Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Начинаю рассказывать и показывать следующий этап, удаление записей с красочного слоя иконы. Это самый волнительный, самый торжественный и один из самых ответственных этапов в работе над любым живописным произведением.
Записи это следы жизнедеятельности предыдущего "мастера", который занимался реставрацией произведения до нас и делал это небрежно. В целом результат работы может быть положительным, ведь произведение спасено от возможной гuбeлu, сохранено, починено. В стародавние времена и термин такой использовался - "чинить", "починя́ть".
Но, есть одно "но": после такой починки на поверхности иконы лежит слой чужеродной краски, оставленный этим умельцем, который может скрывать и половину живописи, и больше.
Помните детскую школьную поговорку: "смотришь в книгу - видишь фигу"? Была дразнилка такая для двоечников.
А теперь в роли таких двоечников можем оказаться мы: глядя на икону, видим не тот цвет, который выбрал иконописец, создавая её при свечах в своей тихой, скромной келье, а чужую краску, которую реставратор намазал поверх авторской. А оно нам надо?
Я понимаю, что вам пока непонятно, почему это запись. Казалось бы, вроде неплохой красный цвет, равномерный, по цвету подходит к одеждам Святителя Николая. Что же с ним не так?
И ещё фото, пара букв с большим увеличением.
Текста всё меньше, фотографий всё больше... Но не спешите радоваться, я ещё вас помучаю, я ещё не всё рассказала.)))
Уверена, теперь вы эту запись видите. Она плотная, глухая, темно-красного цвета, такого неприятного сизого оттенка, напоминающего цвет сырого мяса. А вот внутри букв мы видим кусочки авторского красочного слоя и по цвету он совсем другой. Он светлее, ярче, он прозрачнее, по цвету скорее оранжевый, такой цвет, образно, спелой сочной морковки.
Вы, конечно, можете сказать: да, может, это сам автор перекрасил поле! Не понравился ему оранжевый, он взял цвет краснее и темнее и первый слой перекрыл. Откуда нам знать, где автор, а где не автор?
Есть много способов это определить, много возможностей. На этой иконе покажу два, которые позволяют с уверенностью определить позднейшую запись.
Первое:
На фото видно, что темно-красный цвет и белая полосочка лежат прямо на поверхности доски, заходят на неё.
Второе:
На фото видно, что этот темно-красный слой краски лежит на... вставке реставрационного грунта. Грунт из-под него в некоторых местах выглядывает, я его показала голубыми стрелочками, а поверхлежащую запись - синими.
Как мы уже выяснили в предыдущей статье, реставрационный грунт из глубоких трещин мы должны удалить. Так что, приступим к удалению этой плотной сплошной записи. Видео я выложу отдельно, а пока посмотрим на этот процесс на фотографиях.
- В углу уже поработала, открывается авторский цвет полей - зелёные галочки. - Открывается авторская белая полоса - зелёные стрелочки. - Белым пунктиром показываю границу между рабочим участком и записью. - Красные галочки и стрелки указывают на запись.
- Ватный тампон стоит на участке с трещиной. Трещина проходит по вставке реставрационного грунта, ниже - трещина доски, до которой нам нужно добраться.
Галочками показала, как отличается белая полоска автора от белой полоски на записи.
Авторский цвет полей - ясный, светлый, чистый. Буковки четкие, изящные. Есть утраты и потёртости красочного слоя на полях, это и было причиной такой грубой записи.
Завершая статью об этом сложном и важном этапе реставрации, обобщу и скажу главное. Удаление записей даёт нам возможность увидеть подлинного автора. Утраты, потёртости красочного слоя должны тонироваться тщательно и аккуратно, в пределах утрат, каким бы долгим этот процесс не был.
Пока я готовлю видео-формат этой темы, с бо́льшим количеством фото, видео-вставками и минимумом текста, приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Древний Город Рим!
Для нас закрыли границы, но есть интернет, и это мой первый опыт - я сделала онлайн-выставку на канале.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.
Часть 7 (мы здесь) - Часть 8
Часть 12 - Часть 13 - Часть 14
Часть 15