Найти тему
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец, первый осмотр иконы

Уважаемые читатели и друзья, всех приветствую!

В этой статье посмотрим состояние сохранности иконы, определим план реставрационных работ. Любая реставрация начинается с осмотра и изучения памятника. Памятник старины, памятник культуры и искусства - так тоже можно сказать. Изучаем икону с лицевой и оборотной стороны, с торцов. Осматриваем в прямом свете и в боковом - на отсвет. Используем лупу, бинокулярную лупу, кому удобнее. Это минимум, без которого не обойтись. Для более глубокого и детального изучения предмета реставратор пользуется микроскопом и лампой ультрафиолетового света.

ЧАСТЬ 1.

Икона Святой Николай Чудотворец до реставрации, общий вид.
Икона Святой Николай Чудотворец до реставрации, общий вид.

Во время предыдущей реставрации на нашей иконе были устранены две глубокие трещины. Они хорошо видны с лицевой и оборотной стороны. Клеевой стык прочный, крепко держит части доски.

Лицевая сторона иконы. Следы предыдущей реставрации, склеенные трещины.
Лицевая сторона иконы. Следы предыдущей реставрации, склеенные трещины.

Трещинами в этот раз заниматься не придется, что хорошо.

Теперь осмотрим углы, все по очереди.

Икона до реставрации, левый нижний угол.
Икона до реставрации, левый нижний угол.

Все четыре угла иконы сильно пострадали, утрачен красочный слой вместе с левкасом.

На всех углах утраты древесины - ребра сбиты, сточены, потёрты, в итоге углы закруглены.

До реставрации, верхний левый угол. Утрата основы. Положила линейку, чтобы визуально показать, какой по размеру фрагмент доски сбит.
До реставрации, верхний левый угол. Утрата основы. Положила линейку, чтобы визуально показать, какой по размеру фрагмент доски сбит.

С углами нужно будет поработать, где необходимо - нарастить.

Икона до реставрации, верхний левый угол.
Икона до реставрации, верхний левый угол.

Вот второй угол - та же картина. Утраты красочного слоя и левкаса до основы. Между доской и грунтом виден слой бумаги (стрелки, оранжевым цветом). Бумага, в отличие от ткани (паволоки), не улучшила сцепление грунта с основой, и с течением времени грунт начал отслаиваться и осыпаться на углах, по периметру доски, вдоль трещин, вокруг утрат. Если пишете икону - не пренебрегайте паволокой, она обеспечит вашему произведению долговечность и убережёт красочный слой во многих случаях.

* Паволока (от волочить) — ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

Ещё немного о паволоке. Иконы, изготовленные для богатых заказчиков и для людей малоимущих, для паломников всегда сильно отличались по качеству используемых материалов, материалу основы и по уровню исполнения. На дорогие иконы, написанные на кипарисовых досках, в качестве паволоки наклеивали хорошую ткань со сложным плетением, покрывая ею всю поверхность доски - сплошную.

Сплошное приклеивание паволоки.                                              Фото stseraphimmichigan.org
Сплошное приклеивание паволоки. Фото stseraphimmichigan.org

На иконах среднего ценового уровня, паволока наклеивалась частично, закрывала стыки составных досок или их дефекты, сучки, косослой. На иконах дешёвых и производимых в больших количествах вместо ткани использовали бумагу. Результаты такой замены мы и наблюдаем на нашей иконе.

До реставрации. Верхний торец. Стык двух досок - желтыми стрелками. Трещина - красным цветом.
До реставрации. Верхний торец. Стык двух досок - желтыми стрелками. Трещина - красным цветом.

У нашей иконы основа составная из двух досок. Но трещины образовались не в месте стыка, а в месте наибольшего напряжения и изгиба, это зависит от расположения годичных колец на доске.

Про авторский грунт (левкас) в целом можно сказать, что связь с основой хорошая, ослаблена и нарушена на отдельных участках - вдоль повреждений и утрат основы. На этих участках нужно провести укрепление.

А вот состояние старого реставрационного грунта, оставленного предыдущим реставратором - неудовлетворительное, связь с основой ослаблена, местами нарушена.

До реставрации. Вставка реставрационного грунта, по которой прошла трещина. Сам грунт растрескаться, местами выпал.
До реставрации. Вставка реставрационного грунта, по которой прошла трещина. Сам грунт растрескаться, местами выпал.

Реставрационные вставки усохли, растрескались, частично осыпались. Все они подлежат удалению и замене.

Состояние сохранности красочного слоя посмотрим в следующей статье.

Реставрация Иконы Святого Николая Чудотворца:

Часть 1 - Часть 2 (мы здесь)

Часть 3 - Часть 4 - Часть 5

Часть 6 - Часть 7 - Часть 8

Часть 9 - Часть 10 - Часть 11

Часть 12 - Часть 13 - Часть 14

Часть 15 - Часть 16

Фото обложки
Фото обложки

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.