Найти тему

Про студентов, которые не умеют читать

Недавно ездила на несколько дней в Питер в гости к подруге, с которой не виделись с 2017 года. Несколько раз пытались встретиться, она приезжала в Москву за это время 3 раза, но каждый раз случался форс-мажор - то у меня командировка, то ковид, то именно в дни её приезда у меня работа в две смены (с утра дневники, с обеда заочники). В прошлом году уже билеты купила, так муж на даче упал и сломал бедро так, что полтора месяца лежал на вытяжке кости в больнице – пришлось билеты сдать, ездила через день к мужу в больницу, какое уж там путешествие. Вот в июне-2023 наконец-то небеса смилостивились, и я 4 дня провела в Питере.

В один из этих дней сидели вечером, болтали, речь зашла о работе. Я – преподаватель математики в университете, она – преподаватель химии в кадетском корпусе, а когда-то мы обе работали в одном и том же уральском университете, где и подружились. Ну и речь зашла о наших студентах, у кого какие, есть ли разница, и т.д. Помимо других выводов мы обе сошлись на мысли, что многие современные студенты не умеют читать. Да, вот так обстоят дела.

Нет, читать, в смысле складывать буквы в слова и читать слова не по слогам, а предложениями, студенты умеют, но у многих из них смысл прочитанного ускользает. Помнится, был у меня одноклассник, Соловьёв Дима, которого я запомнила потому, что на уроках литературы всегда было смешно слушать, как он читал: вроде бы шустро, не по слогам, но ударения он ставил как попало, потому что в смысл текста не вникал вообще. У студентов проблема понимания, может быть, выражена не настолько серьёзно, как у Димы Соловьёва в школе, но она есть.

Приведу типичный пример. Решаем со студентами задачу: «Составить уравнение прямой, проходящей через середину отрезка АВ и перпендикулярной этому отрезку, если известны координаты концов данного отрезка» и даны координаты, допустим А(1;3) и В(-3;7). Чтобы решить эту задачу, нужно сделать вспомогательный чертёж, можно схематичный, соответствующий условию задачи. То есть нарисовать точки А и В, соединить их отрезком, отметить середину этого отрезка и провести через неё прямую линию, перпендикулярную изображённому отрезку, всё. В этом году мы с одной из моих групп минут 15 только чертёж строили – студенты должны были его самостоятельно изобразить в своей тетради, а я ходила и смотрела. Чего только я не увидела на их «чертежах», кто что нарисовал. Из 15 человек только трое сделали правильный чертёж, соответствующий условию. А остальные не могли понять, как там эта прямая проходит. По моему мнению, условие данной задачи сформулировано предельно понятно, но почему-то студенты читают и не понимают. И это ужасно, потому что непонятно, как тут быть.

В математике бывают задачи, представляющие собой математическое выражение (формулу) – например, задание вычислить определитель матрицы, предел функции или найти интеграл. С пониманием условия таких задач проблем не возникает. Студент может не знать, какой метод интегрирования надо применить для этого интеграла, но то, что формула в задании означает именно необходимость найти интеграл, студенту понятно.

А вот если задача сформулирована в чисто текстовом виде (в аналитической геометрии, например, или в теории вероятностей много таких задач), то многие даже не пытаются прочитать и разобраться, о чём там речь, потому что задание в виде текста сразу вызывает отторжение, видимо в силу невозможности корректно понять прочитанное.

Не только с математикой так. И с химией, как оказалось, та же история, и с биологией. Не понимают текст, не могут его воспринимать. На разных форумах в интернете после длинного текстового поста часто приходится видеть комменты типа «ниасилила» или «скажите, о чём там», свидетельствующие о том, что комментатор не смог прочитать и понять текст. Причём смотришь, текст вроде нормально написан, хорошим языком и легко читается, и не математика, а вот поди ж ты, и его тоже «ниасилили». Беда.

-2

Вот как быть в подобных ситуациях, как сделать так, чтобы студент стал вникать в смысл прочитанного? Как вы считаете?

Другие статьи о различных случаях из моей преподавательской работы:

Случай на экзамене

Ночь в универе

О внешнем виде студентов и реакции преподавателей

Как студенты со мной в прятки играли

Студентка пришла на экзамен с мамой

Многие студенты приходят в вуз запуганные школой

Про шпаргалки