Найти в Дзене
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец, реставрирую основу

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Осмотрели нашу икону, изучили состояние сохранности, наметили план реставрационных работ. Сфотографировали до реставрации общий вид и фрагменты. Только теперь можно приступать к практической части.

Сегодня увидим первый этап, займёмся расчисткой тыльной стороны иконы (на канале есть видео этого реставрационного мероприятия).

Слой стойких поверхностных загрязнений скрывает текстуру древесины.
Слой стойких поверхностных загрязнений скрывает текстуру древесины.

Словарик:

Основа - от слова "основание", то, на чём написано произведение искусства. Основой любой иконы, как правило, служит деревянная доска. В России для этих целей чаще всего употребляли липу, клен, ель, сосну. Выбор вида древесины в различных районах страны диктовался местной флорой. Так, на севере (Псков, Ярославль) пользовались сосновыми досками, в Сибири сосновыми и лиственничными, а московские иконописцы применяли липовые или привозные кипарисовые доски.

Реставрацию основы проведём в два этапа. Первый - удаление стойких поверхностных загрязнений, второй - наращивание древесно-волокнистой массой утраченных фрагментов доски.

Справа - поверхность доски расчищена от загрязнений.
Справа - поверхность доски расчищена от загрязнений.

Процесс не сложный. Использую неводный состав растворителей.

В центре остался нерасчищеный участок доски
В центре остался нерасчищеный участок доски

Механически скоблить и скрести поверхность доски нельзя, так можно повредить волокна древесины и оставить следы.

Расчищаем не только тыльную сторону, но и торцы - боковые и поперечные.
Расчищаем не только тыльную сторону, но и торцы - боковые и поперечные.

Работаем самым простым приспособлением, ватным тампоном на черенке.

Было - стало.
Было - стало.

Тампон меняем на новый по мере загрязнения, а загрязняется он мгновенно, за несколько касаний. Вата - один из основных расходников в реставрации.

Окончание расчистки. Участок за участком продвигаемся по поверхности, удаляя слой жирной копоти и пыли.
Окончание расчистки. Участок за участком продвигаемся по поверхности, удаляя слой жирной копоти и пыли.

Икона лежит красочным слоем вниз на нескольких слоях фланели.

Тыльная сторона иконы после реставрации.                И нисколько это не скучно!)))
Тыльная сторона иконы после реставрации. И нисколько это не скучно!)))

В завершение работы поверхность древесины покрывается тонким слоем пчелиного воска и полируется. Восковое покрытие защитит доску от пыли и излишней влажности. Рекомендуемая влажность для хранения иконы 50-60%.

В следующей статье расскажу про второй этап - наращивание утраченных фрагментов основы.

Фото обложки
Фото обложки

Реставрация иконы Святого Николая Чудотворца:

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Часть 4 (мы здесь) - Часть 5

Часть 6 - Часть 7 - Часть 8

Часть 9 - Часть 10 - Часть 11

Часть 12. - Часть 13 - Часть 14

Часть 15 - Часть 16

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.