("Великий уравнитель 3", The Equalizer 3, 2023, США)
"В те времена укромные, теперь почти былинные..." (© Высоцкий), или, говоря прозаически, в начале 90-х, лексикон бывших советских граждан пополнился, в числе прочего, еще и мудреным словечком "эквалайзер". Смысл коего один мой знакомый, продавец аудио-видеотехники объяснял несведущим покупателям кратко и ясно: "Да это такая фиговина, чтобы в колонках лучше бу́хало и ци́кало".
Поэтому, когда в 2010-е на наши экраны вышел фильм про честного киллера под названием The Equalizer, многие из тех самых, теперь уже сведущих граждан так и рассудили: "А, ну значит этот мужик тоже, небось, умеет круто и бу́хать, и ци́кать".
Обзоры на первый и второй "Великий уравнитель" - по этой и этой ссылкам.
И, в общем-то, граждане были правы.
ЦРУшный мокрушник в отставке, а ныне человек с острой аллергией на несправедливость, Макколл и вправду метко "бу́хал" из всех видов огнестрельного оружия. А уж как он самозабвенно "ци́кал" ножичком врагов, и вовсе любо-дорого посмотреть. Тем более, что играл Маккола дважды оскароносный мастер на все роли Дензел Вашингтон. Да, возможно, не шибко спортивный для истинного героя боевика. Зато роли безбашенных, но смекалистых чернокожих дылд всегда были его коньком. И если его герои-крутыши вдруг где-то не дотягивали по физ-ре, там они всегда побеждали нахрапом и интеллектом.
Неудивительно, что и в роль совестливого киллера Маккола Вашингтон вписался, как пилот Формулы-1 в хорошо знакомый поворот. К тому же с известным экшен-мейкером Антуаном Фукуа они были знакомы давно, сняв когда-то культовый "Тренировочный день" (а позже еще ремейк "Великолепной семерки"). И тот факт, что кинофраншиза "Великого уравнителя" доросла до третьей части, совершенно не удивляет. При таком мастерстве и опыте этих двоих иначе и быть не могло, хотя стартовавший с нею в один год конкурент "Джон Уик" и обогнал ее на один фильм.
Чем радует "Великий уравнитель 3" на фоне предыдущих фильмов?
Во-первых, тем, что НАКОНЕЦ-ТО Маккол перестал читать нам свои занудные нотации на тему "А-та-та быть плохим!". Теперь он, напротив, куда чаще помалкивает, - при полном сохранении яркости образа, поскольку Вашингтон и без слов умеет быть чертовски артистичным. И эта мрачная немногословность Макколу гораздо более к лицу, чем прежние морализаторские проповеди. Особенно когда он толкает их с заляпанными чужой кровью руками на фоне кучки вражеских трупов.
Во-вторых, всем поклонникам "Гнева" Тони Скотта приказано откупорить шампанское! Ибо спустя долгие 19 лет здесь снова встретились на экране Вашингтон и Дакота Фаннинг. И если первый за это время всего лишь фотогенично постарел, то вторая вымахала из тогдашней болтливой шмакодявки не только в достойную барышню, но и в не менее достойную актрису. Правда, в "Уравнителе 3" "химия" между нею и Дензелом не шибко чувствуется, но это лишь потому, что совместных сцен у них крайне мало. В основном они общаются по телефону, а это, сами понимаете, уже не торт.
И, в-третьих, снят триквел, или, точнее, бо́льшая его часть, на невероятно красивом Амальфийском побережье Италии (полуостров Сорренто), в деревне Позитано (см. последний скриншот). Что погружает новые приключения Маккола в атмосферу повышенной живописности, тем паче саму деревушку нам покажут со всех выгодных ракурсов.
Всё это делает "Уравнитель 3" похожим на другую итальяно-киллерскую историю "Американец", снятую в не менее колоритном Кастель-дель-Монте, но лишь отчасти. Поскольку лента с Джорджем Клуни всё-таки неторопливый "созерцательный" триллер, а у Вашингтона в Позитано по сценарию заявлен боевик про героя-одиночку.
Но в любом случаи там и там окружающая героев, экзотическая обстановка тоже оказывает немаловажное влияние на их дальнейшую судьбу и поступки.
Чем не радует "Великий уравнитель 3" на фоне предыдущих фильмов?
Увы, до обидного малым числом боевых сцен и абсолютно банальной финальной битвой. Такое ощущение, что Фукуа и вовсе собирался снимать не триквел Макколиады, а какой-то вестерн, но его насильно заставили продолжить эту историю. Однако "дикозападное" вдохновение из Антуана пёрло так, что оно пропитало "Уравнителя 3" от начала и до конца. Что, к сожалению, в данном случае только минус. Ведь если в вестерне про героя-одиночку, спасающего целый город, меланхоличное повествование и редкие перестрелки уместны (каноны жанра, чего уж там), то в боевике про современные реалии они - явный анахронизм и убийство сюжетной динамики.
Но именно так всё здесь и происходит.
Вот Маккол, которого странным макаром занесло на Сицилию (далее объяснят, почему), выносит вперёд ногами аж целую мафиозную ячейку и забирает у нее какую-то черную сумку. Да только при этом сам нарывается на пулю и, добравшись еле-еле паромом и на машине до Позитано, теряет сознание прямо на дороге.
Тем не менее место для этого он выбрал правильное.
Нашедший его, добрый позитанский "участковый" доставил его тайком к доброму местному доктору. А тот, будучи мудрым стариком из бандитских краёв, попросил друга-участкового не заводить дела и вообще помалкивать о подстреленном незнакомце.
Ясен понт, что долго прохлаждаться в отключке Макколу никто бы не дал - чай его зовут не С. С. Кэпвелл, а здесь не Санта-Барбара. И тем не менее, далее точь-в-точь, как в вестернах, начинается до-о-олгая раскачка сюжета. Где наш очнувшийся недобитыш будет шляться по деревне, щупать кур, беседовать с людьми, пить кофе, захаживать на рынок, названивать в ЦРУ и страдать прочей скучной ерундой. Заодно он познакомится со своими будущими мальчиками для битья - залетной бандой из Неаполя, что трясет дань с местных торговцев и всячески унижает участкового.
И так понравится здесь Макколу, что он решит остаться в Позитано навсегда. А для полного счастья ему останется лишь жестко выполоть с корнями задолбавшую всех банду. И не забыть рассказать нам, зрителям, что он делал на Сицилии в первой сцене, и чем набита его загадочная черная сумка...
***
В общем, всё вроде бы и хорошо, и в то же время нет. Потому что по сравнению с большинством сегодняшних шавок-боевиков "Великий уравнитель 3" смотрится, без балды, породистой овчаркой: дорого, зубасто и стильно. Плюс уникальная натура Амальфийского побережья опять-таки радует ваш глаз и чувство географического прекрасного.
Однако в сравнении с предыдущими частями франшизы эта, к несчастью, наиболее сюжетно слабая и вялотекущая из всех. И даже традиционно крепкая, выразительная игра Дензела Дензеловича не убавляет сомнений в том, что я стану когда-нибудь пересматривать "Уравнителя 3". Ибо слишком уж одноразовым, драматически примитивным и банально-бледным в плане боевых сцен он получился.
Жаль, конечно, но ничего не попишешь.
Трейлер фильма: