Найти тему
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец, красочный слой

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Сегодня заканчиваем осмотр и изучение состояния нашей иконы. Статью разделила на две части из-за большого количества фотографий. Итак, вставки старого реставрационного грунта придется удалить. Они и сами выпадают, на фото ниже показала красными стрелками.

До реставрации, фото с увеличением. Фрагмент с растрескиванием и утратой вставки реставрационного грунта. Оранжевым: там где реставрационный грунт лежит тонким слоем, он держится лучше.
До реставрации, фото с увеличением. Фрагмент с растрескиванием и утратой вставки реставрационного грунта. Оранжевым: там где реставрационный грунт лежит тонким слоем, он держится лучше.

Всегда ли нужно удалять следы предыдущей реставрации? Нет, такой цели не стоит. Но если реставрация выполнена некачественно, приходится это делать. На участке выше (показала красными стрелками) грунт подвели толстым слоем, он дал усадку, образовался кракелюр и кусочки грунта начали выпадать. Таких участков на иконе очень много и с ними предстоит работать.

Следующая задача - восстановить потёртые углы иконы, коллаж ниже.

В музеях достаточно часто случается видеть подобные открытые участки доски, когда икона просто законсервирована. Реставрационный совет принимает решение оставить ее в таком виде.
В музеях достаточно часто случается видеть подобные открытые участки доски, когда икона просто законсервирована. Реставрационный совет принимает решение оставить ее в таком виде.

Владелица иконы хочет вернуть иконе первозданный вид и я её полностью поддерживаю.

Теперь переходим к красочному слою - это самое ценное, что есть в живописном произведении. Если не хватает половины изображения, особенно ликов, икона (и картина тоже) теряют художественную ценность. На нашей иконе изображение Святителя Николая в хорошей сохранности, что особенно радует. На нём есть потёртости и мелкие утраты незначительной площади, и совсем нет записей. Лик полностью авторский.

До реставрации. Лик очень красив, поставлю это фото в заглавие статьи.
До реставрации. Лик очень красив, поставлю это фото в заглавие статьи.

Остальная поверхность: нимб, фон, поля - были сильно потёрты, далеки от своего первоначального вида, от авторского замысла. Изначально икона выглядела нарядно, празднично, несмотря на недорогую стоимость. Левкас был прочеканен узором из мелких цветочков, серебряная подложка, покрытая ярко-желтым лаком переливалась и блестела, как позолоченная.

До реставрации. Левый нижний угол иконы, риза Святителя. Красными стрелками - чистый левкас, потёртости. Желтыми стрелками - остатки серебрянки, прошлая реставрация. В зелёном кружочке - чеканный орнамент, в углублениях которого сохранился старый лак.
До реставрации. Левый нижний угол иконы, риза Святителя. Красными стрелками - чистый левкас, потёртости. Желтыми стрелками - остатки серебрянки, прошлая реставрация. В зелёном кружочке - чеканный орнамент, в углублениях которого сохранился старый лак.

Сейчас перед нами практически чистый левкас... Икона перешагнула вековой возраст и нуждается в восстановлении.

На последнем фото покажу запись на полях. Это уже откровенная халтура и на совести предыдущего реставратора, так делать нельзя. На полях сохранился авторский красочный слой и буквы надписи, авторские места я отметила зелёными стрелками. Всё это было грубо закрашено более темным цветом, даже с заходом на края авторской надписи. Это я показала красными стрелками и кружочками. Все грубые записи необходимо убрать, раскрыть авторский красочный слой, а участки с утpaтами аккуратно затонировать.

До реставрации, верхний левый угол иконы. Надпись на полях. Грубая реставрационная запись.
До реставрации, верхний левый угол иконы. Надпись на полях. Грубая реставрационная запись.
Грубая реставрационная запись на полях.
Грубая реставрационная запись на полях.

Реставратор "очумелые ручки" густо закрасил поля, провёл белую полосу, всё это с заходом на открытый участок доски. Почему не закрасил полностью угол тогда уж... всё аккуратнее бы смотрелось. Логику не понять. Может, краску экономил? Всё это будет удаляться, авторский красочный слой раскрываться.

В завершение икона будет покрыта реставрационным лаком.

В следующей статье первый этап реставрации, фото, видео.

Реставрация Иконы Святого Николая Чудотворца:

Часть 1 - Часть 2

Часть 3 (мы здесь)

Часть 4 - Часть 5 - Часть 6

Часть 7 - Часть 8 - Часть 9

Часть 10 - Часть 11 - Часть 12

Часть 13 - Часть 14 - Часть 15

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.