Отвечает директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп), эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «Опора России» Лариса Науменко.
Компании, которые уклоняются от уплаты налогов, выявляются в рамках контрольных мероприятий, в том числе в ходе выездных налоговых проверок. Однако в планы по их проведению попадают не все налогоплательщики.
Налогоплательщики, в отношении которых налоговыми органами будет проведена более детальная проверка на предмет совершения налоговых правонарушений, определяются путём сопоставления отдельных факторов со специальными критериями, которые указаны в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Этот процесс называется предпроверочный анализ. По результатам предпроверочного анализа налоговые органы принимают решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
Критерии, используемые налоговыми органами при анализе информации о налогоплательщике, закреплены в приложении №2 к Концепции. Всего таких критериев четырнадцать, в их числе:
- Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
- Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов.
- Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Если бизнес соответствует критериям, предусмотренным Концепцией, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку.
Особое внимание ФНС в последнее время уделяет критерию извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции).
Необоснованная налоговая выгода — это уменьшение налога (его зачёт, возврат) в ситуации, когда формально у налогоплательщика право на это есть, но оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни заключения формальных сделок, использования фирм-однодневок.
В конце 2022 года налоговый орган в Письме ФНС России от 30 декабря 2022 года №СД-4-18/17916@ «О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» обобщил практику выявления схем уклонения от налогообложения.
В Письме налоговый орган обозначил, что в ходе предпроверочного анализа ФНС и правоохранительные органы определяют реального бенефициара бизнеса, который будет отвечать за налоговое правонарушение.
Наиболее эффективными мероприятиями при этом являются допросы свидетелей, потерпевшего, осмотр (обыск) территорий, истребование документов и информации, проведение экспертизы, обыск и выемка документов, контроль и запись переговоров.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов позволяет устранять схемы уклонения бизнеса от налогообложения. Налоговый орган обращает внимание на наличие успешной практики, касающейся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.
Редакция,
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной