Найти тему
Heillgar

Менингоэнцефалит у мопса возрастом 4 года.

Реальная история произошедшая с нами и нашим мопсом.

9 сентября 2019 года мы забрали маленькое четырехлапое чудо. Для каждого владельца его питомец такой же особенный, как для родителей - его ребенок. Так и для нас этот мопсик был особенный, поскольку проявлял необычную любознательность, любовь к окружающему миру, умел строить логические цепочки, был неотъемлемой частью семьи и путешествовал с нами во всех поездках. 1 августа 2023 года разделило нашу жизнь на до и после. Несмотря на болезнь на протяжении этих сорока дней, мы продолжали давать ему возможность наслаждаться полноценной жизнью. 9 сентября 2023 года, ровно спустя 4 года, как его четыре лапы ступили за порог нашего дома, в четыре часа утра его сердце остановилось.

-2

-3

-4
-5

-6
-7
-8

-9
-10

-11

Когда все случилось мы искали реальные истории и нашли всего 2 на весь интернет. По этой причине решено написать здесь. Здесь не будет инструкции как лечить, как вылечить, здесь история, что это такое в житейско-бытовом и моральном плане.

День 1

Вернувшись с работы нас встретил обычный активный мопс. Дальше по графику прогулка, на которой собака передвигалась очень медленно и в какой-то момент оступилась, упала на бедро в процессе пописа на куст. Выполнив туалетные дела, мы пошли домой. По дороге шел очень медленно, отказывался ускориться, отказался сам подниматься по лестнице, которая никогда не была для него проблемой. Перед купанием отказался пить воду из душа после прогулки, как обычно. Помыв лапы, снова предложили воду, теперь отказ наклониться к миске (позднее нам объяснили, что это было в следствии болевого синдрома при наклоне головы). Попил небольшое количество воды только с бутылочки с соской, поднятой над ним. Предложили поесть - ел медленно, но с аппетитом. Дальше вместо обычных активных игр и общения собака ложится спать. Бьём тревогу и едем в ветклинику, предполагая пироплазмоз. Стоим в очереди на ресешепн в ветклинике, мопс на руках обмяк. Через пару минут на руках начинается раскачивание головы влево-вправо и буквально за секунды раскачивание переходит в судорогу, закатывается язык, создается ощущение, что произошла остановка дыхания. Мгновенно забрали в реанимацию, посадили на ИВЛ, ввели в медикаментозную кому на 4 часа. Медикаментозная кома применяется из-за того, что на фоне приступа страдают внутренние органы: сердце, легкие; может остановиться дыхание, повышается температура, отекает мозг.

День 2-3

В районе 3-4 утра второго дня мопса вывели из комы, продолжают вводить миорелаксанты и противосудорожные препараты. Примерно через 10 часов начали постепенно отменять внутривенные препараты. По анализам крови занижены красные тела. Вечером при виде нас во время посещения ОРИТ встал на лапы, хотя с сотрудниками клиники расхаживаться он отказался. Ходил шатаясь с заплетающимися задними конечностями. Разрешили выйти с ним на улицу.

Для постановки точного диагноза требовалось МРТ, было решено на ночь оставить под наблюдением. Утром ему дают противосудорожные препараты в чуть повышенной дозировке, чтобы избежать повторного приступа в дороге. Путь предстоял 220 км в одну сторону. Мы едем на МРТ головного мозга с контрастом и шейного отдела позвоночника. Здесь выявилась первая проблема - в холке у мопса установлен чип, который даёт фонящий эффект на снимке. Не смотря на это, сотрудники МРТ приспособились оттягивать холку подальше, чтобы минимизировать фон. Примерная продолжительность МРТ - 1 час 20 минут. МРТ для животных проводится обязательно под наркозом, используется короткого 5 минутного действия.

Результат МРТ: МР-признаки воспалительного процесса в паренхиме правого полушария (менингоэнцефалит). В паренхиме височной, грушевидной и затылочной долей правого полушария, а также гиппокампа справа определяется обширная зона гиперинтенсивного на Т2-ВИ, Т2-tirm-dark-fluid-ВИ, Т2*-ВИ, гипоинтенсивного на Т1-ВИ МР-сигнала с нечеткими ровными контурами, без признаков объемного воздействия, общими размерами 21х23х24 мм. После внутривенного контрастирования определяется очаговое накопление оболочками и паренхимой головного мозга в описываемой зоне. МР признаки двустороннего среднего отита. Для дифференциальной диагностики асептической и септической этиологии процесса может быть показано исследование спинномозговой жидкости (забор ликвора). Дегенеративно-дистрофические изменения межпозвонковых дисков. Протрузия (IVDR) межповозвонкового диска С4-С5 с признаками минимальной компрессии спинного мозга.

-12

По результатам диагностики, были назначены противосудорожные препараты + глюкокортикоидный препарат (сначала внутримышечно, затем в таблетках) + ноотропный препарат + лекарственное средство, угнетающее секрецию желудочной кислоты.

Несмотря на двусторонний отит среднего уха, внутреннее ухо, нерв до ствола мозга, ствол мозга и мозжечок не имеют повреждений, хотя это самые близлежащие структуры, которые повреждаются по пути от среднего уха до зоны поражения отделов мозга. Таким образом отит был исключен из виновников возникновения менингоэнцефалита (МЭ), а значит речь идет не о бактериальной форме МЭ. По этой же причине была исключена необходимость проводить отовиодеоскопию (промывание буллы большим количеством теплого физраствора), так как достаточно действий глюкокортикоидного препарата перрорально + глюкокортикоидного препарата и антибиотика в уши.

Изначально у собаки в возрасте 2 года и 3 месяца был диагнострован атопический дерматит, был назначен пожизненный прием противозудового ветеринарного препарата. При назначении глюкокортикоидного препарата противозудовый был отменен, так как оказывал требуемое действие.

Забор ликвора не был произведен по причине рисков для собаки, особенности местоположения поражения, отсутствии повреждения перифирического вестибулярного аппарата и слабой результативности из-за применения антибиотиков и глюкортикоидных препаратов после первого приступа, так как забор цитологического ликвора информативен только при отсутствии приема глюкокортикоидных препаратов (они подавляют все воспалительные процессы). Забор ликвора информативен только при отсутствии в терапии антибиотиков.

День 4

Собака дремлет по 2-3 часа после приёма препаратов, походка сохраняется с заносом лап, неуклюжая, но движения становятся бодрее. По лестнице носим на руках, до места выгула носим на руках, собака на прогулке быстро утомляется, иногда плюхается на бедро, чтобы передохнуть. Сильнее пугается громких звуков и резких движений. Применение глюкокортикоидного препарата вызывает сильную жажду, тем самым сокращается временя между необходимостью ходить в туалет до 3-5 часов максимум.

День 5

Мопс нашел игрушку в своем лежаке, принес нам, показал нам свое желание поиграть с игрушкой и нами. Разумеется, он ослаблен действием употребляемых препаратов, движения чуть заторможены, реакция немного ухудшена. Все домики и лежаки, которые, по его мнению, не такие устойчивые как пол или имеют бортик, обходит стороной.

Применение глюкокортикоидного препарата вызвало жуткое расстройство ЖКТ.

День 6-12

Собака захотела сама подниматься по ступенькам до усталости, все пролеты (3 этажа) ему не по силам, но с подстраховкой поднимается сам. В ванной сам становится на лапы с поддержкой, упорно пытается вернуть все свои действия как это было до приступа. Расстройство ЖКТ усиливается и ничто не помогает справиться с ним.

Один из неврологов объясняет, что вероятной причиной, запустившей процесс развития заболевания, могло быть применение противозудового ветпрепарата, так как он подавляет иммунную систему, а это начинается на фоне аутоиммунных процессов.

День 13-17

Из-за жидкого стула, врач отменяет глюкокортикоидный препарат в медленном режиме, с медленным снижением дозировки раз в сутки до нуля. Терапия на ЖКТ не помогает.

Ночь 17-День 18

Собака вечером встречает нас в гиперактивном состоянии. Позднее вечером подрагивают лапы без дальнейшего разгона, даем разовую дозировку противосудорожного второго вида, все прекращается. Утром после сна собака снова в гиперактивном состоянии, в 7 утра приступ тремора лап повторяется с последующим развитием. Начинается с потряхивания задних лап, дальше дрожь переходит на все тело, потом на поддергивание брылей и век без движения глаз, набивание пены из пасти и самопроизвольное поднятие передней правой лапы, потом все стихает и так по кругу. Продолжительность приступа 15 минут дома + 15 минут в дороге до ветклиники. Собаку забирают на введение загрузочной дозы противосудорожных и седативных препаратов внутривенно, а так же забор анализов. По крови незначительная анемия, снижен натрий, снижен альбумин, повышен печеночный показатель, но в целом показания не критичны. На загрузочной дозе препаратов генерализованные судороги ушли, парциальные сохранились (видно по движению брылей). Гипертермию согнали до нормы, дали астматические диуретики. Собака находится в сознании, определяет происходящее на вид и запах, реагирует на кличку.

В 12 часов дня эпиоприступ повторяется с остановкой дыхания, собаку снова вводят на кому на 4 часа. Врачи настаивают вводить второй вид противосудорожного для постоянного поддержания в крови определённой дозировки активного вещества. К вечеру через 4 часа вывод из комы, судороги не повторились. Собака ушла в приступ спустя почти двое суток, как была полная отмена глюкокортикоидного препарата. Собака на седативных и противосудорожных в состоянии сонного полуоовоща. Когда сняли с комы температура была 38.2, через 2 часа уже была 39.3 на увеличенных дозировках внутривенных препаратов - это не очень хорошая динамика. В терапию добавляют второй противосудорожный препарат с накопительным эффектом в сыворотке крови на 2 дня в двойной дозе, дальше раз в два дня снижение по 25% от стартовой дозировки. Все это время собака продолжает находиться в ОРИТ.

День 19

Ночь прошла без ухудшений, было однократное поднятие температуры до 40 градусов, смог самостоятельно пописать. На ночь до следующего дня остается под присмотром в интенсивной терапии. С трудом встает на передние лапы, появились силы отталкиваться, чтобы ползать, находится в полусознании, но нас на запах узнал, с трудом смог лизнуть плохо контролируемым языком. Хватило сил толчками заползти на руки со стола. Один из неврологов на наших снимках от третьего дня видит зачатки некротизирующего менингоэнцефалита, второй опухоль, третий снимки не открывал, читал только заключение диагноста.

День 20

Нам отдают собаку расхаживаться, так как мы на него влияем эффективнее, чем нахождение в реабилитации и старания врачей и ассистентов ОРИТ. Собака находится в сознании, но высокие дозировки препаратов сильно рубят, есть не произвольные покачивания головы в позе сидя. При ходьбе задние лапы подворачиваются, может путать как правильно поставить (подушечками вверх), собаку заносит, передние разъезжаются звездочкой на пол. По 3-4 часа после приема препаратов мопс спит.

День 20-31

Применение одного из противосудорожных вызывает повышение аппетита. Добавляется в терапию диоктаэдрический смектит для помощи ЖКТ. На повышенной дозировке противосудрожного необходимость туалета сохраняется раз в 3-5 часов. Кроме того, мопс плохо определяет источник звука (направление), почти полностью игнорирует базовые команды (он их попросту не узнаёт), игнорирует метки на улице (спустил мочевой и больше за прогулку не писает, возвращается домой в течении первого часа писает в подгузник). При этом мопс не дезориентирован. В наше отсутствие спит (находился постоянно под наблюдением по камерам). При нас после приёма препаратов 2-3 часа дремлет, затем периодически бодрствует. Не может находиться в одиночестве, если ты двигаешься по квартире, он передвигается хвостиком на заплетающихся лапах. Ночью гиперактивен: лай, вой на протяжении всей ночи. Лай с подвыванием во время ожидания чего-либо, например еды. Попытки успокоить на руках как раньше не действуют (пихается с рук, начинает ещё сильнее лаять), дополнительное кормление даёт ночью максимум час-полтора тишины. Поведение собаки узнаваемо в течении первого часа после начала действия препарата. Стул сохраняется кашеобразным, живот вздут.

День 32

ЖКТ восстановился. Стул стал налаженным по графику, пописы сохраняются в том же режиме. Ночи сохраняются такими же шумными. Начал спать снова на тяжелой невысокой подушке.

День 34

Мопс активен, подвижен, узнает других членов семьи. Лапы все так же заплетаются, иногда выгибаются в другую сторону. Подъем по лестнице осуществляет в почти полном или в полном объеме. Запрыгивать на предметы (невысокий диван) делает попытки, но оторвать выше 2 см задние конечности не может.

День 39 - День 40

По возвращении с работы нас встречает абсолютно бодрая собака с учетом его болезни. Дальше по графику выгул. На прогулке собака двигается медленно, пассивно, туалетные дела не выполняет, кроме одного пописа. Отказ подниматься по лестнице. Возвращаемся домой и происходит повтор приступа мопса: секунды три продолжается тремор всего туловища, собака оступается. Дальше твердо проходит в другую комнату, где его неестественно дугой изгибает и несколько секунд потряхивает. Дальше собака начинает резко лаять вверх в пустоту. Через паузу повторяется неестественное изгибание корпуса тела дугой, потряхивание и набивается пена. Даём ему успокоительное (такое было указание лечащего врача, чтобы снизить влияние приступа на органы) и везем в ветклинику. По дороге собака в сознании, сохраняется периодический легкий тремор всего корпуса. Через 20 минут введения успокоительного, мопс выглядит стабильным. В клинике снова появляется легкий тремор корпуса с паузами. Собаку вновь забирают в отделение интенсивной терапии на введение внутривенное загрузочных доз препаратов. По анализам повышены гранулоциты, снижены эритроциты, снижен натрий, тромбоциты упали до 7 единиц. У собаки диагностирована тромбоцитопения, гемопаразиты в мазке не обнаружены. В 23 часа эпиоприступ повторяется, его снова кладут в медикаментозную кому. В 4 утра у мопса останавливается сердце не выходя из комы, реанимация эффекта не дала, запустить собаку не удалось.

Надеюсь кому-то это объяснит с чем вы столкнулись и что вас может ожидать дальше. Может кому-то это даст сил бороться до самого конца, как боролись мы за каждый счастливый день жизни нашего невероятного пушистого ребенка. В память о невероятном пушистом ребенке, нашей маминой радости, папиной гордости, а также пирожочку и хрюшечке! Спасибо всем врачам которые боролись за жизнь мопсика до самого конца!