(Pale Rider, 1985, США)
Редко кому ещё помимо Клинта Иствуда удавалось провести в своём творчестве столь чёткую границу кинематографических эпох. Всего семь лет разделяет две его последние режиссёрско-актерские работы в жанре "вестерн" - "Имя ему Смерть" и "Непрощенного", - а какая гигантская пропасть разверзлась между этими лентами! Пропасть во всём, начиная от сюжетной тональности и заканчивая, страшно сказать, актёрской игрой самого Клинта, которая ранее вроде бы была неподвластна эволюции. Тем не менее результат налицо. При взгляде на этих иствудовских героев - одинокого всадника без имени, прозванного в народе Проповедником, и усталого стареющего бандита в завязке Мунни, у которого буквально всё валится из рук, - кажется, что их играют совершенно разные люди. Потому что насколько хрестоматийно-шаблонным был первый, настолько непривычно "жизненным" стал второй. Особенно для поклонников Иствуда, кто на тот момент следил за его творчеством вот уже тридцать лет.
Как бы оно ни было, даже несмотря на то, что "Имя ему Смерть" не стал лучшим вестерном Клинта, для эпилога целой романтической эпохи вестерна это кино подходит идеально. Потому что в нём, как в кунсткамере, собрано всё, что делало в 20 веке этот жанр особым и популярным. И это "всё", даже показанное в пятьсот-какой-то раз, по-прежнему работало на зрителя и ничуть не раздражало. И шестикратные кассовые сборы "Имени..." лишний раз это подтверждают.
С чего начинается всякая уважающая себя, американская вестерновая классика в духе какой-нибудь "Великолепной семерки"? Правильно - со страшной обиды, которую наносят честным трудолюбивым героям алчный злодей и его банда. Роль первых в "Имени..." исполняют золотоискатели, законно выкупившие себе клочок земли и теперь горбатящиеся на нём от рассвета до заката. А мешает им спокойно горбатиться одна Большая Шишка, что тоже моет золото, только выше по течению реки. И не вручную, а в промышленном объеме, с помощью мощных водяных пушек. А поскольку дела у Шишки стали идти не ахти, вот он и положил глаз на золотоносную делянку наших старателей, где ещё можно было кое-чем поживиться.
Старатели, ясен пень, посылают Шишку с его амбициями к шишкиной матери. А в отместку тот и его прихлебалы, образно говоря, писают старателям в реку, как могут. И вот однажды, когда после очередного налёта банды на их артель и убийства собачки (как бы в виде намёка) дочурка одного из работяг помолилась на могилке бедного пёсика о чуде. И что бы вы думали? Чудо таки нагрянуло к ним уже на следующий день! Разве только под видом не спорхнувшего с небес ангела, а прицокавшего издалека, одинокого всадника. Который, едва спрыгнув с лошади, тут же засёк в городе очаг несправедливости. После чего схватил черенок от лопаты и расщепил его о головы мерзавцев, наехавших на добропорядочного золотоискателя.
А потом, опять-таки в лучших традициях дикозападной классики, пришелец задержался в гостях у хороших людей, чтобы ещё немножко мимоходом накостылять плохим. Неизвестно, правда, зачем он выдал себя за Проповедника - ибо где вечно молчаливый Иствуд, а где, блин, религиозные проповеди? - но никто не возражал, и шутка прокатила. А Шишка между тем призвал себе на подмогу не абы кого, а саму Великолепную Семерку... Ну ладно-ладно - не её, а другую "семерку", уже не столь великолепную. Но такую, которая не забоялась Проповедника и решила намекнуть ему, что пора бы и честь знать, а то слишком уж он в этих краях подзадержался.
Развязка этой истории тоже не преподнесёт сюрпризов, поскольку сработана она опять же в строгом соответствии с затёртыми канонами жанра. Что, однако, в данном случае вовсе не раздражает. Ведь мы же помним о том, что это была прощальная гастроль Клинта Иствуда в олдскульных вестернах, и способны прочувствовать историчность не только такого финала, но и всего фильма целиком.
***
В общем, больше добавить к вышесказанному особо и нечего. Спустя семь лет Иствуд снимет главный вестерн в своей режиссёрской карьере - "Непрощённого", - и многие забудут "Имя мне Смерть", просто потому что она проигрывает этому четырежды оскароносному колоссу по всем статьям. Хотя в действительности иногда приятно достать и её с антресолей, отряхнуть с неё пыль и пересмотреть, чего уж там. Тем более, что в 80-х сняли не так уж много хороших вестернов, а этот как раз один из таких.