Найти тему
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец. Долгожданная реставрация основы завершена

Дорогие друзья и читатели канала, всех приветствую!

Сегодня показываю и рассказываю о следующем этапе работы с иконой Святителя Николая.

Фрагмент иконы в процессе реставрации
Фрагмент иконы в процессе реставрации

Когда я удалила старые вставки реставрационного грунта, а перед этим удалила грубые реставрационные записи, я наконец-то получила доступ к основе иконы (к доске) с лицевой стороны.

-2

Под толстым слоем грунта открылись глубокие трещины доски - это и было причиной того, что грунт растрескался и начал осыпаться.

Во время предыдущей реставрации, реставратор нарушил технологию и заполнил трещины грунтом.
Во время предыдущей реставрации, реставратор нарушил технологию и заполнил трещины грунтом.

Также оставались сбитые и сточенные углы и грани доски, которым требуется наращивание.

Вид с лицевой стороны. Стрелками показываю утрату основы.
Вид с лицевой стороны. Стрелками показываю утрату основы.

В музейной реставрации, как правило, проводят консервацию и на этом останавливаются. Наращивание углов и воссоздание первоначального размера иконы не делают.

Фрагмент основы, тот же угол со стороны бокового торца.
Фрагмент основы, тот же угол со стороны бокового торца.

Прежде чем приступить к работе с деревом, надо провести укрепление грунта и красочного слоя на тех участках, где я поработала с грунтом и там, где связь их с основой ослаблена, например, где есть кракелюр, потёртости по периметру. Это называется местное укрепление.

Рабочий процесс
Рабочий процесс

В данном случае я использовала папиросную бумагу. Укрепляем мы только осетровым натуральным клеем. Думаю, вам будет интересно узнать, что при реставрации картин, по причине подвижности и упругости основы (холста), в осетровый клей в качестве пластификатора всегда добавляется натуральный 🍯... да, мёд! Делается это с давних времён, с начала 19-го века, когда в Эрмитаже работал наш первый русский реставратор Андрей Филиппович Митрохин. Разработанные им методики и материалы применяются до сих пор.

После укрепления можно, наконец, заняться восстановлением основы.

Берём самую мелкую фракцию древесных опилок, древесную муку...
Берём самую мелкую фракцию древесных опилок, древесную муку...

Добавляем к древесной составляющей растительные волокна, используем джут, пеньку, лён:

В этот раз у меня джут, приобрела бобинку, протестировать и сравнить.
В этот раз у меня джут, приобрела бобинку, протестировать и сравнить.

Потом наполнитель перемешиваем с клеем и получаем пластичную массу рабочей консистенции.

-9

Этой массой, в несколько слоёв с промежуточными просушками восстанавливаем все утраты и сколы, заполняем трещины, набираем объем утраченной основы.

Левый верхний угол иконы
Левый верхний угол иконы
Левый нижний угол иконы
Левый нижний угол иконы
Заполненная древесно-волокнистой смесью трещина
Заполненная древесно-волокнистой смесью трещина
Заполненная трещина у правого края иконы.
Заполненная трещина у правого края иконы.

Теперь, когда восстановление основы выполнено, можно переходить к работе со следующим слоем - с грунтом.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, к культуре, к искусству и истории! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Реставрация иконы Святого Николая Чудотворца:

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Часть 4 - Часть 5 - Часть 6

Часть 7 - Часть 8 - Часть 9

Часть 10 - Часть 11 - Часть 12

Часть 13 (мы здесь)

Часть 14 - Часть 15