Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Реставрация иконы продолжается.
В прошлой статье я показывала и расчищала её тыльную сторону. Также я собиралась восполнить утраты основы специальной смесью.
Однако, нам придется отложить этот этап. Каждая икона индивидуальна, имеет свои особенности, состояние сохранности, свои разрушения. Нет единой для всех четкой последовательности реставрационных работ. Та очерёдность, которая подходит одной иконе, часто не применима к другой.
Что же нам помешало сразу продолжить работу с основой, наращивать уголочки, сформировать сточенные грани, заполнить глубокие трещины специальной смесью?
Причина проста: не ко всем к ним мы можем сейчас подобраться. Часть трещин располагается и с лицевой стороны. Они заполнены реставрационным грунтом и поверх него грубо закрашены.
Жёлтым цветом: мы видим открытую вставку старого грунта, её необходимо аккуратно удалить. Грунт заполняет глубину трещины толстым слоем, дал усадку и растрескался. Грунт - та же шпаклёвка. Все, кому приходилось делать ремонт и выравнивать поверхность шпаклевкой, знают, что её нельзя класть толстым слоем, толще, чем указано на этикетке. Грунт по той же причине нельзя класть толстым слоем, предыдущий реставратор этим правилом пренебрёг, вот результат мы с вами и видим. Поэтому часть глубины трещины мы восполним смесью, и только сверху тонким слоем положим грунт.
Красной стрелкой я отметила участок, на котором грунт сверху закрыт ещё и слоем краски. Краска - это грубая запись, сделанная предыдущим реставратором. Она не только лежит на грунтовой вставке, она полностью закрывает авторский цвет полей.
Мы корректируем план работ исходя из сложившейся ситуации. Следующим этапом будет проведено удаление записей. Это стоило бы напечатать капсом, вот так: УДАЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ!!!
У всех без исключения реставраторов это любимейший этап. Этот этап ещё называется "раскрытие авторской живописи" от позднейших реставрационных записей, но его воистину можно назвать ОТКРЫТИЕМ! Мы открываем авторский колорит, ИСТИННЫЕ АВТОРСКИЕ ЦВЕТА, то, что много лет и десятилетий было скрыто от глаз зрителей. Это как найти клад, из темноты и глубины извлечь на свет божий, явить миру!
В следующей статье вы увидите фото и видео процесса удаления записей с авторского красочного слоя.
А в этой покажу ещё пару фотографий, чтобы дальше уже не отвлекаться от моей любимой расчистки.
И второе, о чём я хотела бы рассказать в этой статье... Я ещё ни разу не акцентировала внимание, что каждый этап реставрации начинается с проведения пробных работ. Это очень важный момент. Прежде чем что-то делать по всей поверхности, реставратор проводит пробные работы, подбирает состав растворителей, их концентрацию, пробы нумеруются, записываются и потом сравниваются между собой. Та проба, которая показала наилучший результат и принимается Реставрационным советом. Ниже я покажу фото, как это выглядит в музейной реставрации и как фиксируется для реставрационной документации.
Пробы выполняются у края произведения, на неответственном участке живописи, на полях, на фоне. На фотографии они фиксируются под номерами, а в реставрационном паспорте каждая проба описывается подробно: как и чем сделана и каков результат. В коммерческой реставрации нет необходимости это так оформлять и фотографировать, но выполнять необходимо, чтобы не причинить вред картине или иконе.
Продолжение следует.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.
Часть 4 - Часть 5 - Часть 6 ( мы здесь)
Часть 10 - Часть 11 - Часть 12
Часть 13 - Часть 14 - Часть 15
Часть 16