Найти тему
6000 миль до Голливуда

Тренировочный день

Оглавление

Если друг оказался враг. Классика криминального жанра и один из лучших фильмов 2000-х.

(Training Day, 2001, США)

Понятно, что этой своей третьей по счету картиной Антуан Фукуа ("Король Артур", "Слезы солнца", "Стрелок", дилогия "Великий уравнитель") никакую Америку не открыл. Ведь фильмы с плохими-плохими копами, главными героями, выходили и до "Тренировочного дня: "Romeo Is Bleeding" (1993), "Плохой лейтенант" (1992, не путать с его вольным римейком 2009-го), "Жестокий полицейский" (1989, Такеши Китано).
Тем не менее, в отличие от них, именно лента Фукуа по-настоящему взбудоражила общественность, стала народной любимицей и выиграла одну из двух своих номинаций на Оскар (Лучшая мужская роль - Дэнзел Вашингтон).

- Не бойтесь, это не проверка водосчетчика.
- Не бойтесь, это не проверка водосчетчика.

В действительности никаких социально-политических проблем в своем фильме Антуан не поднимает и язвы пороков современного общества не вскрывает. Здесь полицейская коррупция и разгул бандитизма в бедных районах - всего-навсего фон, на котором разыгрывается местная история. Тогда как перво-наперво "Тренировочный день", это триллер, во вторую очередь - "бадди муви", а в третью - боевик.

И лишь в четвертую очередь он - драма. Да и то условная, поскольку у ее главного героя, насквозь продажного копа Алонзо (Вашингтон), не наблюдается, как положено в драмах, ни малейшей эволюции характера. От начала и до конца он - конченый мерзавец, выбрасывающий на стол сюжета все более и более грязные карты и не терзающийся из-за этого даже маломальскими муками совести. И на болту он вертит закон, который формально обязан защищать, полностью уверенный в том, что так и надо. Какое там - даже на своего маленького сына Алонзо начхать, ведь тот не вписывается в его систему жизненных ценностей - так, мелкий балласт, который надо кормить, дабы его мамаша не закатывала скандалы.

Что делает белый мальчик без учебника по квантовой физике в черном гетто среди бела дня? Ну, ответить на этот вопрос гораздо проще, чем о пресловутой девочке с учебником в гетто ночью.
Что делает белый мальчик без учебника по квантовой физике в черном гетто среди бела дня? Ну, ответить на этот вопрос гораздо проще, чем о пресловутой девочке с учебником в гетто ночью.

За всю "совесть" и моральные дилеммы в картине отвечает молодой напарник Алонзо Хойт (Итан Хоук). Который буквально сегодня вышел на свою новую службу и был приставлен к многомудрому уличному копу, дабы тот оценил, чего стоит паренек, и поучил его уму-разуму.
В теории, конечно. А на практике Хойт даже не подозревал, в какую свирепую игру и в какой роли Алонзо его втягивает. И каким в итоге адом вскоре обернутся все эти, казалось бы, забавные шутки и подколки над новичком.

Новичек же, ясен коп, от всех этих шуток и беспардонных методов работы напарника раз за разом испытывает легкий шок. Однако, чтобы не ударить в грязь лицом, стоически терпит и выполняет все приказы Алонзо, даже крайне сомнительные.
Впрочем, несмотря на это, нам дают понять, что Хойт вовсе не бесхребетный слизняк. И способен, "есличо", даже в одиночку, под усмешки коварного напарника, броситься в схватку с несколькими негодяями, выхватить от них по морде, но заступиться за обижаемую ими школьницу.
Я сказал "паренек"? Извините. Нет, конечно же, Хойт - мужик, пусть еще и малоопытный в своем ремесле.

Теперь мы знаем, для чего на самом деле нужна ванна в доме бандитов-латиносов. И правда, не на ковер же чужие мозги картечью разбрызгивать.
Теперь мы знаем, для чего на самом деле нужна ванна в доме бандитов-латиносов. И правда, не на ковер же чужие мозги картечью разбрызгивать.

Фишка картины: весь ее сюжет умещается в границах даже не суток, а одного дня - так сказать, "от рассвета до заката". В течение которого Алонзо и Хойт, по сути, занимаются рутиной: колесят на своей "тачке" туда-сюда по раЁну, наносят визиты разновсяческим мутным типам, нервируют местные банды, выворачивают карманы наркобарыгам и их клиентам, по дороге между адресатами перетирают "чисто за жизнь и всё такое". А попутно - верится с трудом, но тем не менее, - иногда даже исполняют свой полицейский долг, во как!

На первый взгляд вроде бы ничего удивительного и невероятного. И тем не менее при этом Антуан Фукуа умудряется мастерски, петелька за петелькой, запутывать сюжетную интригу в крутейший узел. Затем чтобы в конце пропитать этот узел бензином и поджечь, дабы он полыхнул так, что мало не покажется никому.

И, естественно, всё это было бы невозможно без великолепной игры Вашингтона и Хоука. Причем даже когда они просто расслабленно катаются по улицам, динамика у фильма не притормаживает ни на мгновение, работая лишь за счет эмоционального искрения между героями. Вот и неудивительно, что данная лента стала пропуском Фукуа в высшую режиссерскую лигу, где он, пусть с переменным успехом, но трудится и поныне.

- Что-что? Через 20 лет я сыграю... короля Шотландии Макбета? Да ладно, хорош прикалываться! (спойлер - сыграет).
- Что-что? Через 20 лет я сыграю... короля Шотландии Макбета? Да ладно, хорош прикалываться! (спойлер - сыграет).

***

В общем, что еще добавить к вышеозвученным комплиментам этому, без балды, выдающемуся фильму?
Разве что не всем известный факт, что в 2009-м Фукуа решил повторить свой успех и снял "Бруклинских копов" - такой же суровый криминальный жесткач с тем же Итаном Хоуком, вот только подобной известности эта лента, увы, не достигла.
А между тем ее даже можно считать неофициальным сиквелом "Тренировочного дня". Ведь тамошний герой Итана - именно такой коп, которым Хойт мог бы стать спустя эти восемь лет (если бы переехал в Нью-Йорк): усталый, озлобленный, тоже запачканный коррупцией, но все равно в чем-то по-прежнему "правильный" и стойкий.
Так что, если не смотрели "Бруклинских копов" - можете на досуге закрасить и этот пробел. А если же вы до сих пор вдруг не видели "Тренировочный день"... Что ж, тогда добро пожаловать на Землю, инопланетянин - впереди у тебя не один, а целых два замечательных фильма.

Трейлер фильма: