Найти тему
Искусство народу

Японский словарь цветовой гармонии: киноварь и золото в японской культуре

Оглавление

Продолжаем изучать книгу "Японский словарь цветовой гармонии" и сегодня на повестке у нас 2 цвета: завершаем изучать красный, переходим к золотому. В предыдущей статье мы рассмотрели схемы цветовых композиций других оттенков красного.

В Японии он считается священным цветом и обладает способностью отгонять негатив. Не случайно цвет ворот синтоистского храма (а синтоизм - основная религия в Японии) - красный.

Ворота к храму Ицукусима, Япония. Источник фото https://traveltimes.ru/остров-миядзима/
Ворота к храму Ицукусима, Япония. Источник фото https://traveltimes.ru/остров-миядзима/

На это есть 2 причины:

1. Пигмент киноварь был изготовлен из ртути и поэтому действовал как консервант для древесины.

2. Как уже было сказано - в Японии с древности считалось, что красный цвет обладает способностью отгонять бедствия, цунами, землетрясения и т.д.

Однако, не все ворота святилища красные — ворота в святилищах Исэ Дзингу и Идзумо Тайша сделаны из простого дерева.

Источник фото https://bangkokbook.ru/galereya/hram-v-ise-93-foto.html
Источник фото https://bangkokbook.ru/galereya/hram-v-ise-93-foto.html

Помимо синтоизма, в Японии исповедуют даосизм. А в даосской алхимии киноварь считается одним из основных ингредиентов «пилюли бессмертия», слова «пилюля» и «киноварь» обозначаются одним и тем же иероглифом.

Традиционная японская гравюра Укие-э. Источник фото https://ojapan.ru/yaponskie-gravyury-ukiyo-e/
Традиционная японская гравюра Укие-э. Источник фото https://ojapan.ru/yaponskie-gravyury-ukiyo-e/

Итак, красный в понимании японской культуры несет в себе ощущение торжественности, священности, особой возвышенной атмосферы.

Советы г-на Сакурайя:

  • Сочетать этот оттенок красного с вариациями от небесно-голубого до малинового и черного.
  • Так же немного серовато-фиолетового цвета создают атмосферу утонченности.

Вот этот цвет, который имеет честь украшать ворота к японскому храму.

КИНОВАРЬ (JIS) Цвет пигмента, основным ингредиентом которого является
сульфид ртути.
КИНОВАРЬ (JIS) Цвет пигмента, основным ингредиентом которого является сульфид ртути.
А теперь палитра на основе киновари - остальные 8 цветов являются, так сказать, ведомыми, строго подобранными под алую краску.
На основе материалов из  Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 23
На основе материалов из Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 23

Иллюстрации с другими традиционными оттенками красного (материалами из предыдущей статьи - палитры, варианты композиций) одним файлом можно забрать здесь.

Заметьте, в приведенной палитре вообще нет зеленого. Однако она весьма гармонична и элегантна.

Вот как описывает автор остальные оттенки в палитре (2-9):

2. цвет пигмента, полученного из соединения железа;

3. серовато-фиолетовый;

4. слабый желто-красный цвет, как будто хурму промыли в воде;

5. в период Эдо (1603-1868 гг.) светлый индиго стал
известен как “цвет для изображения цветка”;

6. сиреневый с черным оттенком, такой, какой можно увидеть на
крыле голубя;

7. цвет перьев хохлатого ибиса, которого когда-то можно было встретить
по всей Японии;

Источник оригинального фото https://lovewildanimals.com/crested-ibis-interesting-facts/
Источник оригинального фото https://lovewildanimals.com/crested-ibis-interesting-facts/

8. изящный, утонченный красновато-серый цвет;

9. приглушенный, мрачный фиолетовый.

В вариациях древне-японских орнаментов киноварь идет либо основным фоном, либо для выделения композиционного центра. А любые охры на фоне такого красного и так неминуемо "зеленеют".

Еще одна гравюра укие-э как отличный пример приведенной палитры. Конечно, со своими нюансами, но очевидно - палитра мастера Сокурай основана на фундаментальных основах классического японского искусства.

Традиционная японская гравюра Укие-э. Неизвестный мастер. Источник фото https://ojapan.ru/yaponskie-gravyury-ukiyo-e/.
Традиционная японская гравюра Укие-э. Неизвестный мастер. Источник фото https://ojapan.ru/yaponskie-gravyury-ukiyo-e/.

Золотой Будда или золото в палитре.

За основу это цвета принято считать цвет статуи сидящего Будды Амитабхи, установленная в зале Феникса в храме Бьодоин.

Статуя является национальным достоянием, а Байодоин - объектом Всемирного наследия. Весь период тогдашнего японского ренессанса назывался Кокуфу Бунка.  Высота этой статуи на своей вершине составляет 277 см. Источник фото https://www.britannica.com/art/Japanese-art/Amidism
Статуя является национальным достоянием, а Байодоин - объектом Всемирного наследия. Весь период тогдашнего японского ренессанса назывался Кокуфу Бунка. Высота этой статуи на своей вершине составляет 277 см. Источник фото https://www.britannica.com/art/Japanese-art/Amidism

Она была создана в 1053 году в период Хэйан. Его скульптор Джочо считался величайшим буддийским имиджмейкером того времени.

Традиционно этот цвет ассоциируется с чувством собственного достоинства, безмятежности, спокойствия.

Советы г-на Сакурайя:

  • Сочетать с коричневыми цветами, в которых есть красные и желтые оттенки; а также с серым.
  • Избегать соседства с крикливыми, яркими цветами.
На основе материалов из  Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24
На основе материалов из Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24

В приведенной цветовой палитре первый - тот самый золотой.

Нигде в доступе этого пигмента нет. Даже вариации в традиционных вариантах выглядят как охра золотистая. Приведенный колер хоть и в цифровом виде, но намешать такой оттенок вполне возможно. Источник оригинального фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24
Нигде в доступе этого пигмента нет. Даже вариации в традиционных вариантах выглядят как охра золотистая. Приведенный колер хоть и в цифровом виде, но намешать такой оттенок вполне возможно. Источник оригинального фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24

Он сочетается со следующими оттенками (далее нумерация в соответствии с палитрой):

2. цвет, похожий на влажную почву, с ярко выраженными черными тонами;

3. бледный цвет, получаемый в результате окрашивания гвоздикой (раньше ей красили ткани);

4. агаровое дерево - это ароматное дерево, как алоэ, которое растет в
тропических регионах;

5. цвет, напоминающий пепел от сгоревших предметов. Это нечто среднее между черным и белым;

6. цвет мышиного меха;

7. мышиный цвет с коричневым оттенком. В период Эдо (1603-1868 гг.) популярными цветами были коричневые и серые;

8. цвет шелковых нитей-сырцов, которые были вычищены;

9. у японцев ассоциируется с "Чистой Землей", где пребывает Будда.

Какая тонкость восприятия, не правда ли?

Практический пример - традиционная японская живопись эпохи Тории Киёнага, 1752-1815 гг. Даже дополнительные теплые оттенки максимально деликатны и приглушенные.

Как видим, такие палитры можно применять как в традиционной графике, живописи, так и цифровой.

Варианты дизайна от мастера Сокурай. Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24
Варианты дизайна от мастера Сокурай. Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 24

В следующей статье поговорим о японских садах, оттенках зеленого и пресловутом японском дзене).

P.S. Все приведенные иллюстративные материалы можно забрать единым файлом здесь.

Еще статьи по теме:

https://dzen.ru/a/ZPIX9B2hQBUVeRjt?share_to=link

Задолго до импрессионистов: наши на пленэре. И как Чернышевский устроил революцию нравов
Искусство народу12 августа 2023