Продолжаем изучать книгу "Японский словарь цветовой гармонии" и сегодня на повестке у нас 2 цвета: завершаем изучать красный, переходим к золотому. В предыдущей статье мы рассмотрели схемы цветовых композиций других оттенков красного.
В Японии он считается священным цветом и обладает способностью отгонять негатив. Не случайно цвет ворот синтоистского храма (а синтоизм - основная религия в Японии) - красный.
На это есть 2 причины:
1. Пигмент киноварь был изготовлен из ртути и поэтому действовал как консервант для древесины.
2. Как уже было сказано - в Японии с древности считалось, что красный цвет обладает способностью отгонять бедствия, цунами, землетрясения и т.д.
Однако, не все ворота святилища красные — ворота в святилищах Исэ Дзингу и Идзумо Тайша сделаны из простого дерева.
Помимо синтоизма, в Японии исповедуют даосизм. А в даосской алхимии киноварь считается одним из основных ингредиентов «пилюли бессмертия», слова «пилюля» и «киноварь» обозначаются одним и тем же иероглифом.
Итак, красный в понимании японской культуры несет в себе ощущение торжественности, священности, особой возвышенной атмосферы.
Советы г-на Сакурайя:
- Сочетать этот оттенок красного с вариациями от небесно-голубого до малинового и черного.
- Так же немного серовато-фиолетового цвета создают атмосферу утонченности.
Вот этот цвет, который имеет честь украшать ворота к японскому храму.
А теперь палитра на основе киновари - остальные 8 цветов являются, так сказать, ведомыми, строго подобранными под алую краску.
Иллюстрации с другими традиционными оттенками красного (материалами из предыдущей статьи - палитры, варианты композиций) одним файлом можно забрать здесь.
Заметьте, в приведенной палитре вообще нет зеленого. Однако она весьма гармонична и элегантна.
Вот как описывает автор остальные оттенки в палитре (2-9):
2. цвет пигмента, полученного из соединения железа;
3. серовато-фиолетовый;
4. слабый желто-красный цвет, как будто хурму промыли в воде;
5. в период Эдо (1603-1868 гг.) светлый индиго стал
известен как “цвет для изображения цветка”;
6. сиреневый с черным оттенком, такой, какой можно увидеть на
крыле голубя;
7. цвет перьев хохлатого ибиса, которого когда-то можно было встретить
по всей Японии;
8. изящный, утонченный красновато-серый цвет;
9. приглушенный, мрачный фиолетовый.
В вариациях древне-японских орнаментов киноварь идет либо основным фоном, либо для выделения композиционного центра. А любые охры на фоне такого красного и так неминуемо "зеленеют".
Еще одна гравюра укие-э как отличный пример приведенной палитры. Конечно, со своими нюансами, но очевидно - палитра мастера Сокурай основана на фундаментальных основах классического японского искусства.
Золотой Будда или золото в палитре.
За основу это цвета принято считать цвет статуи сидящего Будды Амитабхи, установленная в зале Феникса в храме Бьодоин.
Она была создана в 1053 году в период Хэйан. Его скульптор Джочо считался величайшим буддийским имиджмейкером того времени.
Традиционно этот цвет ассоциируется с чувством собственного достоинства, безмятежности, спокойствия.
Советы г-на Сакурайя:
- Сочетать с коричневыми цветами, в которых есть красные и желтые оттенки; а также с серым.
- Избегать соседства с крикливыми, яркими цветами.
В приведенной цветовой палитре первый - тот самый золотой.
Он сочетается со следующими оттенками (далее нумерация в соответствии с палитрой):
2. цвет, похожий на влажную почву, с ярко выраженными черными тонами;
3. бледный цвет, получаемый в результате окрашивания гвоздикой (раньше ей красили ткани);
4. агаровое дерево - это ароматное дерево, как алоэ, которое растет в
тропических регионах;
5. цвет, напоминающий пепел от сгоревших предметов. Это нечто среднее между черным и белым;
6. цвет мышиного меха;
7. мышиный цвет с коричневым оттенком. В период Эдо (1603-1868 гг.) популярными цветами были коричневые и серые;
8. цвет шелковых нитей-сырцов, которые были вычищены;
9. у японцев ассоциируется с "Чистой Землей", где пребывает Будда.
Какая тонкость восприятия, не правда ли?
Практический пример - традиционная японская живопись эпохи Тории Киёнага, 1752-1815 гг. Даже дополнительные теплые оттенки максимально деликатны и приглушенные.
Как видим, такие палитры можно применять как в традиционной графике, живописи, так и цифровой.
В следующей статье поговорим о японских садах, оттенках зеленого и пресловутом японском дзене).
P.S. Все приведенные иллюстративные материалы можно забрать единым файлом здесь.
Еще статьи по теме:
https://dzen.ru/a/ZPIX9B2hQBUVeRjt?share_to=link