Laguna Garzon Bridge – необычный и загадочный мост в Уругвае. Загадочный – потому что круглый и при этом сходу непонятно, почему он имеет такую форму. Особенно с учётом, что построить такой мост стоит явно несколько дороже, чем обычный. Все видят в этом какую-то загадку, да – но вы удивитесь, насколько простое будет объяснение.
Начнём с того, что мост тут нужен был очень давно, но построен он только в самом конце 2015 года. Он решал давнюю проблему транспортного соединения двух соседних департаментов – Мальдонадо и Роча.
Для нас будет необычным само месторасположение моста, который перекинут через узкое место лагуны, а не реки.
Причем это узкое место – практически у самого океана. Если посмотреть на карту, можно задаться вопросом – а чего им рядом по берегу не проехать? Ведь дорога через мост даёт возможность лишь объехать часть лагуны и в итоге ведёт на тот же берег. Для чего такие сложности?
Почему бы просто не объехать по берегу?
Если говорить просто, то на берегу нет дороги – и её там очень сложно построить, поскольку береговая линия всё время меняется из-за воздействия океана. Ну как меняется – то размывает, то волной накроет, и вообще почвы неподходящие...
В общем, люди предпочитали переправляться через лагуну с использованием парома, который ходил ровно в том же месте, где сейчас построен мост – она там самое узкое.
Но и паром, хоть и ходил по расписанию, но часто не работал по причинам, связанным с погодными условиями.
А с учётом, что сама лагуна в этом месте – мелкая, то и помещалось на паром за один раз всего несколько машин, а трафик между двумя департаментами гораздо более активный – на всех парома в любом случае не хватало, скорей проблемой уже стали длинные очереди, скапливающиеся у переправы.
В итоге проблема как-то дошла до федерального уровня, и решение проблемы катающихся туда-сюда жителей Мальдонадо и Роча стало чем-то вроде нацпроекта на минималках.
Уругвайское правительство обратилось к известному архитектору Рафаэлю Виньоли, уругвайцу по происхождению.
Авторский замысел
Рафаэль Виньоли с детства жил в США, куда переехала его семья (он, к слову, умер совсем недавно, в марте 2023 года, в возрасте 78 лет).
Он на самом деле был известным и опытным – скажем, ещё в 1989 году он выиграл международный конкурс на проект Токийского международного форума.
Одно из его кредо – стараться вписать архитектурное сооружение не только в окружающее пространство, будь то природа или городской квартал, но и попытаться сделать так, чтоб его постройка была запоминающейся. Можно сказать, чтоб она стала достопримечательностью.
В случае с Laguna Garzon Bridge ему это явно удалось, хотя само сооружение на глобальность, конечно, претендовать не может.
Но на оригинальность – да, причём именно в контексте заданных условий. Ну хотя бы потому, что в таком виде это тут никто не ждал.
Однако его идею поддержали все – нашёлся даже то ли спонсор, то ли меценат, который выделил на проект большую сумму, которая покрыла больше 80 процентов затрат (остальное выделило правительство страны). А плюсов у такой формы моста оказалось сразу несколько (и, по сути, ни одного минуса).
Во-первых, из-за того, что встречные дороги были разведены по разным полукругам, были исключены возможные столкновения на встречных полосах.
Это было более, чем актуально для этой местности, где из-за той же непогоды, ветра и тумана поездка на авто порой может стать реально опасной.
Во-вторых, скорость движения по мосту ограничили до 30 км/ч – как по тем же соображениям безопасности поездок, так и ради, скажем так, туристической привлекательности моста. На мосту – там, где дороги расходятся – сделали смотровые площадки. Дойти до них даже пешком – безопасно.
Но, как мы понимаем, невысокая скорость движения позволяет прямо во время поездки любоваться видом на саму лагуну и на Атлантический океан. Тут даже отсутствие встречного движения – огромный плюс, не загораживает обзор.
В теории можно выйти и воспользоваться чем-то вроде тротуара, он тут же есть – специально для пешеходов и велосипедистов.
Так-то длина моста не очень большая, всего 250 метров, так что лагуну можно перейти и пешком. Кстати, диаметр круга моста – 110 метров, а стоит это круг всего на 16 опорах.
Ну и немного подробностей для интересующихся: на строительство моста ушло 450 тонн стали, 500 кубических метров бетона и 40 000 метров кабелей.
Говорят, появление моста Laguna Garzon Bridge реально сделало эту местность привлекательной для туристов – а это, как мы все понимаем, деньги для местного бюджета, рабочие места и всё такое.
Ну и, в конце концов, это красиво – чего только стоят ночные фотографии этого круглого моста, когда включена подсветка.
***
Все изображения можно увеличить, кликнув по ним. Все иллюстрации в статье – dezeen.com, arch2o.com, wikipedia.org и Google Maps. Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!