Найти тему
изомозаика

Фламандский новатор. Или "не менее двадцати семи различных оттенков серого" Франса Халса

"Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит "Рая" Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…"
Винсент Ван Гог

Энергичный и молодой, но уже солидно выглядящий и знающий себе цену молодой мужчина с доброжелательным, немного надменным и оценивающим взглядом пристально смотрит на нас с портрета Франса Халса. "Портрет мужчины в перчатке" или "Портрет мужчины, держащего перчатку" один из череды знаменитых портретов выдающегося фламандского портретиста. Живописцу удалось создать сочный, яркий и многогранный образ, "схватить" на холсте один из моментов непрерывно меняющейся мимики героя и точно передать его индивидуальность.

Франс Халс, "Портрет мужчины в перчатке" или "Портрет мужчины, держащего перчатку". ок. 1640
Франс Халс, "Портрет мужчины в перчатке" или "Портрет мужчины, держащего перчатку". ок. 1640

Так кто же этот самовлюбленный и полный осознания своей значимости человек, стоящий в столь независимой позе со скептической улыбкой на губах?

Точно сказать кого запечатлел художник нельзя, ведь он редко подписывал свои работы. Еще в начале ХVIII века это произведение считалось автопортретом художника, однако сейчас отождествление героя картины с автором считается ошибочным. Вероятно перед нами Корнелис Шревелиус (1608-1664) - врач из Харлема. Ведь именно так и должен выглядеть человек этой профессии. Корнелис был деканом латинской школы Лейдена, сменив на этом поприще своего отца после 1641 года. Сам же отец Карнелиса, Теодорус Шревелиус, был лично знаком с Халсом. Он написал о художнике в своей "Истории Харлема", а также сохранилось и изображение самого Теодоруса кисти Халса 1617 года.

Франс Халс, портрет Теодоруса Шревелиуса, 1617
Франс Халс, портрет Теодоруса Шревелиуса, 1617

Франса Халса можно смело назвать живописным новатором, ведь ему удалось сломать уже привычные стереотипы и представления о портрете. Мастер отказался от традиционных норм, господствующих веками - стандартных поз, исключительно профильных или фронтальных изображений модели. Персонажи его картин приобрели индивидуальность, их жесты, взгляды, позы, улыбки и заразительный смех стали живыми. Герои его картин - это полнокровные, яркие и точные образы современников: бюргеры и ремесленники, стрелки и обычный простой люд, в том числе и дети - радостное поколение победителей. Халс обогатил голландскую живопись своим живым стилем, в чем-то очень близким еще не наступившему импрессионизму.

"Словом, Франс Хальс - колорист из колористов, колорист ранга Веронезе, Рубенса, Делакруа, Веласкеса. О Милле же, Рембрандте и, скажем, Израэльсе справедливо говорится, что их сила скорее в гармонии, чем в колорите".
Винсент Ван Гог

Герои картин Халса всегда в движении, в действии, художник делает точный акцент на их мимике и жестах, придавая особую живость линиями сочными мазками и крупными цветовыми пятнами.

Уже к началу 1630-х годов колорит произведений Халса кардинально изменился, на смену буйным и радостным краскам пришли спокойные серебристо-серые тона в сочетании с многообразными оттенками черного. А все объясняется просто, изменилась мода, и на смену богато расшитых костюмов пришли более скромные черные одеяния. Художник открыл для себя потрясающие возможности создания различных оттенков черного. Как точно и метко скажет об этом периоде творчества живописца спустя два с половиной столетия другой знаменитый голландец Винсент Ван Гог:

"...у Франца Хальса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного".

"Портрет мужчины в перчатке" яркое тому доказательство.

Этот портрет в составе партии картин был отправлен Фридрихом II в Россию Екатерине Великой вместо погашения долгов. В 1764 году был приобретен Эрмитажем.

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные: