Найти в Дзене
Почему авторитет высшего образования «пробивает дно»?
Что дискредитирует высшее образование? Что приводит к снижению или вовсе потере авторитета преподавателя, кафедры, вуза? Существует, на мой взгляд, несколько условий, которые запускают этот процесс. А что мы получаем на выходе? Снижение вовлеченности и, как следствие, падение качества образования. Причем это зацикленный процесс и с каждым разом мнение обучаемых о системе образования будет все ниже и ниже, причем термин «опуститься на дно» здесь не подойдет - можно очень долго проламывать этаж за этажом таким Макаром...
2 месяца назад
«Давать или не давать» - вот в чем вопрос.
Сегодня мы поговорим с Вами об оценочных средствах (тестах, вопросах экзаменационных, задачах и т.п.). Уже не в первый раз в среде профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников нефтегазовых компаний сталкиваюсь с истеричным страхом со стороны организаторов обучения (преподаватели, методисты) - мол, ни в коем случае не сметь давать слушателям экзаменационные тесты и задачи во время подготовки к экзамену. Попытаюсь порассуждать на эту тему. И давайте пройдемся по доводам этих «преподавателей»:...
3 месяца назад
Виват, «Шпоры», Виват!
«Шпоры» - это, конечно, грубое и жаргонное название всем известного термина «шпаргалка». Под ним мы понимаем какой-либо объект, призванный «облегчить» жизнь облучаемому в момент аттестации. Я хотел бы поговорить о значимости этого атрибута образовательного процесса, в целом, с позиции того, как можно к нему относиться. Мне встречались случаи, когда преподаватели поощряли наличие шпаргалок. Встречались и случаи, когда лютовали - доводя фактически до отчисления, студента, воспользовавшегося  сим допингом...
4 месяца назад
Рецепт правильной олимпиады (ч.4)
Это четвертая часть из цикла статей про проведение предметных олимпиад в университете. В данных материалах я руководствуюсь личным опытом, которые включает проведение предметных олимпиад для студентов по бурению скважин в течении более чем 10 лет.  Сегодня хотелось бы поговорить о том, как верно строить проверку работ и разбор их с участниками...
4 месяца назад
Нейрорейдерский захват
На конкурсе педагогических практик в ТПУ сразу несколько преподавателей представляли образовательные проекты с нейросетями. Собственно и позже, были дискуссии с коллегами различной высоты полета  в образовании. И, конечно, у преподавателей слышится страх «мол, нейронки скоро нас заменят», а у управленцев наоборот некоторая радость и бравада «мол, скоро не нужно будет бегать за этими преподами капризными, все нейронки будут делать». Собственно хотел поделиться мыслями на этот счет. Во-первых, на мой взгляд, маркетинг нейронных сетей идет впереди их реальной значимости для образования...
5 месяцев назад
«Причинять знания и наносить мотивацию»
Недавно с коллегами из вуза зашел достаточно острый спор по поводу работы со студентами. Основная проблема на повестке дня была такова - студенты ничего не знают, учась на 3-4 курсе не имеют представления о своей специальности не смотря на спец дисциплины в учебном плане. Часть коллег руководствуется принципом нужно «причинять пользу и наносить добро», то есть всячески скакать с бубном возле студентов, подтирая им сопельки, пытаясь их всячески заинтересовать. Другая часть коллектива руководствуется...
7 месяцев назад
«Автомат» в студию
В своей преподавательской практике я иногда использую различные «конкурсы» или задания, в рамках которых победитель получает «автомат»:) Правильно это или нет - мнения однозначного нет, но мой опыт подсказывает, что если курс действительно интересный и полезный, то студент даже с «автоматом» будет посещать ваши занятия. В общем, расскажу про один из таких конкурсов, которому уже более 10 лет. На фото ниже магнитный фрез - это специальное оборудование, чтобы доставать из скважины посторонние предметы...
8 месяцев назад
«1 день - 1 статья»
Хотел бы кратко поделиться интересным опытом, который стараюсь реализовывать в последнее время. Как-то давным давно, еще в мою вузовскую бытностью я услышал от моего близкого друга Константина Минаева (к.х.н., Директор Научно-образовательный центр нефтегазовой химии и технологии Национального исследовательского Томского политехнического университета) очень интересный совет. Попробую процитировать, хотя за давностью времени не ручаюсь за точность передачи слов (но смысл сохранен): «Антон, чтобы быть...
10 месяцев назад
«В интернетах ваших ничего нету»
За свои 14 лет преподавательской практики я слышал эту фразу в различных вариациях сотни раз. Логично, что она достигала меня будучи произнесенной моими же студентами и магистрантами, которые, как обычно, за день до сдачи рефератов или выпускных работ на проверку, судорожно начинали «серфить интернеты» и… ничего не находить. И если лет 10 назад я еще мог с участием отнестись к такой ситуации, успокаивая себя тем, что люди еще не интегрировались в виртуальную среду всемирной сети и могут просто не уметь ориентироваться в ней...
1 год назад
Пространство для мозговой работы
В своем блоге здесь я часто критикую современные образовательные системы, подходы, вузы и организации, но сегодня день не такой. Сегодня я расскажу о своем восхищении. Но начнем с предыстории. Я уже несколько лет занимаюсь разъездным преподаванием и регулярно посещаю свою alma mater, то есть в родные пенаты заскакиваю, дабы прочитать модульные курсы для слушателей-буровиков из целевой магистратуры  Газпромнефти, которая реализуется на базе Herriot Watt центра ТПУ. Регулярно - это три раза в год...
1 год назад
Экзаменационная«репетиция»
В процессе обучения слушателей по курсу «Управление скважиной при ГНВП» (стандарт Ассоциации Нефтегазовый кластер) мне приходится работать в основном с людьми, которые уже работают в отрасли, причем разброс возрастов от 20 до 65 лет. Безусловно, это не студенты, которым не в новинку слушать лекции, писать тесты и сдавать экзамены. Безусловно, в более ранние периоды времени и они обучались в учебных комбинатах при нефтегазовых компаниях, техникумах, вузах, но чем дольше человек находится в профессии,...
1 год назад
Немного о килшитах
В рамках проводимых обучений на допуск «Управление скважиной при ГНВП» по стандарту Ассоциации Нефтегазовый кластер для слушателей 3го уровня в этом году был введен дополнительный элемент итоговой аттестации - расчет листа глушения. Оценивается  он по принципу - зачет/незачет и допуском к успешной аттестации является правильный расчет 5 основных показателей, которые исключительно важны при глушении скважин  (максимально допустимая плотность бурового раствора, MAASP, плотность жидкости глушения, начальное и конечное давление циркуляции)...
1 год назад