Найти в Дзене
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец. Таинство раскрытия (7)

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас! Начинаю рассказывать и показывать следующий этап, удаление записей с красочного слоя иконы. Это самый волнительный, самый торжественный и один из самых ответственных этапов в работе над любым живописным произведением. Записи это следы жизнедеятельности предыдущего "мастера", который занимался реставрацией произведения до нас и делал это небрежно. В целом результат работы может быть положительным, ведь произведение спасено от возможной гuбeлu, сохранено, починено. В стародавние времена и термин такой использовался - "чинить", "починя́ть". Но, есть одно "но": после такой починки на поверхности иконы лежит слой чужеродной краски, оставленный этим умельцем, который может скрывать и половину живописи, и больше. Помните детскую школьную поговорку: "смотришь в книгу - видишь фигу"? Была дразнилка такая для двоечников. А теперь в роли таких двоечников можем оказаться мы: глядя на икону, видим не тот цвет, который выбрал иконописец, создавая её

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Начинаю рассказывать и показывать следующий этап, удаление записей с красочного слоя иконы. Это самый волнительный, самый торжественный и один из самых ответственных этапов в работе над любым живописным произведением.

Вот фото иконы до реставрации. У неё полностью записаны поля - темно-красный цвет по периметру иконы с белоснежной, как офисная бумага, каёмочкой - это поздняя запись.
Вот фото иконы до реставрации. У неё полностью записаны поля - темно-красный цвет по периметру иконы с белоснежной, как офисная бумага, каёмочкой - это поздняя запись.

Записи это следы жизнедеятельности предыдущего "мастера", который занимался реставрацией произведения до нас и делал это небрежно. В целом результат работы может быть положительным, ведь произведение спасено от возможной гuбeлu, сохранено, починено. В стародавние времена и термин такой использовался - "чинить", "починя́ть".

Фрагмент иконы, нижнее поле. Галочками жёлтого цвета я показала грубую реставрационную запись. Она везде.
Фрагмент иконы, нижнее поле. Галочками жёлтого цвета я показала грубую реставрационную запись. Она везде.

Но, есть одно "но": после такой починки на поверхности иконы лежит слой чужеродной краски, оставленный этим умельцем, который может скрывать и половину живописи, и больше.

Помните детскую школьную поговорку: "смотришь в книгу - видишь фигу"? Была дразнилка такая для двоечников.

А теперь в роли таких двоечников можем оказаться мы: глядя на икону, видим не тот цвет, который выбрал иконописец, создавая её при свечах в своей тихой, скромной келье, а чужую краску, которую реставратор намазал поверх авторской. А оно нам надо?

Фрагмент иконы, поля в нижней части. Стрелки указывают на белую полоску, это тоже запись.
Фрагмент иконы, поля в нижней части. Стрелки указывают на белую полоску, это тоже запись.

Я понимаю, что вам пока непонятно, почему это запись. Казалось бы, вроде неплохой красный цвет, равномерный, по цвету подходит к одеждам Святителя Николая. Что же с ним не так?

Красным цветом показываю верхний слой краски, глухой, темнее по тону, грязнее оттенком, он заходит на кончики букв - красными кружками я обвела такие заходы. Зелёными стрелочками показываю авторский красочный слой.
Красным цветом показываю верхний слой краски, глухой, темнее по тону, грязнее оттенком, он заходит на кончики букв - красными кружками я обвела такие заходы. Зелёными стрелочками показываю авторский красочный слой.

И ещё фото, пара букв с большим увеличением.

Те же обозначения, что и на предыдущем фото. Красным цветом показываю запись, зелеными стрелочками - цвет автора.
Те же обозначения, что и на предыдущем фото. Красным цветом показываю запись, зелеными стрелочками - цвет автора.

Текста всё меньше, фотографий всё больше... Но не спешите радоваться, я ещё вас помучаю, я ещё не всё рассказала.)))

Уверена, теперь вы эту запись видите. Она плотная, глухая, темно-красного цвета, такого неприятного сизого оттенка, напоминающего цвет сырого мяса. А вот внутри букв мы видим кусочки авторского красочного слоя и по цвету он совсем другой. Он светлее, ярче, он прозрачнее, по цвету скорее оранжевый, такой цвет, образно, спелой сочной морковки.

Вот ещё один участок, где остался незакрашенным кусочек авторского красочного слоя (автора), а красными стрелками показываю, где автор просвечивает из-под записи.
Вот ещё один участок, где остался незакрашенным кусочек авторского красочного слоя (автора), а красными стрелками показываю, где автор просвечивает из-под записи.

Вы, конечно, можете сказать: да, может, это сам автор перекрасил поле! Не понравился ему оранжевый, он взял цвет краснее и темнее и первый слой перекрыл. Откуда нам знать, где автор, а где не автор?

Есть много способов это определить, много возможностей. На этой иконе покажу два, которые позволяют с уверенностью определить позднейшую запись.

Первое:

-7

На фото видно, что темно-красный цвет и белая полосочка лежат прямо на поверхности доски, заходят на неё.

Второе:

-8

На фото видно, что этот темно-красный слой краски лежит на... вставке реставрационного грунта. Грунт из-под него в некоторых местах выглядывает, я его показала голубыми стрелочками, а поверхлежащую запись - синими.

Как мы уже выяснили в предыдущей статье, реставрационный грунт из глубоких трещин мы должны удалить. Так что, приступим к удалению этой плотной сплошной записи. Видео я выложу отдельно, а пока посмотрим на этот процесс на фотографиях.

-9

- В углу уже поработала, открывается авторский цвет полей - зелёные галочки. - Открывается авторская белая полоса - зелёные стрелочки. - Белым пунктиром показываю границу между рабочим участком и записью. - Красные галочки и стрелки указывают на запись.

- Ватный тампон стоит на участке с трещиной. Трещина проходит по вставке реставрационного грунта, ниже - трещина доски, до которой нам нужно добраться.

Работа впрокатку ватным тампоном на черенке, запись уходит, из-под нее показывается реставрационная мастиковка. Красные стрелки.
Работа впрокатку ватным тампоном на черенке, запись уходит, из-под нее показывается реставрационная мастиковка. Красные стрелки.

Галочками показала, как отличается белая полоска автора от белой полоски на записи.

Вот так выглядят авторские буковки, открытые из-под записи.
Вот так выглядят авторские буковки, открытые из-под записи.

Авторский цвет полей - ясный, светлый, чистый. Буковки четкие, изящные. Есть утраты и потёртости красочного слоя на полях, это и было причиной такой грубой записи.

Наверное, можно уже не объяснять, что где. Вы уже отличаете автора и запись.)))
Наверное, можно уже не объяснять, что где. Вы уже отличаете автора и запись.)))
В процессе удаления записей с полей иконы
В процессе удаления записей с полей иконы

Мелкие записи (слева), неаккуратные, с заходом на автора тоже удаляются, на их месте потом будет сделана тонировка в пределах утраты в цвет и в тон авторской живописи.
Мелкие записи (слева), неаккуратные, с заходом на автора тоже удаляются, на их месте потом будет сделана тонировка в пределах утраты в цвет и в тон авторской живописи.

Завершая статью об этом сложном и важном этапе реставрации, обобщу и скажу главное. Удаление записей даёт нам возможность увидеть подлинного автора. Утраты, потёртости красочного слоя должны тонироваться тщательно и аккуратно, в пределах утрат, каким бы долгим этот процесс не был.

Пока я готовлю видео-формат этой темы, с бо́льшим количеством фото, видео-вставками и минимумом текста, приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Древний Город Рим!

Для нас закрыли границы, но есть интернет, и это мой первый опыт - я сделала онлайн-выставку на канале.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Часть 4 - Часть 5 - Часть 6

Часть 7 (мы здесь) - Часть 8

Часть 9 - Часть 10 - Часть 11

Часть 12 - Часть 13 - Часть 14

Часть 15

Фото обложки. Поля раскрыты от записи
Фото обложки. Поля раскрыты от записи