Первые шаги в профессии всегда трудны, но больше всего начинающему психологу мешает неуверенность в себе, поспешность в принятии решений и недостаточный учёт индивидуальных особенностей каждого клиента.
Обобщая опыт работы успешных психологов, можно сделать некоторые выводы, которые могут помочь начинающим коллегам.
Начинать работу стоит с наиболее изученных направлений и проблем. Не стоит верить мифу, что психология – это наука о понимании. Мол, если ты научился понимать людей, то и сможешь решить любую проблему. На самом деле, сколько клиентов, столько и проблем, по крайней мере, их оттенков и особенностей. Среди них есть те, в которых вы наиболее компетентны, на что обращали больше внимания в период обучения. Вот с них и начинайте, постепенно расширяя спектр обращений.
Не мучайте себя сравнением с каким-то «идеальным психологом». У каждого специалиста были первые клиенты, первые успехи и неудачи. При честном отношении к работе и желании стать хорошим специалистом вы сможете постепенно накопить опыт, чтобы стать уникальным психологом (поверьте: каждый психолог уникален!). Но идеал – это недостижимо, потому что человеческая психика многогранна, а проблемы неисчерпаемы. Вам придётся постоянно учиться и развиваться.
Идите своим путём. Цель каждого специалиста – установить безопасные и эффективные доверительные отношения с клиентом. В этом вам, конечно, помогут полученные знания и накопленный опыт, но нет единого алгоритма для всех. Вы всегда будете искать ту «золотую середину» в отношениях, когда профессионализм не мешает необходимой близости, а близость не мешает профессионализму. Уважение к клиенту и соблюдение этического кодекса психолога, активное слушание и самоуважение – основы успешного консультирования.
Цените свой труд. Психология – сфера деятельности профессионалов, поэтому не уменьшайте ценность своей работы. Вы можете работать без оплаты, если это касается определённых, финансово незащищённых, категорий или волонтёрства. Но вы потратили деньги на обучение, да и поддержание нормального образа жизни требует средств. Значит, ваш труд должен соответственно оплачиваться.
Ваша задача – научиться не давать советы и не учить других, как им жить. Насильно никого не осчастливить, у человека должен «созреть» запрос на обращение к психологу. Если же клиент к вам обратился, то за одну встречу его проблему не решить. Необходимо внимание к его личности, анализ и чёткое выстраивание работы.
Учитывайте возможные конфликты и создавайте условия для их предотвращения. Возможны ситуации, когда клиент проявляет агрессию, занимает оборонительную или враждебную позицию. Нужно предвидеть такой сценарий и определить пределы допустимого и степень реагирования.
Учитесь задавать вопросы. Закрытый вопрос, требующий ответа «да» или «нет» ограничивает получение информации. Необъективный вопрос, подразумевающий определённый ответ, не позволяет клиенту свободно выражать своё мнение. («Вас раздражает Ваш ребёнок, потому что он похож на отца, а Вы до сих пор не простили мужу измену?»).
Не подавляйте в себе человечность «во благо объективности». Этический кодекс психолога определяет нормы допустимого общения, но это не означает, что вы должны подавить в себе сострадание, сопереживание и возникающие в процессе общения эмоции. Ваша профессиональная обязанность – научиться не поддаваться субъективному восприятию и использовать эмпатию в интересах клиента.