"Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит "Рая" Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…"
Винсент Ван Гог
Энергичный и молодой, но уже солидно выглядящий и знающий себе цену молодой мужчина с доброжелательным, немного надменным и оценивающим взглядом пристально смотрит на нас с портрета Франса Халса. "Портрет мужчины в перчатке" или "Портрет мужчины, держащего перчатку" один из череды знаменитых портретов выдающегося фламандского портретиста. Живописцу удалось создать сочный, яркий и многогранный образ, "схватить" на холсте один из моментов непрерывно меняющейся мимики героя и точно передать его индивидуальность.
Так кто же этот самовлюбленный и полный осознания своей значимости человек, стоящий в столь независимой позе со скептической улыбкой на губах?
Точно сказать кого запечатлел художник нельзя, ведь он редко подписывал свои работы. Еще в начале ХVIII века это произведение считалось автопортретом художника, однако сейчас отождествление героя картины с автором считается ошибочным. Вероятно перед нами Корнелис Шревелиус (1608-1664) - врач из Харлема. Ведь именно так и должен выглядеть человек этой профессии. Корнелис был деканом латинской школы Лейдена, сменив на этом поприще своего отца после 1641 года. Сам же отец Карнелиса, Теодорус Шревелиус, был лично знаком с Халсом. Он написал о художнике в своей "Истории Харлема", а также сохранилось и изображение самого Теодоруса кисти Халса 1617 года.
Франса Халса можно смело назвать живописным новатором, ведь ему удалось сломать уже привычные стереотипы и представления о портрете. Мастер отказался от традиционных норм, господствующих веками - стандартных поз, исключительно профильных или фронтальных изображений модели. Персонажи его картин приобрели индивидуальность, их жесты, взгляды, позы, улыбки и заразительный смех стали живыми. Герои его картин - это полнокровные, яркие и точные образы современников: бюргеры и ремесленники, стрелки и обычный простой люд, в том числе и дети - радостное поколение победителей. Халс обогатил голландскую живопись своим живым стилем, в чем-то очень близким еще не наступившему импрессионизму.
"Словом, Франс Хальс - колорист из колористов, колорист ранга Веронезе, Рубенса, Делакруа, Веласкеса. О Милле же, Рембрандте и, скажем, Израэльсе справедливо говорится, что их сила скорее в гармонии, чем в колорите".
Винсент Ван Гог
Герои картин Халса всегда в движении, в действии, художник делает точный акцент на их мимике и жестах, придавая особую живость линиями сочными мазками и крупными цветовыми пятнами.
Уже к началу 1630-х годов колорит произведений Халса кардинально изменился, на смену буйным и радостным краскам пришли спокойные серебристо-серые тона в сочетании с многообразными оттенками черного. А все объясняется просто, изменилась мода, и на смену богато расшитых костюмов пришли более скромные черные одеяния. Художник открыл для себя потрясающие возможности создания различных оттенков черного. Как точно и метко скажет об этом периоде творчества живописца спустя два с половиной столетия другой знаменитый голландец Винсент Ван Гог:
"...у Франца Хальса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного".
"Портрет мужчины в перчатке" яркое тому доказательство.
Этот портрет в составе партии картин был отправлен Фридрихом II в Россию Екатерине Великой вместо погашения долгов. В 1764 году был приобретен Эрмитажем.
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные: