который многие позже назвали важым и ценным

Проза русского писателя Николая Лескова так красочна и самобытна, что его произведения мало кто рискует экранизировать: слишком уж велик шанс утерять лесковский дух. Знаменитый рассказ «Левша» попытались перенести на экран дважды: сначала вышел одноимённый мультфильм (1964), а спустя двадцать лет, в 1987 году, художественный фильм снял молодой режиссёр Сергей Овчаров. И если мультфильм нашёл своего зрителя, прежде всего, среди детей, то вот

лента почти сразу канула в забвение, несмотря на блестящий актёрский состав, красивый съёмки и неординарность в целом.
Кадр из фильма «Левша»
Кадр из фильма «Левша»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Для Сергея Овчарова «Левша» стал первой полнометражной картиной. У него уже было несколько короткометражек, очень необычных и по замыслу, и по воплощению, но до массовой аудитории они не доходили, хотя профессионалы давали им высокие оценки. Сергей Овчаров был очень неравнодушен к русской истории и фольклору, в этом духе он сня дипломную работу «Нескладуха», а чуть позже, в 1983, и комедию «Небывальщина». Эти почти лубочные, похожие на ярмарочные спектакли ленты до зрителей не дошли, что режиссёра расстраивало. Про «Небывальщину» он сказал:

«В первую очередь, я добивался универсальности юмора… Хотел сделать фильм, который был бы смешным для всех и был бы интересным зрителю любой степени подготовленности».

Несмотря на неудачу, Сергей Овчаров продолжил следовать выбранной линии и задумал перенести в кино лесковского «Левшу». Сценарий он написал сам, помощь в этом ему оказал композитор Игорь Мациевский, знаток и собиратель русского фольклора, с которым Овчаров уже работал над «Небывальщиной». Сюжет, уверена, всем хорошо знаком: император Александр I отправляется в Англию, компанию ему составляет бравый казак Платов.

Кадр из фильма. Владимир Гостюхин в роли казака Платова
Кадр из фильма. Владимир Гостюхин в роли казака Платова
Местные умельцы показывают русскому царю уникальную игрушку — механическую танцующую блоху, но такую крошечную, что её можно увидеть лишь в мелкоскоп.

Александр блоху покупает.

Кадр из фильма. Юрий Яковлев в роли императора Николая I
Кадр из фильма. Юрий Яковлев в роли императора Николая I

Через несколько лет после кончины императора на престоле оказывается его брат Николай и среди наследства находит аглицкую безделушку. Казаку Платову поручается найти на Руси умельцев, способных скопировать блоху. И таковые находятся, а главный среди них — мастер Левша, сумевший даже подковать блоху. За это Левша награждается поездкой в Англию. На обратном пути Левша заключает пари с английским шкипером, кто кого перепьёт, и оно завершается печально.

Актёров на роли утвердили известнейших, хотя некоторым пришлось примерить образы весьма необычные. Императора Александра I играет Леонид Куравлёв, но узнать его не так уж и просто: манерный до приторности, с напомажеными губами бантиком и тонким голосочком — такого Леонида Куравлёва вы нигде не увидите.

Фото со съёмок. Леонид Куравлёв
Фото со съёмок. Леонид Куравлёв

Не менее любопытен Владимир Гостюхин в роли донского казака Платова. Владимир Гостюхин уже имел репутацию актёра реалистичной школы и амплуа героя сильного, мужественного, не чуждого психологии, но едва ли не впервые он предстал как эксцентрик, входящий в казацкую бурку, как в дверь и гарцующий без коня.

Фото со съёмок. Владимир Гостюхин
Фото со съёмок. Владимир Гостюхин

Николаем I, тоже не лишённым гротескности, стал Юрий Яковлев,

Фото со съёмок. Юрий Яковлев
Фото со съёмок. Юрий Яковлев

ну а Левшой — молодой актёр Николай Стоцкий, набирающий популярность.

Кадр из фильма. Николай Стоцкий в роли Левши и его коллеги-тульские умельцы (их играют Александр Суснин и Сергей Паршин)
Кадр из фильма. Николай Стоцкий в роли Левши и его коллеги-тульские умельцы (их играют Александр Суснин и Сергей Паршин)

Буквально за год до этого вышла мелодрама «Валентин и Валентина» (1985), после которой в Николая Стоцкого, сыгравшего в ней главную и очень романтическую роль, начали массового влюбляться девушки.

Фото со съёмок. Николай Стоцкий
Фото со съёмок. Николай Стоцкий

В других ролях в «Левше» знаменитостей предыдущего поколения Николая Крюкова и Александра Суснина, а также Льва Лемке, Николая Лаврова, Анатолия Сливникова.

Кадр из фильма. Лев Лемке
Кадр из фильма. Лев Лемке

В небольшой роли — будущая звезда российских комедий Александра Рогожкина о национальных охоте и рыбалке Виктор Бычков. А ещё одна небольшая роль досталась патриарху советского кино 80-летнему (!) Георгию Тейху.

По задумке Сергея Овчарова все герои говорят одним голосом — голосом рассказчика, читающего за кадром текст.

К большому сожалению, не удалось найти достоверную информацию о рассказчике (у меня были подозрения, что это Николай Стоцкий). Голос при этом вкрадчив, на грани шёпота, и в такой манере есть некоторая интимность, доверительность, как будто рассказчик делится задушевной, очень близкой ему историей. Но обратите внимание на несколько вокализов Александра I — тут героя озвучил Леонид Куравлёв (опять же,, каким-то совершенно нехарактерным теноровым тоном).

Кадр из фильма. Леонд Куравлёв
Кадр из фильма. Леонд Куравлёв

Фильм был готов к прокату в начале 1987 года. В Союзе кинематографистов он вызвал нешуточные дискуссии. Журналист-киновед Вера Желтова позже описывала ситуацию так:

«Одни, весьма умные и талантливые кинематографисты, яростно убеждены в явной несостоятельности фильма, другие, не менее умные и талантливые, столь же яростно оспаривают право на эксперимент, даже если авторская концепция кажется странной и спорной».

Занятно, кстати, что и самого Лескова в своё время критиковали за «Левшу», а сам рассказ коллеги и литературоведы назвали «набором шутовских выражений в стиле безобразного юродства».

Фильм «Левша» действительно вышел странным, ни на что не похожим, другого такого в советском кино, по крайней мере, к середине восьмидесятых, не было. Возможно, новаторский подход Сергея Овчарова был оценён бы больше, если бы лента вышла в иные времена, а не в момент, уже шла перестройка, и людей больше волновала реальность, а не искусство. От себя могу сказать, что поначалу картина выглядит, мягко говоря, весьма своеобразной, чуть ли не безумной и сюрреалистичной, но потом оказывается, что от него нельзя оторваться вплоть до финала.

А это блоха, которая, оказывается, не такая уж и маленькая. Её сделали на «Союзмультфильме» специально для фильма. На фото — худодник-оформитель игровых кукуол О. Масаинов
А это блоха, которая, оказывается, не такая уж и маленькая. Её сделали на «Союзмультфильме» специально для фильма. На фото — худодник-оформитель игровых кукуол О. Масаинов

Отдельно отмечу блистательную сцену с награждением Левши, когда награды и почести получают все, кроме собственно Левши. Это так по-нашему, так актуально во все времена и так смешно, что даже грустно.

Завершу обзор словам кинокритика Льва Аннинского, рассуждающего о «Левше» Сергея Овчарова в «Советском экране»:

«Вы много смеётесь по ходу просмотра. Потом выходите из зала и спрашиваете себя, чему же вы смеялись».

А вы видели этот необычный фильм?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: