Родители часто сталкиваются с проблемой изменения характера ребенка. Был милым малышом и вдруг стал буйным, несговорчивым и непослушным. А в подростковом возрасте и вовсе ушел в себя.
Говорят о кризисе возраста. Как с этим справиться?
За сознание современной молодежи идет настоящая битва. Многие это понимают, но не знают как уберечь молодых людей от влияния различных субкультур, вовлекающих как-бы в игру, отрывающую от реального мира.
На смену западным субкультурам сегодня пришли восточные.
В советское время шла борьба с западным веянием, возникшим в США и получившим название «хиппи». После возникли панки, готы, эмо и т.д. Сегодня это уже прошлый век.
Сейчас в тренде герои из японских аниме и корейских дорам.
Перечислю лишь два направления.
Dead inside
С английского - «мертвый внутри». Субкультура, возникавшая примерно в 2012, но получившая свою популярность в 2019 благодаря мему, высмеивающему грустных подростков в интернете. Пессимистичное отношение ко всему, отдаленность от людей и осознание «испорченности мира». Даже внешний вид частично отсылает к 2000-м: челка, закрывающая глаза, черно-белые цвета, накрашенные ногти. Также принято считать, что дед инсайды любят смотреть аниме, в особенности «Токийский гуль», играть в Dota 2 и слушать фонк - своеобразный жанр музыки. Примечательно также то, что такое течение существует только в России.
Хикки
Образовано от хикикомори, с японского - «нахождение в уединении». «Реальный мир, он слишком цикличный, однообразный» - фраза одного из хикк, наиболее отражающая их мировоззрение. Зародившееся в Японии и перекочевавшее в другие страны течение не обошло стороной и Россию. Полная или частичная изоляция от мира и людей, избегание любого общения и пассивный образ жизни – все это про хикк. Они уходят от реальности, считают ее бессмысленной. Единственным утешением для них являются интернет, игры и просмотр фильмов, аниме и прочего, а друзей, как правило, у них нет. Такое поведение зачастую протекает в переходном возрасте. Многие подростки постепенно вырастают из этого периода, но есть и те, кто не смог его преодолеть и продолжают затворничество, что в свою очередь говорит о глубокой травме и неспособности с ней справиться. Но сами хикки нередко объясняют свой образ жизни протестом против общественных устоев.
Хикками обычно становятся в возрасте, когда человек живет еще с родителями или близкими родственниками, а социофобия ребенка не может не волновать любящего родителя.
«Я пыталась с ним беседовать, умоляла, говорила, что люблю его несмотря ни на что, только пусть он пойдет на работу, или же учиться - что угодно <…> Я на грани. Я устала пытаться вытащить его» - из женского форума, мольба о помощи одной из матерей хикки.
Ссылка
Главная проблема субкультур – уход от реальной жизни. Нежелание жить и общаться по тем правилам, которые выработаны предыдущими поколениями.
В чем причина? Прежде всего в том, что сейчас рождаются другие дети. С аутичным складом характера. Это становится нормой, когда ребенок в подростковом возрасте не хочет доверительно общаться с родителями. Ему легче уйти в созданный кем-то мир и общаться с такими же «ушедшими» на своем языке.
Но проблема возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. С того момента, когда ребенок начинает изучать этот мир и проявлять склонности. В этот период родители часто давят на ребенка, даже не замечая этого. Ведь их воспитывали так же. Истинные устремления ребенка заменяют тем, что по мнению родителей лучше.
Ребенок не хочет идти гулять, но его тянут – надо подышать свежим воздухом и пообщаться. Ребенок не хочет есть, его заставляют. Действуя во благо ребенка родитель не замечает, что действует он не ради ребенка, а потому что жить по программе легче. По программе, которую заложили когда-то в него.
Задумывались ли вы, почему у нас бесплатная медицина и образование? Ответ прост - кто платит, тот и заказывает музыку. Каждый работающий знает, что платим за «бесплатное» мы своими налогами, но по факту нам рассказывают о великом достижении иметь бесплатную медицину и образование. При этом каждый ребенок, даже нормально развивающийся, с рождения должен быть поставлен на учет и регулярно посещать врача, отсиживая очереди в коридорах. Нравится это ребенку или нет - не важно. Главное приучить его с детства ходить по врачам. То же самое касается и школы. Детей перегружают ненужными знаниями и занятиями. В случае если ребенок справляется, его и родителей поощряют грамотами, которые после школы забрасывают в пыльный угол и они никому не нужны. Зато психосоматические проблемы, возникшие от перегрузок, остаются на всю жизнь. Теперь ему действительно необходима помощь врача.
Но для ребенка с аутичным складом характера любое насилие – это психологическая травма. Когда этих травм накапливается критическое количество, ребенок просто закрывается от этого мира и ему ставят диагноз. У одних детей – в основном мальчиков – этот процесс происходит более открыто. С истериками и попытками разрушить этот травмирующий мир. У других – в основном девочек – скрытно. Они начинают играть по правилам, но желание сбежать остается.
Как только появляется возможность, они сбегают в иную реальность.
Что делать, чтобы таких травм у детей не происходило? Прежде всего поменьше ходить с ними по разным врачам. По возможности перевести ребенка на индивидуальное обучение, хотя бы до 12-летнего возраста.
Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это документ, в котором прописано, как определённый ребёнок будет осваивать программу.
Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:
отстаёт по программе,
обгоняет программу и хочет заниматься углублённо,
интересуется конкретными дисциплинами и хочет уделять им больше внимания,
готовится к поступлению в вуз и выбирает предметы ЕГЭ.
Можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.
Благодаря интернету индивидуальное обучение становится доступным для многих. Другое дело, что не все готовы к этому психологически. Финансовая сторона, связанная с трудоустройством матери, может быть тоже решена с помощью удаленной работы по интернету.
В любом случае, если родители не хотят осложнений в подростковом возрасте, им нужно как можно больше уделять внимание ребенку в раннем периоде развития.
Прежде всего необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. В раннем детстве ребенок сам не понимает что ему нужно, но о его предпочтениях родитель может догадаться по выбору игрушек, по фразам, по невербальным позам. Для этого родителю нужно быть психологом, а не диктатором, пропагандирующим традиционные ценности.
Наблюдать за ребенком необходимо поэтапно с самого рождения и до взросления.
Первый этап – с рождения до шести лет. В этот период нужно следить какой цвет и какую форму игрушек ребенок предпочитает. Для этого ребенку дают игрушки разных цветов и форм, следя какие он выбирает чаще.
Не нужно избегать игрушек черного цвета. Это предпочтение говорит о том, что ребенок имеет способность управлять другими, подчиняя их своей воле. Подавлять такого ребенка - это создавать маньяка. Если подавлять эту способность, она все равно выйдет наружу, только в извращенной форме. Значит нужно принять ее и позволить ребенку самому принимать решения. Не случайно "готы" любят носить одежду черного цвета и смотреть фильмы про вампиров. По сути, это подавленные политики, партийные лидеры и управленцы. Любой талантливый политик - это энергетический вампир-манипулятор. Черные деловые костюмы закрывают политиков от проникновения в их внутренний мир. Но сами они легко проникают в чужие души, чтобы манипулировать ими. Вопрос – с какой целью?
Исключение, пожалуй, только наш президент. Но и он вынужден играть по правилам, установленным в политическом мире.
Выбор красных (желтых, оранжевых) игрушек говорит о том, что в ребенке сильна агрессия. Он хочет управлять этим миром, но у него не получается. Поэтому такому ребенку необходимо учиться объединяться с другими единомышленниками для достижения общих целей. А для этого необходима дисциплина. Это будущие воины, спортсмены, работники производства. Они всю жизнь будут приучать себя к дисциплине мышления и поведения. Сами приучать. Родителям необходимо лишь указать направление правильного действия и смириться с постоянно возникающим хаосом в их жизни, который они сами должны разгребать.
Выбор зеленого (синего) цвета говорит о том, что ребенок умеет растворяться в природе и в других людях. Такой ребенок может жить в гармонии с природой и людьми. Не надо пытаться делать из него лидера - он им никогда не станет. Зато будет заботиться о других из чувства сострадания. Это прирожденные врачи, социальные работники, педагоги. Из таких детей получаются психологи и артисты.
По форме игрушки можно разделить на куб, шар, пирамиду.
Куб - это умение определять четкие границы поведения и не бояться острых углов при решении конфликтов. Это устойчивость и консервативность мышления.
Шар, в противоположность кубу, - это подвижность, умение обходить острые углы, широта взглядов.
Пирамида - это вечное стремление к совершенству. А совершенство происходит поступательно. То есть, человек будет достигать чего-то, потом отрицать и разрушать достигнутое, чтобы собрать себя снова на новом уровне. Это вечный искатель, путешественник, любитель новых ощущений.
Сочетание цвета и формы дает более конкретное толкование. Например, если ребенок любит играть с черной пирамидой, можно предположить что это будущий карьерист. У любителя играть с красной пирамидой будущее, скорее всего, связано со спортивными достижениями. Выбор зеленой пирамиды, в качестве любимой игрушки, предвещает будущего рационализатора, ученого, философа.
Второй этап – с шести до 12 лет. В это время нужно обращать внимание на слова-паразиты, которые произносит ребенок в момент, когда что-то вспоминает. Они могут указать на познавательные особенности ребенка. Например. Если ребенок часто повторяет "в общем", значит он поверхностно относится к окружающему миру, не пытается вникнуть в суть явлений, стремясь схватить всего понемножку. И наоборот. Если часто повторяет слово "короче", значит мыслит конкретно и лаконично, ухватывая суть. Если постоянно встречается слово "как бы", значит ребенок стремится совершенствовать свое мышление, подходя к этому процессу с разных сторон. Повторение матерных или эквивалентов матерных слов, например слова "блин", говорит о том, что ребенок не уверен в себе.
Если в момент подбора нужного слова ребенок часто произносит гласный звук, например "э-э-э", то он, скорее всего, экстраверт. Если же мычит согласный звук "м-м-м", то интроверт.
Также нужно обращать внимание на местоимения, которые чаще всего произносит (я, мы, он, она). Если ребенок чаще говорит "Я", значит он не боится брать на себя ответственность, это будущий лидер. Если - "МЫ", "ОНИ" - значит хочет разделять ответственность. Это сторонник солидарных решений, коллективист. Если - "ОН", "ОНА" - значит предпочитает перекладывать ответственность. Это идеальный подчиненный.
Третий этап – с двенадцати до шестнадцати лет.
В это время ярче всего ребенок проявляет себя через невербальное общение, прически, выбор любимых героев. В этот период дети чаще всего попадают под влияние субкультур. Это нормально. Но родителям бесполезно вытаскивать детей из этих игр. Лучше самим увлечься тем же течением и начать говорить с ребенком на его языке. Например, пересмотреть вместе с ним все его любимые аниме, дорамы, клипы и обсудить с ним впечатление. Только не с позиции:"как ты можешь смотреть эту чушь?!", а довериться ребенку и погрузиться в его мир вместе с ним, стараясь пережить все то, что он переживает на эмоциональном уровне. После обсудить какой из героев понравился, а какой - нет. И почему. Не давить на его предпочтения, а просто объяснить свою позицию. Для ребенка это очень важно. Позиция родителя может перевесить мнение всех его друзей, но только в том случае, если ребенок почувствует эмоциональное единение с близким человеком.
Четвертый этап – с 16 до 20 лет, когда внутренний мир ребенка начинает проявляться через предпочтения в еде, изобразительном искусстве, музыке. Устанавливается почерк.
Мы живем в то время, когда доступны все кухни мира и все жанры искусства и живописи. В этом возрасте ребенок получает относительную свободу и начинает ходить в кафе и клубы. Пробовать азиатскую, средиземноморскую, латиноамериканскую и другие кухни. Он может ходить по модным выставкам и концертам.
Если он живет не в городе, а в сельской местности, то много информации получает через интернет. Часто нет возможности ходить по кафе, тогда родителям стоит разнообразить свое меню и изучить новые рецепты, предложив ребенку приготовить вместе что-нибудь новенькое, экзотическое. По тому как ребенок относится к непривычной пище можно сказать многое. Какие вкусы предпочитает - сладкое, соленое, острое. Эти предпочтения формируются как раз в этом возрасте.
Сладкоежки умеют подстраиваться под других, избегать конфликтов. Любители соленого - индивидуалисты, выстраивающие вокруг себя непроницаемые границы. Если же ребенок подсел на острое - значит в данный момент его психика нестабильна, могут быть метания, терзания и т.п. На это стоит обратить внимание.
Пятый этап - с 20 до 25 лет, когда молодой человек учится выражать свое мнение, а не копировать мнение большинства. Поэтому стоит прислушаться на что он делает акценты в разговоре об окружающих. Эти акценты часто сигнализируют о его внутренних проблемах. Например, молодой человек видит во всех агрессию. Значит он не хочет видеть свою собственную агрессивность. Или его раздражает, что кто-то лезет в чужие дела. Значит он сам не прочь покопаться в чужом грязном белье, но стесняется сам себе в этом признаться. Любой особенности поведения можно найти разумное применение. Например, ребенок любит лезть в чужие дела - пусть идет работать следователем. Там его качества реализуются настолько, что сам устанет от этого.
И наконец, шестой этап – с 25 до 30 лет. В это время молодого человека начинает интересовать что другие думают о нем. Это говорит о том, что его психика созрела и он готов встретиться с реальным откликом мира на свои поступки. Можно сказать, что у человека открываются глаза на реальный мир. Иногда это вызывает шок – настолько реальный мир отличается от внутренних идеалов. И здесь нужна большая стрессоустойчивость, чтобы не было соблазна снова спрятаться в свою раковину.
К сожалению, сегодня многие молодые люди не готовы ко взрослой жизни. Они хотят жить в своих иллюзиях. Благо забота родителей позволяет.
Для родителей это тяжкий крест - нести ответственность за взрослого ребенка. Они могут сколько угодно мотивировать его словами. Но время упущено. Когда-то они не захотели понять ребенка, а теперь ему сложно их понять. Ведь они так и остались жить в разных мирах.