В этой статье я напишу том, как можно увеличить суммы, взыскиваемые с лица, виновного в получении травм, с помощью закона "О защите прав потребителей".
Если продали некачественный товар, нарушили сроки оказания услуги или изготовили некачественную мебель - большинство наших граждан знает, что все права на стороне потребителя. Это предусмотрено законом "О защите прав потребителя". Но если речь идет о компенсации морального вреда из-за полученных травм, пострадавшие про этот закон даже и не вспоминают. Это касается и большинства юристов, которые помогают пострадавшим получить компенсацию морального вреда. Почему? Не знаю. Может быть, срабатывают какие-то стереотипы. Пассажир автобуса, пострадавший в ДТП - это потребитель. Покупатель, упавший в магазине из-за мокрого пола и получивший перелом руки - это потребитель. Житель многоэтажки, сломавший ногу из-за падения на гололеде во дворе собственного дома - это потребитель. Какая разница - потребитель пострадавший или нет - спросите Вы. Разве статус потребителя как-то влияет на размер компенсации морального вреда, который определяет суд. Действительно, на размер такой компенсации будут влиять тяжесть травм, их последствия, длительность лечения, но никак не то обстоятельство, что пострадавший является потребителем. Но давайте вспомним о штрафе. Если требование потребителя не удовлетворяется в добровольном порядке, то суд взыскивает за это еще и штраф. Размер штрафа - 50% от суммы удовлетворенных судом требований потребителя. Алгоритм действий потребителя должен быть такой. Получили травмы, дождались окончания лечения, а потом направляете претензию лицу, которое несет ответственность за вред, причиненный Вашему здоровью. В претензии в произвольной форме описываете фактические обстоятельства получения травмы, ее последствия и просите компенсировать Ваши моральные и физические страдания. Обязательно нужно указать размер компенсации. При определении этой суммы не нужно сильно озадачиваться, все равно ее почти никогда добровольно не платят. Пишите побольше - 500 тысяч или 700 тысяч или миллион. Претензию направляйте заказным письмом с описью вложения. Потом подождите недели две и обращайтесь с иском в суд. В исковом заявлении обязательно укажите, что обращались с требованием о добровольной компенсации морального вреда, но ответчик Ваше требование не удовлетворил. К исковому заявлению приложите копию претензии и квитанцию об отправлении заказного письма. Если поступить таким образом, то суд, определив размер компенсации, например, в 300 тысяч рублей, взыщет еще и штраф 150 тысяч рублей.
Если у Вас есть вопросы, задавайте их в комментариях - отвечу.
P.S. В следующий раз расскажу,как с помощью закона " О защите прав потребителе" удалось доказать, что вышедший из автобуса и попавший под его колеса на момент травмы был пассажиром. В результате пострадавший получил еще и страховое возмещение по закону " Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков".