Много раз сталкивалась с ситуациями, когда родители не доверяют и ставят под сомнение все, что говорят их взрослые дети, которым уже за 30, и которые уже получили какой -то свой жизненный опыт в современном мире, но с лёгкостью, слепо доверяют какому-то малознакомому или вообще незнакомому человеку, умело "присевшему им на уши", и совершают действия подчас подвергая себя серьезной опасности.
И при этом свято верят, что этот малознакомый человек точно им хочет добра, заботится о них, а родные дети добра не хотят и все их советы никуда не годные и "будешь ты меня ещё учить".
заранее оговорюсь, что не думаю и не утверждаю, что ВСЕ родители такие, но существенный процент, по крайней мере, встретившийся мне, имеется.
Вот и эта история о том, как мать моего знакомого рисковала стать жертвой мошенников, слепо доверившись чужим людям, но тотально не доверяя своему сыну.
Назовем маму Ольгой Ивановной. Живёт она в своей отдельной квартире в небольшом городке. Дети разъехались. Сын уехал в Москву. Дочь живёт в Париже. Дети все время звонили и приезжали по возможности, но отношения становились более натянутыми. Ольга Ивановна и к детям уезжать не хотела, но и на них, как будто, тайно обижалась, что они ее оставили.
Сын ее, Саша, как старший в семье, все время предостерегал ее, предупреждал о навых схемам мошенничеств, о телефонных мошенниках, странных знакомых, которые просят что-то подписать и тд. На что мать переодически озлобленно отвечала, что она сама разберётся
"Будешь ещё меня учить!"
Саша начал подозревать первые признаки маразма, но потом вспоминал, что мама всегда была не подарок, с годами это никуда не ушло.
Как-то раз в очередной созвон матери и сына, мать взяла трубку в необычно приподнятом настроении и сообщила, что покупает новую квартиру. Уже внесла задаток.
Саша не понял: Как? На какие деньги? Зачем?
И Ольга Ивановна рассказала, что оказывается она уже как три недели решила продать квартиру, в которой живёт, и купить другую. Причина - нежелание делать ремонт.
Она-де посчитала, что те деньги, которые она вложит в ремонт - это разница в стоимости между ее квартирой, требующей капитального ремонта и такой же квартирой, но уже с ремонтом. А на ремонт помимо денег ещё нужно найти хорошую бригаду, нужно как-то жить в пыли или куда-то съезжать.
А тут съехал из старой, переехал в новую, всего-то делов.
Саша слушал рассказ Ольги Ивановны и ушам не верил:
- Его мама оказывается уже наняла риэлтора.
- Эта риэлтор уже нашла покупательницу и она внесла задаток.
- Для Ольги Ивановны тоже уже нашлась подходящая квартира в другом районе, но с ремонтом, как она и хотела.
Ольга Ивановна ехала как раз с просмотра, воодушевденная тем, что квартира светлая, с ремонтом, просторная, хозяева очень вежливые и приветливые, скоро съедут, когда купят дом.
Саша, кое-как придя в себя от неожиданной череды событий, которые на него вывалила Ольга Ивановна, начал задавать вопросы:
- кто эта женщина-риэлтор, как на нее вышла мама?
-подписывала ли мама какие-то бумаги, что это были за документы?
- задаток был внесён покупательницей квариры или аванс?
И, наконец:
- почему она не удосужились сообщить ему о том, что собирается продать свое, по сути, единственное жилье непонятно кому и на каких условиях и купить непонятно что.
Она, которая никогда в своей жизни не продавала ничего, дороже подержанного пианино младшей сестры за 300 рублей, решила вот так, запросто, продать свою единственную квартиру! Кто ее надоумил это сделать?
Ольга Ивановна не разделяла опасений сына:
"А что такого? Ничего страшного не вижу. Кому нужно меня обманывать?"
Саша не понимал кто так удачно обработал его маму. Попросил её прислать копии предварительных ДКП. Ольга Ивановна начала придумывать тысячу причин этого не делать, мол неудобно и тд. Кое-как уговорил, прислала очень плохо сфотографированный текст.
Подписантом обоих договоров, кроме его матери, была одна и та же женщина, как потом выяснилось, риэлтор.
В отличие от ситуации с одним моим клиентом (замена одного лица другим в предварительном ДКП), когда риэлтор просто подписала договор от себя, без какой-либо доверенности, здесь юридическая сторона вопроса была соблюдена: доверенность имелась и была приложена к предварительному ДКП.
Но у Саши все равно было ощущение недоверия.
- Два человека: и покупатель квартиры мамы и продавец квартиры, которую мать собиралась покупать, знают риэлтора и так доверяют ей, что дают ей подписывать договоры за себя.
- За три недели нашелся и покупатель на мамину квартиру и новая квартира, которая стоила ровно столько, сколько составляла сумма установленной стоимости квартиры матери + сумма, которую она хотела потратить на ремонт, но передумала.
При этом всем, мать упорно не хотела говорить КТО подкинул ей мысль о том, что легче продать свое жилье, добавить деньги и купить якобы лучшее по качеству, чем сделать в своей квартире нормальный ремонт.
Саше вся эта история не нравилась. Но как он не уговаривал мать отказаться от сделок, она не видела никаких проблем и говорила, что Саша нашнетает и пугает ее попусту.
Спустя пару дней раздался звонок с незнакомого номера, но код города был знаком для Саши. Это была та самая риэлтор Ольги Ивановны.
Риэлтор представилась, сказала, что Ольга Ивановна попросила ее позвонить ему, сыну чтобы он принял решение по ситуации, так как сама Ольга Ивановна колеблется.
Начала риэлтор со слов, которые Сашу сразу насторожили:
- Вы же хотите, чтобы Ваша мама поскорее переехала в другую квартиру?!
Саша НЕ хотел чтобы мама куда-то переезжала и даже если бы это было так, он знал, что такой прием используют недобросовестные граждане, чтобы внушить лопоухому обывателю, что ему очень точно нужно то, что является именно целью разводящих.
Далеко ходить не надо - вся реклама это внушение потребителю, что ему точно нужно купить все то, что рекламируют.
Саша ждал, что риэлтор предложит, внутренне подобравшись.
- Ваша мама участвует в альтернативной сделке. Она покупает квартиру у семьи Петровых, которые покупают дом у одного мужчины Сидорова, а он покупает более лучший дом у третьих лиц.
Сидоров, дом у которого покупают Петровы хочет получить от Петровых задаток в размере большем, чем внесла Сашина мать, а именно те самые 600 тыс, которые были у Ольги Ивановны, что называется на руках, и которые она собиралась добавить к сумме от продажи своей квартры, чтобы купить новую.
Таким образом, чтобы Петровы купили дом Сидорова и съехали, освободив квартиру для Ольги Ивановны, они должны внести Сидорову задаток в размере 600 тыс рублей, которых у них нет.
Саша был шоке. То есть его мама, которая шикала каждый раз когда речь заходила о деньгах, не позволяла ему по телефону обсуждать деньги и называть суммы, понижала до шопота голос, когда при личном общении речь о них заходила, вдруг рассказала совершенно постороннему, напрямую заинтересованному лицу о том, какая сумма свободных денег у нее есть.
Вне себя от злости, негодования и обиды на мать за недоверие и такую глупую неосмотрительность, Саша взял себя в руки:
- Я не понимаю, что Вы от нас-то хотите?
( хотя прекрасно понимал, к чему клонит риэлтор)
- Мы хотим чтобы Ольга Ивановна внесла ещё 600 тыс в счёт оплаты квартиры. Тогда Петровы внесут их как задаток, мы подпишем ДКП с Сидоровым, они купят дом и освободят квартиру чтобы Ваша мама могла въехать. Иначе Петровы не смогут освободить квартиру.
- Но ее покупатель уже готов купить квартиру!
- Да, именно так. Поэтому у вашей мамы есть прямая заинтересованность в данной сделке.
Саша понимал , что у его мамы нет никакой обязанности вносить данную сумму. Она уже внесла задаток и по договору с Петровыми имеет право въехать после подписания основного ДКП и передачи договора на регистрацию через МФЦ в течении 3-х дней.
Если Петровы не готовы съехать к моменту, оговоренному в договоре, это проблемы не его матери, а Петровых. Для таких дел есть банки и кредиты, а не сбережения пожилой женщины.
Обо всем этом Саша сказал риэлтору.
Риэлтор не ожидала такой отповеди и немного сконфузилась. Потом попыталась убедить Сашу, что это совершенно безопасно и она всех этих людей знает, они сто лет знакомы и его маме ничего не угрожает, все деньги будут внесены в счёт цены квартиры.
Саше было смешно:
Это безопасно для его мамы потому, что все другие участники этой сделки друг друга знают сто лет.
Но ни он, ни его мама всех этих людей не знали и многих даже не видели ни разу.
Мошенники, которые лишают людей жилья, тоже знают друг друга сто лет.
Помогает ли этот факт их жертвам?
Не говоря уже о том, что Саша знает много примеров, когда знающие друг друга люди умудряются и за меньшие суммы обманывать друг друга и предавать.
Саша твердо отказал. Никаких дополнительных взносов не будет до подписания ДКП.
Риэлтор ответила, что, возможно, тогда квартиру его маме не продадут.
Саша сказал, что тогда вернут стоимость задатка в двойном размере, согласно ст 381 ГК РФ. Риэлтор на это ничего не ответила.
Данный разговор прибавил Саше головной боли.
Теперь не оставалось сомнений, что дело нечистое и для матери явно опасное. Какой нормальный человек будет тянуть с пожилой женщины дополнительные деньги до совершения сделки, если это не мошеник?
Да, он отказал в передаче доподнительных денег и мать побоится без его согласия отдавать деньги, он с ней поговорил об этом и ярко, в красках расписал, что она рискует остаться без своих 600 тысяч. Но проблема не исчезла.
На этом этапе мы уже с Сашей вдвоем обсуждали возможные варианты исхода ситуации
Учитывая ситуацию, его мать могла стать объектом для другого мошенничества, хоть это по закону не относится к мошенническим действиям, а называется недобросовестным действиям стороны договора, но результат от этого не меняется.
Как только она продаст квартиру покупателю и передаст ему ключи по акту приёма -передачи, она остаётся без жилья. Пару недель можно в отеле пожить или квартиру снять, а дальше? Почему бы недобросовестным людям этим не воспользоваться и не повысить цену на квартиру? У бабули же сынуля в Москве, раскошелится. Про то, что сын живёт в Москве, а дочь в Париже, Ольга Ивановна тоже рассказала риэлтору: "А что такого?"
И да, это незаконно и все такое, но это не уголовное преступление и даже не административное правонарушение.
- И с этим не в полицию надо идти, а в суд. Нанимать юриста, идти в суд с Ольгой Ивановной? Понуждать продавца продать недвижимость по взятому на себя обязательству?
- Да и судебные споры могут тянутся месяцами, мать где это время жить будет?
- Даже если риэлтор не потребуют дополнительных денег, остаётся вариант не въехать в квартиру так как из нее не выехали. Заартачится Сидоров и продаст дом другим и чего делать будет Ольга Ивановна? Искать другую квартиру? А пока жить где?
- И есть ли вообще этот Сидоров и этот дом?
Саша пока обдумывал ситуацию, зашёл на Авито и Циан. Нигде не было объявления о продаже данной квартиры. Когда спросил об этом мать, она сказала, что её не размещали нигде, так как когда Ольга Ивановна нашла этого риэлтора для продажи квартиры и упоминула о том, что собирается покупать другую, риэлтор сказала, что есть один прекрасный вариант у знакомых, буквально на днях они решили тоже продавать и именно за ту стоимость, которую планировала Ольга Ивановна.
Ещё одно "волшебное совпадение". Саша уже твердо решил, что нужно сделать все, чтобы не позволить матери лишиться квартиры.
Третью неделю подряд Саша звонил матери, как на работу, по несколько раз в день. Если бы жил не так далеко, легче бы было приехать. Но скорость риэлторов по обработке мамы впечатляла. За день напуганную Сашей мать риэлторы успели повторно расположить к себе, уверив, что никто ее обманывать не собирается, что такие сделки проводятся каждый день. Они сменили тактику по выманивание доп денег в счёт оплаты квартиры и решили ускорить продажу квартиры Ольги Ивановны, заверив, что Петровы нашли нужную сумму ( за один день, представляете, какие быстрые) и от нее только требуется выехать и продать как можно скорее свою квартиру.
Саша понимал, что продав квартиру мать будет полностью зависима от следующей сделки. Конечно, если они не совершенно отпетые мошеники, деньги от продажи у нее останутся, но жить-то будет негде. Заниматься вопросами покупки квартиры из-за маминых причуд, Саше не хотелось. У него своих проблем было достаточно.
Саша решил действовать следующим образом:
- по моему совету, он настоял, чтобы мать направила заказное письмо с уведомлением Петровых и риэлтора (их доверенного лица)о готовности заключить сделку купли-продажи квартиры и указании сроков подписания договора.
Петровы, получив письмо, позвонили матери и сказали, что сроки неясны и сделка с домом под вопросом. Она же не согласилась им дополнительный аванс вносить.
Саша предполагал именно такой ответ. Тогда он позвонил сам риэлтору и сказал, что все сделки отменяются. Что риэлтор является подписантом обоих предварительных ДКП, по которым дала задаток и получила тот же задаток, в том же размере. Соответственно, мать Ольга Ивановна ни продавцу, ни покупателю ничего не должна.
Да, он прекрасно осведомлен, что отказываясь от продажи, по закону, продавец квартиры должен вернуть покупателю задаток в двойном размере ст 381пункт 1 ГК РФ. Но, фактически он не собирается этого делать, так как не имеет гарантий, что сможет въехать в квартиру, за которую также внёс задаток риэлтору. Так как риэлтор является доверенным лицом и подписантом обоих договоров, то в случае подачи риэлтором или Петровыми иска на имя Ольги Ивановны, Ольга Ивановна будет подавать втречный иск по той же статье и тем же основаниям на доверенное лицо, риэлтора. Ведь она направила заказное письмо с уведомлением с предложением подписать договор купли-продажи и внесла также задаток, но продавец не готов заключать ДКП, следовательно отказывается от совершения сделки.
Саша показал риэлтору альтернативу того, как они оба будут бегать по судам, чтобы получить то, что уже и так есть. Они могут составить соглашение о зачёте взаимных требований сумм задатков.
Окончательным аргументом было то, что риэлтор даже не удосужились спросить у матери справку о вменяемости и дееспособности. Ольга Ивановна уже на пенсии и он имеет основания полагать, что она не полностью способна отвечать за свои действия. Как иначе объяснмть, что человек на старости лет решил вот так, с бухты барахты продать единственное жилье, никуда при этом не уезжая.
Риэлтор буркнула что-то недовольное в трубку и бросила ее.
Саша имел после этого долгий и очень неприятный разговор со своей матерью.
Зная про огромное количество мошеннических схем с недвижимостью, он давно хотел чтобы она передала квартиру по договору дарения ему, с её правом пожизненного проживания.
Но мать, и тогда и сейчас, недвусмысленно намекала, что она может остаться без квартиры. Мало ли, они поссорятся, он захочет квартиру продать, а она где будет жить?
То есть когда она сама хотела продать квартиру с помощью незнакомых людей, она не думала, что ей будет негде жить и как это все будет? А в отношении сына, который всегда проявлял заботу и был абсолютно самостоятелен, она почему-то думала, что он свою мать выгорит на улицу.
Ну, так же пишут в газетах и в шоу показывают.
Что дети выгоняют своих родителей на улицу. То, что тоже самое, и намного больше делают малознакомые люди и те же риэлторы - это так, не считается.
Саша с горечью осознал, что его мама действует и думает совершенно нелогично и что он не может сделать ничего, чтобы изменить ситуацию. После того, как он не спал ночами три недели, пытаясь понять, как решить ситуацию, которую полностью создала его мама из-за своей лени и апломба, он же ещё и виноват остался, что не дал ей переехать в "хорошую квартиру с ремонтом".
Мама с претензией сказала ему в разговоре, чтобы он собирался и приезжал ей делать ремонт, раз все испортил.
У Саши была работа и обязательства, и он понял, что сколько бы он не делал для мамы в прошлом и в настоящем, и сколько бы не сделал в будущем, он всегда останется "не таким", не достойным доверия и самое главное - элементарного уважения, что в избытке получают от его мамы совершенно чужие люди, которые не сделали для неё ничего.
Саша отказался от заманчивого предложения поработать разнорабочим и твердо сказал, что если мама захочет кому-то ещё отдать свои деньги или продать квартиру, он не против, и не будет больше ее спасать. И если она останется без квартиры, то будет жить уже там, где решит он и его сестра.
Конечно, Ольге Ивановне ответ не понравился. Она обиделась. Что не помешало ей найти бригаду, которая сделала ей нормальный ремонт, о чем ей Саша говорил ещё до всей этой эпопеи.
Может быть интересно:
Спасибо, что дочитали. Ваш ЮРиК