Одна из табличек богазкёйского хеттского архива (древня Хаттуса, столица Хеттского царства, которое располагалось на территории Анатолии с 18 по 12 вв. до н.э), найденных в раскопках 2023 года, позволяет сказать, что идентифицирован новый древний язык.
Из пресс-релиза можно предположить, что речь идет о хеттском ритуале, где после описания ритуальных действий приводится речь жреца на языке, который составителем таблички назван по-каласмийски. Такого рода тексты частотны для хеттской традиции, когда жрец произносит реплики на своем родном языке. В описании хеттских ритуалов мы часто встречаем вставки по-хаттски, по-лувийски, по-хурритски…
Из этой глиняной таблички мы узнаем еще один язык хеттского царства, названный по имени города Каласма, предположительно расположенном к северо-западу от Анкары, на окраине Хеттского царства (на карте приблизительное расположение).
Текст не издан, но скорее всего он содержит только несколько строк на этом языке, однако они позволяют определить язык как индоевропейский и относящийся к лувической подгруппе анатолийской группы языков. То есть это близкий родственник или диалект лувийского языка. Интересно, что это второй после лувийского язык лувической подгруппы, известный по памятникам 2 тыс. до н.э.; остальные лувические языки – ликийский, карийский и др. фиксируются только в 1 тыс. до н.э.
Я взяла комментарий у специалиста по клинописным языкам Малой Азии Алексея Касьяна:
Лувическая подгруппа языков, по сравнению с другими анатолийскими языками, отличается большой инновативностью в фонетике, грамматике и лексике.
Факт наличия населения с лувическим языком в северо-западной области Хеттского царства важен для истории региона. Но даст ли эта находка 2023 года что-нибудь новое для нашего понимания истории индоевропейских языков? Вряд ли. Вообще открытие индоевропейских языков само по себе не обязательно является большим событием. Например, если поехать с экспедицией в Индию, то там можно открыть немало новоиндийских языков, но этим мало кто занимается, поскольку они нерелевантны для общего изучения языковой семьи.
Также вполне возможно, что тексты на каласмийском языке уже нам попадались в описании хеттских ритуалов, поскольку иноязычные реплики жрецов не всегда сопровождаются указанием на каком языке они были произнесены.