Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Сегодня заканчиваем осмотр и изучение состояния нашей иконы. Статью разделила на две части из-за большого количества фотографий. Итак, вставки старого реставрационного грунта придется удалить. Они и сами выпадают, на фото ниже показала красными стрелками.
Всегда ли нужно удалять следы предыдущей реставрации? Нет, такой цели не стоит. Но если реставрация выполнена некачественно, приходится это делать. На участке выше (показала красными стрелками) грунт подвели толстым слоем, он дал усадку, образовался кракелюр и кусочки грунта начали выпадать. Таких участков на иконе очень много и с ними предстоит работать.
Следующая задача - восстановить потёртые углы иконы, коллаж ниже.
Владелица иконы хочет вернуть иконе первозданный вид и я её полностью поддерживаю.
Теперь переходим к красочному слою - это самое ценное, что есть в живописном произведении. Если не хватает половины изображения, особенно ликов, икона (и картина тоже) теряют художественную ценность. На нашей иконе изображение Святителя Николая в хорошей сохранности, что особенно радует. На нём есть потёртости и мелкие утраты незначительной площади, и совсем нет записей. Лик полностью авторский.
Остальная поверхность: нимб, фон, поля - были сильно потёрты, далеки от своего первоначального вида, от авторского замысла. Изначально икона выглядела нарядно, празднично, несмотря на недорогую стоимость. Левкас был прочеканен узором из мелких цветочков, серебряная подложка, покрытая ярко-желтым лаком переливалась и блестела, как позолоченная.
Сейчас перед нами практически чистый левкас... Икона перешагнула вековой возраст и нуждается в восстановлении.
На последнем фото покажу запись на полях. Это уже откровенная халтура и на совести предыдущего реставратора, так делать нельзя. На полях сохранился авторский красочный слой и буквы надписи, авторские места я отметила зелёными стрелками. Всё это было грубо закрашено более темным цветом, даже с заходом на края авторской надписи. Это я показала красными стрелками и кружочками. Все грубые записи необходимо убрать, раскрыть авторский красочный слой, а участки с утpaтами аккуратно затонировать.
Реставратор "очумелые ручки" густо закрасил поля, провёл белую полосу, всё это с заходом на открытый участок доски. Почему не закрасил полностью угол тогда уж... всё аккуратнее бы смотрелось. Логику не понять. Может, краску экономил? Всё это будет удаляться, авторский красочный слой раскрываться.
В завершение икона будет покрыта реставрационным лаком.
В следующей статье первый этап реставрации, фото, видео.
Реставрация Иконы Святого Николая Чудотворца:
Часть 3 (мы здесь)
Часть 10 - Часть 11 - Часть 12
Часть 13 - Часть 14 - Часть 15
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.