Очень часто заказчики профессионального обучения, повышений квалификации и различных допусков просят провести обучение их специалистам в «полевых условиях». Формально это подается под «соусом» того, что это позволит контролировать посещаемость, что люди будут по месту работы (получил теорию, отработал на практике и тп).
В действительности, это часто лишь продукт желания материальных выгод - если люди обучаются на рабочем месте, то им не нужно платить за эти дни (зарплата и так идет), ну нужно организовывать проезд и проживания по месту проведения обучения - сказка, да и только.
Но такой подход весьма сильно бьет по качеству обучения и мне бы хотелось задеть самые острые и насущные, на мой взгляд аспекты этого вопроса:
- само обучение приходится организовывать из «дерьма и веток» - в вагончиках с отвратительной акустикой, духотой, без нормальной рассадки ( иногда и при нехватке стульев), без проектора в конце концов;
- нередко отсутствуют нормальные организационные блага - доступ в интернет (для демонстрации каких либо материалов) или банальное отсутствие принтера для оперативной распечатки раздаточных материалов - но тут можно сослаться на необходимость самоорганизации самой обучающей организации;
- очень серьезной проблемой является то, что на обучение вахтовиков приводят после рабочей смены (чаще всего ночной), когда они отпахали 12 часов и им нужно еще воспринимать лектора;
- кроме усталости слушатели проходят через стресс постоянного отвлечения, да и сам процесс обучения строится рваным - ведь везде опасные производственные объекты, останавливать работу нельзя и при любой проблемной ситуации акцент смещается от обучения в область той самой «ситуации», дабы ее быстро и малой кровью решить;
- если обучение по месту дислокации учебного центра предполагает использование симулятора для обучения, то тащить его на месторождение - просто нецелесообразно, потому как нет полного погружения в процесс. Что-то отрабатывать на реальном оборудовании, естественно никто не позволит, так как это рискованно и небезопасно. А выводить из эксплуатации оборудование ради 3х часов обучения явно никто не станет.
Как я вижу решение этих проблем? Ну, во-первых, ничто не заменит очное обучение с полноценным отрывом от производства. Но если условия «боевые» и выхода нет, то несколько аспектов:
- на месторождений должен быть куратор обучения, который будет нести на себе все организационные моменты, обеспечивать транспорт, аудиторию и собирать группы в назначенный час;
- обучение вести целесообразно не более 3 часов в день, чтобы люди могли что-то воспринять и успеть отдохнуть;
- формат обучения лучше всего строить в формате лекции-беседы и постоянно заставлять слушателей включаться в дискуссию или обсуждение, чтобы не терять нить их внимания;
- если и использовать тренажеры-симуляторы, то в упрощенном виде - планшет с 2d интерфейсом и функциями самообучения;
- планировать обучение так, чтобы не требовался доступ в интернет и распечатка материалов (привозить раздатку с собой).
В целом же, сама работа педагогом на месторождений интересна и позволяет порой обсуждать реальные примеры и вопросы производственного плана «не отходя от кассы».
С вестями из полей
Тот самый Епихин