Найти тему
КиноПсихолог

Что может заставить "Преследователя" встать на путь исправления

Оглавление

Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 30. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 21 серия).

Традиционно в психологии и коучинге чаще всего говорят о двух видах мотивации: это "мотивация К" и "мотивация ОТ". И пока многие представители коучинга настаивают на том, что "правильной", здоровой и действующей является только мотивация "к", психологи, как правило, выступают за то, что обе разновидности мотивации хороши. Просто каждая по-своему.

Где-то хорошо работает одна, где-то другая. Одни люди больше склонны к первой, другие – ко второй. Для чего-то краткосрочного сгодится "к", а для более масштабных проектов больше подойдет "от". Бывает, что у человека обе мотивации действуют параллельно: примерно такой вариант мы и наблюдаем в сериале – в той его сюжетной линии, в которой главный антагонист медленно, но верно превращается в протагониста.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Да, сериалы, не столь трепетно относящиеся к психологии, нередко довольствуются победой добра над злом (или же поражением зла, если кому-то так больше нравится). Но "Однажды в сказке", по сути, это гимн опыту позитивной трансформации личности. Мир меняется, когда ты сам меняешься в лучшую сторону, а в лучшую сторону может измениться любой. Было бы желание. И мотивация. При этом "лучшая сторона" не обязательно добрая, мягкая, белая и пушистая. Скорее, это история про сильные стороны личности в той форме, в какой они позволяют человеку выигрывать и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.

Итак, какая же мотивация может помочь человеку в роли психологического "преследователя" встать на путь "исправления", саморазвития и позитивных трансформаций?

Совесть и сожаления? Не, не слышали.

К концу первого сезона Реджина, главная злодейка и источник всех неприятностей окружающих, и не думает вставать на путь добра и сострадания. Думается, на этот путь ей встать просто не дано. Это не ее путь. Однако ее начинают мучить кошмары и мысли о том, как много зла она причинила жителям королевства.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Можно предположить, что в Реджине заговорил голос совести или сожалений о содеянном когда-то. Наверное, и такое бывает. Иногда. Хотя я не встречала таких случаев. Как говорится, слыхала, но не видала. Как правило, Преследователю такие настроения и мысли чужды. Потом, намного позже, когда работа над собой уже дает плоды, да, там приходит и осознание того, что сделано, и сожаление о причиненной близким боли. Но только потом. "Спусковым механизмом" всё это редко является.

Мотивация К: любовь и близость

Я уже писала о том, что во многом Реджиной движет любовь к приемному сыну, Генри. Да, если есть кто-то, кто очень дорог, "преследователь" действительно может "одуматься" и отказаться от деструктивных отношений, но здесь есть одно большое "но". Обстоятельства должны сложиться таким образом, чтобы отношения оказались под угрозой.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Если бы в городок не приехала Эмма, родная мать Генри, которую он искренне полюбил, вряд ли Реджина задумалась над тем, что собственноручно заставляет мальчика страдать. Госпожа мэр довольно-таки деспотичная мать, контролирующая, авторитарная. И пока две женщины не стали биться за любовь ребенка, Реджину ее стиль поведения вообще никак не беспокоил. Более того, она (как и большинство Преследователей) искренне полагала, что такое воспитание для Генри "лучше".

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Мотивация ОТ: вот где страшно-то!

В кошмаре, который приснился Реджине, жители городка вспомнили, кто она такая и сколько зла всем причинила. На яву Реджина понимает, что ее заклятие слабеет, а, значит, люди действительно могут всё вспомнить. Конечно, ее не терзают муки совести. Но кое-что ее всё же мучает.

Во-первых, страх расплаты, я бы даже сказала расправы. Слишком много у Реджины врагов и слишком много пострадавших от ее рук. Пощады ей ждать не приходится.

Во-вторых, страх потерять сына. Во сне она видит, что среди тех, кто решил покарать ее, находится и Генри. Да, мальчик наверняка отвернулся бы от Реджины, если бы в полной мере осознал, кто она и что из себя представляет на самом деле.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Здесь мотивация От и К сливаются воедино. В обычной жизни не всегда всё так драматично. Бывает, что мотивации ОТ оказывается вполне достаточно. Конечно, человек не боится кары и возмездия. Но он может понимать, какие социальные последствия его ждут, если он будет продолжать играть роль преследователя. Это одиночество, скандалы, склоки, конфликты, испорченная репутация, постоянное ожидание физического отпора или морального унижения.

Если человек хочет получать социальные плюшки, профиты, бонусы, то ему всё это совершенно ни к чему. Если "Преследователь" видит, что проигрывает обществу, и если у него достаточно ума, чтобы оценить последствия такого проигрыша, скорее всего, он решит научиться взаимодействовать в рамках более конструктивных моделей.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Из личных и профессиональных наблюдений я склонна сделать вывод о том, что мотивация "от" всё же сильнее подогревает "преследователя", чем мотивация "к". Да, приятно и заманчиво идти К любви и близости. Но идти ОТ испорченной репутации и позорных скандалов получается быстрее и результативнее.