Найти тему
6000 миль до Голливуда

И снова банды Нью-Йорка. Рассел Кроу и Дензел Вашингтон в криминальной драме Ридли Скотта.

("Гангстер", American Gangster, 2007)

Что ж, ход логики маэстро Ридли Скотта перед созданием "Гангстера" был очевиден.
Подумать только: мужик снял за 30 лет своей режиссерской карьеры (на 2007 год) 16 "увесистых" картин, многие из которых стали культовыми, успел поработать, считай, во всех популярных голливудских жанрах, и лишь один из них всё еще оставался Ридли Фрэнковичем непокоренным. Тот самый, что уже прославил его соратников Фрэнсиса Форда Копполу,
Мартина Скорсезе, Брайана Де Пальму и Серджио Леоне.
Конечно же, речь идет о классической гангстерской саге, что в конце концов была взята в оборот и Скоттом.

Нет, ну так-то тротуар "нараЁне" широкий, но двум "широким" черным пацанам на нём всё равно без "тёрок"  не разойтись.
Нет, ну так-то тротуар "нараЁне" широкий, но двум "широким" черным пацанам на нём всё равно без "тёрок" не разойтись.

В одном лишь слегка прогадал Ридли: больно уж мафия ему для творческого "окучивания" досталась неинтересная. Или, точнее говоря, не такая интересная, как сицилийская, японская, ирландская, колумбийская, мексиканская и другие, более любимые сегодня массовым кинематографом. Ибо, как ты ее ни крути, но нет в чернокожей мафии Гарлема 60-70-х той стильности и брутального обаяния, как у всех вышеперечисленных. Более того, мафия эта с ее любовью к "ништякам" богатых белых, скорее, напоминает неуклюжих подражателей своим "коллегам" из "белых" районов и ничего оригинального кроме цвета лиц у неё нет.

Вдобавок история реально существовавшего гангстера Фрэнка Лукаса, по чьим автобиографическим заметкам был написан этот сценарий, тоже не сказать, чтобы чересчур захватывающая. Понятно, что в жизни обычно так и бывает, но для подобного фильма недостаток интересных, запоминающихся и лихо закрученных событий, это всё-таки существенный минус.

К счастью, скучным "Гангстера" тоже не назовешь, что уже целиком и полностью заслуга талантливой команды, его делавшей. Всё-таки в 2000-е Ридли Скотт был пока еще в отличной режиссерской форме и актеры у него играли выдающиеся - по крайней мере на флагманских ролях. Благодаря чему жизнеописание Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон) всё равно получилось драматичное, историчное и познавательное - для любителей той эпохи, разумеется... Ну или, вернее, настолько познавательное, насколько вообще можно верить мемуарам полуграмотного убийцы и наркоторговца.

Крутые роли, крутые гонорары, крутая физическая форма... И куда теперь ушло всё это, скажите на милость, Рассел Алексеевич?
Крутые роли, крутые гонорары, крутая физическая форма... И куда теперь ушло всё это, скажите на милость, Рассел Алексеевич?

Начинал Фрэнк Лукас фактически с нуля - обычным бандюком при толстой гангстерской шишке Гарлема 60-х Бампи Джонсоне. Однако кое-каким криминальным дарованием Лукас все же обладал, и со временем дорос до постоянного личного водителя Бампи - крутое карьерное достижение для какой-то "шестерки".

Кто бы знал, чем обернется для Фрэнка дальнейшая жизнь, да только в 1968-м его босс вдруг скоропостижно завершил карьеру. Причем редкой для своей профессии кончиной от сердечного приступа, а не от пуль неблагодарных непоклонников. После чего нахватавшийся у него "управленческой школы", Лукас и решил: пора действовать и строить собственную наркоторговую группировку. Благо упертость и зубы для борьбы с конкурентами у него имелись. Как и бизнес-план, да такой, что вскоре он позволит Фрэнку зашибать... аж по миллиону баксов в день!

Впрочем, там где есть чересчур ушлый гангстер, туда вскоре и копы на хруст купюр подтянутся. Как грязные, так и честные, вроде бессребреника Риччи Робертса (Рассел Кроу). Который и поведет на новоиспеченного короля Гарлема непримиримую охоту...
...Ну а мы продолжим радоваться противостоянию этих двух антагонистов, харизматично сыгранных Вашингтоном и Кроу.
Жаль только, клеймо "основано на реальных событиях" не позволит им развернуться во всю художественную ширь и мощь гангстерского жанра, в духе "
Лица со шрамом", или "Пути Карлито". Поэтому развязка сей эпопеи тоже будет сугубо "жизненной" и далеко не самой головокружительной из всех возможных.

Так сказать, угадайте с одного раза, кто здесь мерзкий грязный коп, а кто совестливый уголовник с понятиями.
Так сказать, угадайте с одного раза, кто здесь мерзкий грязный коп, а кто совестливый уголовник с понятиями.

***

В общем, несмотря на то, что Ридли Скотт не смог заплыть за буйки биографий Фрэнка Лукаса и Риччи Робертса и сделать своего "Гангстера" еще остросюжетнее, он всё-таки выжал из имеющегося у него материала весь "драматический" потенциал.
И очень даже удачно. Вопреки скромным итогам кинопроката, лента нашла немало своих поклонников на видео и в графу творческих неудач Скотта явно не входит. Наоборот, пусть не на ведущих позициях, но фигурирует в списке современной "гангстерской" классики, а также в коллекциях любителей жанра.
И, разумеется, надо добавить, что вы можете лишний раз уважить дедушку Ридли, посмотрев "
Гангстера" в его 175-минутной режиссерской версии, а не в "театральной", которая на 20 минут короче.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):

Всем, кто хочет угостить автора коньячком: