За последний год в нашей просвещенной общественной дискуссии, пожалуй, не было настолько критикуемых и высмеиваемых концепций, как теория малых дел и идея о непротивлении злу насилием.
Про вторую концепцию я уже не раз писала. И, как мне кажется, повторюсь, что все дискуссии и споры на эту тему упираются в разное понимание того, что такое насилие. Очень многие люди упорно называют насилием самозащиту или справедливое наказание, что, на мой взгляд, является ошибкой – ведь если бы первичного акта агрессии не было бы, то не было бы ни самозащиты жертвы, ни наказания агрессора. Если принять этот взгляд на вещи, то все становится на свои места – спорить не о чем. Защищаться от агрессора надо и наказывать агрессора надо – и то, и другое не является насилием, если не сопряжено с мстительностью и жестокостью. Агрессора ведь никто не заставлял нападать, это был его выбор, и за этот свой выбор он несет ответственность и получает последствия.
Подробнее сегодня я хочу поговорить о теории малых дел, которую многие лидеры общественного мнения считают несостоятельной и потерявшей свой смысл. Ну вы, наверное, знаете – все эти споры и разговоры о том, ходить или не ходить на выборы, помогать или не помогать тем, кому ты можешь помочь, а не тем, помощь которым уголовно наказуема, уезжать, чтобы иметь возможность свободно высказываться на свою аудиторию, или оставаться, чтобы лицом к лицу попытаться переубедить и как-то повлиять на тех, кто твоей аудиторией не является.
Так, например, и «команда Н.» постоянно подвергается критике именно в рамках этой дискуссии – их оппонентам почему-то все время кажется, что они недостаточно много делают. Не бегут известно куда с вилами, а придумывают какие-то непонятные проекты, акции и мероприятия. Аргументы на тему того, что каждый может делать лишь то, на что у него хватает знаний, умений, практических навыков, ресурсов, а главное – желания, на всех этих критиков почему-то не действуют. Им почему-то все время кажется, что сами они имеют полное право делать только то, что они могут и хотят, а другие просто обязаны действовать так, как от них этого кто-то ждет и требует.
Вся эта критика, разумеется, и неконструктивна, и попросту неэтична – потому что никто не обязан делать за вас то, что вы сами не можете или не хотите. Но, на мой взгляд, эта критика еще и не имеет никакого смысла. Потому что, как я глубоко убеждена, любое маленькое благо лежит в основе большого и сильного – ровно точно так же, как любое огромное зло вырастает из маленького обиженного ребенка, которого никто не любил и которому никто не помог.
Как и зло, добро обладает кумулятивным эффектом – оно накапливается из маленьких крупинок всего хорошего, что есть в человеке и что он делает. За одним только исключением – став огромным и могущественным, зло неизбежно начинает уничтожать и разрушать само себя. А добро, накопившись «из малых дел», наоборот, начинает множится, генерируя новую энергию и подпитывая само себя. Любое доброе дело, любое слово поддержки, любое проявление заботы и неравнодушия никогда не уходит в никуда и не растворяется в повседневности – оно живет и рождает множество других хороших добрых дел. И вместе все они как раз и превращаются в ту огромную и мощную силу добра, которая наконец-то и может объять необъятное и победить зло.