Найти в Дзене
Шпионские страсти

Национальный центр. Арест курьера

1919 год

Россия

Рано утром 27 июля председателю Слободского уездного исполкома Вятской губернии Н. С. Веселкову сообщили, что в уезде появился гражданин в рваной шинели и худых сапогах. При этом гражданин очень щедро заплатил за подводу, что не соответствует его внешнему виду. Веселков приказал милиции выставить на всех трактах посты и задержать неизвестного. В тот же день через два часа, после указания тов. Веселкова, ему сообщили, что начальник 1-го района советской милиции в селе Вахрушеве Слободского уезда Вятской губернии И. А. Бржоско задержал неизвестного, схожего с описанием. На требование Бржоско предъявить проездные документы, гражданин, который назвался Николаем Карасенко, заявил, что у него их нет. После этого он был задержан и обыскан.

При обыске у него обнаружили два револьвера и кинжал. В куртке нашли зашитыми 985 820 рублей 20– и 40-рублевыми керенками.

Задержанного отправили в Слободскую уездную ЧК. На допросе, устроенном в тот же день 27 июля, Карасенко показал, что он вёз деньги в Москву по поручению киевского купца Гершмана.

Слободская ЧК револьверы конфисковала, деньги 1 августа сдала в местное казначейство. Арестованного отправила в Вятку, в Губернское ЧК.

5 августа на допросе в Вятке Карасенко заявил, что хочет дать правдивые показания. Далее он рассказал, что он на самом деле Николай Павлович Крашенинников, сын помещика Орловской губернии.

24 ноября 1917 года он оставил фронт с немцами и уехал на Дальний Восток с намерением поступить на службу в армию США. Однако, в США ему уехать не удалось, а после переворота в Сибири летом 1918 года он был мобилизован и зачислен в 1-й Бирский полк, которым командовал полковник Орлов. В мае 1919 года его перевели в разведывательное отделение ставки адмирала Колчака.

В начале июля ему вручили миллион рублей денег, и отправили в Москву с заданием вручить эти деньги лицу, которое встретит его на Николаевском вокзале, а в качестве пароля назовет ему сумму денег и часть, в которой служил Крашенинников.

После подобного признания 8 августа арестованный был отправлен в Москву.

Будучи в арестном помещении ВЧК, Крашенинников 20 и 28 августа передал на волю, через «сагитированного» им лица из обслуги помещения, две записки. Обе эти записки оказались в руках следователя, который вёл его дело.

Первая записка от 20 августа гласила:

«Я, спутник Василия Васильевича*, арестован и нахожусь здесь, прошу подательнице сего выдать 10 000. Всё благополучно».

Записка от 28 августа гласила:

«Прошу В. В. М. или кого-либо заготовить несколько документов для 35–40 летнего, 25–30 летнего и 24–25 летнего и передать их по требованию предъявительнице сего, кто знает условленный знак В. В. М. для меня. Прошу к 30 августа достать один грамм цианистого калия, или иного другого сильно действующего яда. Необходимо в интересах дела. Прошу к 30 августа сообщить, арестован ли Н. Н. Щ. и другие… ».

Когда следователь показал обе эти записки Крашенинникову, тот «поплыл» и рассказал, что из ставки Колчака он вышел с деньгами 13 июня. Деньги в Москве должен был передать Николаю Николаевичу Щепкину**, проживающему по адресу: угол Трубного и Неопалимовского переулков. Также ему дали ещёодинадрес, куда отнести деньги, на тот случай, если Щепкина найти не удастся: А. Д. Алфёрова, содержателя и директора гимназии.

Щепкин Николай Николаевич
Щепкин Николай Николаевич

Также, одновременно с Крашенинниковым, согласно показаниям последнего, в Москву отправлен Василий Васильевич Мишин с другим миллионом для Московской организации. На реке Вятка они разошлись.

После вручения денег Крашенинников обязан был вернуться в Омск.

По словам арестованного в Москву для организации «Национальный центр» было передано 25 миллионов рублей. Часть из них должны были передать в Петроград некоему «Вику» (смотри публикацию «Национальный центр. Первые сведения»).

Московская организация «Национальный центр» имеет военную организацию, о которой арестованному ничего не известно.

В эти же дни в ВЧК поступило заявление учительницы школы № 76 о том, что к директору школы А. Д. Алфёрову часто приходят подозрительные лица. За Алфёровым установили наблюдение.

Основатели Алфёровской гимназии А. С. и А. Д. Алфёровы
Основатели Алфёровской гимназии А. С. и А. Д. Алфёровы

(Источники: Доклад тов. Л. Б. Каменева в Комитете обороны гор. Москвы/ газета «Известия ВЦИК» 9 октября 1919 года; Красная книга ВЧК)

* Речь шла В. В. Мишине (Москвине), втором агенте колчаковской разведки, посланном в Москву для передачи денег «Национальному центру». Он же «В. В. М.». Возможно, что обе фамилии («Мишин» и «Москвин») – псевдонимы.

** Николай Николаевич Щепкин, видный деятель Кадетской партии царской России