Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Красочный фильм о русском солдате, победившем зло

Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.

Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-осовобдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.

Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, «солдатский» юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием «Сказка о храбром солдате». Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на «Марья-искусница» в честь главной героини.

Кадр из фильма «Марья-искусница»
Кадр из фильма «Марья-искусница»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут),

Кадр из фильма. Анатолий Кубацкий
Кадр из фильма. Анатолий Кубацкий

Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка). Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.

Кадр из фильма. Михаил Кузнецов и Витя Перевалов
Кадр из фильма. Михаил Кузнецов и Витя Перевалов

Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр.

Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных.

В «Марье-искуснице» Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.

Кадр из фильма. Георгий Милляр
Кадр из фильма. Георгий Милляр

Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.

Кадр из фильма. Нинель Мышкова
Кадр из фильма. Нинель Мышкова

Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в «Садко» (1952) и «Илье Муромце» (1956).

Фото со съёмок. Нинель Мышкова
Фото со съёмок. Нинель Мышкова

А вот Витя Перевалов, 10-летний ученик ленинградской школы, в отличие от взрослых коллег пробы проходил. Прежде он снялся в двух лентах, хотя роли в них были скромные. Зато

после «Марьи-искусницы» Перевалов стал настоящей юной звездой и появлялся на экране регулярно.

Другая маленькая актриса, сыгравшая внучку Водокрута Алёнушку, нашлась в Москве. Это была десятилетняя дебютантка Оля Хачапуридзе. Позже она ещё несколько раз снялась в маленьких ролях, но затем с кино порвала.

Кадр из фильма. Оля Хачапуридзе.
Кадр из фильма. Оля Хачапуридзе.

Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии, сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута. Роу вслед за Птушко активно применял и комбинированные съёмки, и трюки, и новейшее операторское оборудование, поэтому сказка и по нынешним временам смотрится великолепно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Александр Роу, задумав «Марью-искусницу», обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной,

Роу полагал, что подлинная душа сказки - в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.

И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные. Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную «игру» животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки:

заяц-барабанщик «учился играть» около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.

«Марью-искусницу» зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.

А вы давно смотрели сказки?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: