Я преподаю математику в университете, но иногда грешу репетиторством. Сейчас речь пойдёт именно о репетиторстве.
Репетитором я выступаю не регулярно, а иногда ещё и не по своей воле. Преимущественно моими учениками являются родственники каких-то моих знакомых или знакомые знакомых – это студенты (причём не нашего вуза, это принципиально), испытывающие какие-либо трудности в освоении общеобразовательного курса вузовской математики, и целью наших занятий является преодоление этих трудностей. Кроме того, каждый год у меня бывает по 1-2 ученика выпускного класса средней школы, с которыми мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по математике (и база, и профиль бывает). Это, за редким исключением, тоже дети знакомых. Детей с нулевым уровнем знания математики я не беру, как бы ни уговаривали, потому что ученики на подготовку к ЕГЭ чаще всего появляются после Нового года, а за оставшиеся 4 месяца поднять математику с нулевого уровня до среднего очень трудозатратно, и чаще всего школьник и его родители оказываются к этому не готовы.
Учеников младше 8 класса у меня вообще никогда не было. Ученик 8 класса, с которым мне какое-то время пришлось (именно пришлось!) заниматься, был сыном моей непосредственной начальницы на одном из предыдущих мест работы. Я вообще не хотела его брать, приводила все возможные аргументы, начиная с того, что никогда не работала в школе, поэтому не знаю последовательности и глубины изучения в обычной школе тех или иных тем по алгебре и геометрии, и заканчивая незнанием возрастных психологических особенностей восприятия материала учащимися 8 класса. Но начальница не желала ничего слушать, наседала на меня, ультиматумы разные ставила, и мне пришлось-таки 3 месяца заниматься с её мальчиком – слава небесам, в результате ему всё-таки вывели в школе годовые «четвёрки» по алгебре и геометрии, а после отпуска я оттуда уволилась. И ещё у меня была однажды ученица 8 класса, но это отдельный интересный случай, о котором я когда-нибудь напишу отдельную статью.
Два раза брала 9-классников на подготовку к ОГЭ по математике, оба раза это были внуки моих коллег с других кафедр. Один из них попал ко мне в сложной ситуации. По словам его бабушки, он с родителями 7 лет жил в Испании, учился там в местной школе. Особенностью той системы образования, как рассказала бабушка, является свобода в выборе предметов, изучаемых в школе начиная с какого-то класса: там есть обязательные предметы и предметы по выбору, и к несчастью, математика относилась к предметам по выбору (на мой взгляд, это странно, но испанцам виднее). И этот мальчик её не выбрал. Поэтому в последние 2 года проживания в Испании он на вполне законных основаниях математику не изучал вообще. Потом у родителей произошли какие-то изменения в карьере и им пришлось вернуться в Москву. А в России математика является обязательной для изучения и в 9 классе мальчику нужно было сдавать ОГЭ по математике. С этим они ко мне и обратились. Хорошо, что мальчик оказался толковым, неплохо соображающим и запоминающим. Он многое успел забыть за период учёбы без математики, но мы за полгода вспомнили всё забытое и освоили программу, проверяемую на ОГЭ. Математику он в результате сдал хорошо, за что его бабушка следующие полгода меня благодарила при каждой встрече.
С 10-классниками работать приходилось, но это было не репетиторство – я тогда подрабатывала преподавателем математики в детском образовательном центре, и там 2 года подряд мне давали небольшие группы 10-классников (5-8 человек), курс назывался «Вспомнить всё», целью которого являлась ликвидация пробелов в изучении школьных дисциплин «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». 10 класс не является выпускным, возможно поэтому индивидуальное репетиторство у этих учащихся не столь популярно, не считая случаев, когда ЕГЭ по базовой математике сдавали в 10 классе.
Но всё-таки основная часть моей репетиторской деятельности – работа со студентами 1-2 курсов. Обычно это одно или несколько занятий по освоению той или иной темы из вузовской математики – больше всего востребованы темы по вычислению пределов функций, технике дифференцирования и приложениям производной, технике интегрирования, решению обыкновенных дифференциальных уравнений и теории вероятностей. Часто обращаются с просьбой провести занятие по подготовке к контрольной работе по той или иной теме или цикл занятий по подготовке к экзамену.
Бывают и особые случаи. Последний – обратилась девушка, которая нашла меня через мой ютуб-канал. В момент обращения она заканчивала очно-заочно 1 курс университета, причём получала второе высшее образование, специальность в сфере IT, а первое образование у ней экономическое. Сначала она попросила в ходе онлайн-занятий прояснить решения некоторых не вполне понятных ей заданий, а потом попросила позаниматься с ней школьной математикой, потому что, по её словам, она чувствует, что имеющиеся пробелы в знаниях школьной математики ей постоянно мешают. Я с этой девушкой провела ряд занятий по вопросам школьной программы (тригонометрия, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем, задачи с параметром, задачи комбинаторики, текстовые задачи и другие) причём удовольствие в ходе занятий испытывали и она, и я. Она – потому что математика ей нравится и стало понятно то, что раньше было непонятно. Я – потому что вижу отдачу своим усилиям. Можно сказать, в кайф позанимались, не всегда так бывает.
Повторюсь, что репетиторство – не основная моя деятельность. Основная – преподавание математики в вузе. Мне кажется, я неплохо это умею. В моём профиле на Дзене есть ссылка на мой ютуб-канал, там только учебные видео по математике (изложенные простым языком, потому что они для нематематических специальностей), начиная с записей реальных лекций, которые проводились онлайн в «ковидные» учебные года, и заканчивая специально записанными видео по отдельным вопросам вузовской программы по математике. Кому-то они могут пригодиться ВМЕСТО репетитора. Как говорится, велком)
Другие статьи о различных случаях из моей преподавательской работы:
Студентка пришла на экзамен с мамой
О внешнем виде студентов и реакции преподавателей
Как студенты со мной в прятки играли
Про студентов, которые не умеют читать
Многие студенты приходят в вуз запуганные школой
Про шпаргалки