Эту процедуру можно назвать экзаменом, а её результат - объективной оценкой по предмету "весовая дисциплина".
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник строительства.
Метод взвешивания
Из приборов для взвешивания у меня есть только напольные весы. Метод взвешивания будет следующим: опираю нос и корму на две опоры. Подставляю весы сначала под кормовую, а потом под носовую опоры. Результаты суммирую.
Взвешивание
Открутил четыре самореза, крепящие лодку к стапелю. Уложил в лодку ещё не приклеенные детали палубного настила.
Присоединил к корме опору с помощью струбцин. Установил опору на весы. Приподнял нос (выступил в роли второй опоры), а помощник сфотографировал результат - вес кормы.
Далее сдвинул лодку на 3 см вперед, чтобы транец лежал строго на бимсе стапеля. Корма оперлась на стапель самым своим краем. Прикрепил опору к носу, подложил под неё весы и определил приходящийся вес.
Из результатов измерения необходимо вычесть вес струбцин и опоры: примерно 1 кг. Итого: 42.3 - 1 + 36.1 - 1 = 76.4 кг.
Проверочный расчёт
На этапе взвешивания фанерных деталей (статья "Весовая дисциплина"), я получил массу 61.9 кг. И уже тогда начал переживать за перевес (почему это важно - изложено в упомянутой статье).
Масса кильсонов, планширя, карлингсов, смолы, стеклоткани и нержавеющего крепежа должна составить по итогам взвешивания: 76.4 - 61.9 = 14.5 кг.
Некоторые массы я могу точно определить по расходу:
- эпоксидная смола 5.5 кг
- стеклоткань Т11 1.3 кг
- саморезы 3.5x30 170 шт (по 1.2 гр/шт) 0.2 кг
Массу карлингсов, планширя, бимсов и кильсонов можно прикинуть, зная объем и плотность сосны (извините, что считаю в кубических сантиметрах): (1.5*3.5*420 + 1.5*3.5*800 + 2.5*3.5*140 + 1.5*4*130 + 3.5*3.5*400) * 0.52 = 6.9 кг.
Получаем: 6.9 + 5.5 + 1.3 + 0.2 = 13.9 кг. И это очень близко к 14.5 кг! Можно считать взвешивание успешным и его результат достоверным.
Прогноз
А теперь о грустном - какую же массу корпуса лодки следует ожидать?
- Привальный брус (15х35х8000 мм) 3 кг
- Детали из нержавейки 4 кг
- Оклейка снаружи стеклолентой и шпатлевание стыков 2 кг
- Оклейка днища "легкой" тканью Т13 (285 гр/кв.м) 5 кг
- Усиление транца под подвесной мотор 3 кг
- Окраска 5 кг
Итого: 3 + 4 + 2 + 5 + 3 = 17 кг.
Прогнозируемый вес корпуса лодки: 76.4 + 17 = 93.4 кг.
В 80 кг корпус не влез и оказался очень далек от этой цифры! А я ещё мечтал о канатном ящике на носу (будет 100 кг), и паре рундуков (120 кг)... Мечтать вредно! По весовой дисциплине получаю оценку НЕУД.
Оглядываясь назад, вижу только один действенный способ снизить массу: использовать хвойную фанеру ФСФ вместо березовой, это дало бы около 9 кг. С неизбежным снижением прочности.