Найти в Дзене
Сравни

Как ФНС вычисляет бизнес, который уходит от налогов?

Отвечает директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп), эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «Опора России» Лариса Науменко.

Компании, которые уклоняются от уплаты налогов, выявляются в рамках контрольных мероприятий, в том числе в ходе выездных налоговых проверок. Однако в планы по их проведению попадают не все налогоплательщики.

Налогоплательщики, в отношении которых налоговыми органами будет проведена более детальная проверка на предмет совершения налоговых правонарушений, определяются путём сопоставления отдельных факторов со специальными критериями, которые указаны в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Этот процесс называется предпроверочный анализ. По результатам предпроверочного анализа налоговые органы принимают решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.

Критерии, используемые налоговыми органами при анализе информации о налогоплательщике, закреплены в приложении №2 к Концепции. Всего таких критериев четырнадцать, в их числе:

  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
  2. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.
  3. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  4. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  5. Непредоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  6. Непредоставление налоговому органу запрашиваемых документов.
  7. Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Если бизнес соответствует критериям, предусмотренным Концепцией, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку.

Особое внимание ФНС в последнее время уделяет критерию извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции).

Необоснованная налоговая выгода — это уменьшение налога (его зачёт, возврат) в ситуации, когда формально у налогоплательщика право на это есть, но оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни заключения формальных сделок, использования фирм-однодневок.

В конце 2022 года налоговый орган в Письме ФНС России от 30 декабря 2022 года №СД-4-18/17916@ «О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» обобщил практику выявления схем уклонения от налогообложения.

В Письме налоговый орган обозначил, что в ходе предпроверочного анализа ФНС и правоохранительные органы определяют реального бенефициара бизнеса, который будет отвечать за налоговое правонарушение.

Наиболее эффективными мероприятиями при этом являются допросы свидетелей, потерпевшего, осмотр (обыск) территорий, истребование документов и информации, проведение экспертизы, обыск и выемка документов, контроль и запись переговоров.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов позволяет устранять схемы уклонения бизнеса от налогообложения. Налоговый орган обращает внимание на наличие успешной практики, касающейся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.

Редакция,

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной