Мотив «брошенного на произвол судьбы» уязвимого ребенка знаком каждому из нас. Он пронизывает судьбу героев сказок, мифов и легенд. Эти персонажи часто переживают чудесное спасение и получают безграничное счастье, как компенсацию за страдания; им уготована исключительная судьба. Однако, в жизни и психотерапевтической практике, увы, редко бывает так же, как в сказке.
Покинутость в самом начале жизни делает человека уязвимым перед влиянием негативной стороны материнского архетипа. Такие люди в большей степени склонны к депрессиям, нежели те, у кого первые годы жизни были благополучными. Выделяют несколько видов депрессии (они имеют разные названия и причины), например, клиническую, которую нужно лечить таблетками и депрессию покинутости (или брошенности).
Чаще всего я работаю именно с последней.
Депрессия покинутости возникает в результате ранних нарушений в отношениях привязанности между матерью и ребенком. Неудовлетворительные первичные отношения формируют «пустоты» в детской психике. Однако, люди (и к сожалению, специалисты) часто путают её с клинической и тоже пытаются лечить таблетками. Антидепрессанты, безусловно, временно помогают, но важно понимать, что без психотерапии этот вид депрессии не исцелить.
Люди с депрессией брошенности живут в состоянии тотального одиночества и вселенской тоски. Им кажется, что они в этом опасном мире совершенно одни. Из-за нарушенной привязанности они устанавливают непрочные (тревожные) отношения и становятся зависимыми, либо наоборот, избегают близких отношений, демонстрируя ложную самодостаточность. «Меня никто не любит и Бог в том числе» - эта мысль неустанно крутится в их голове.
У таких людей, чаще чем у других, наблюдается амнезия детства. Воспоминания их детских лет серы, скучны и безжизненны, а чувства не доступны, поскольку травматичные истории «ушли под лёд и заморозились». Однако, нужно понимать, что на удержание этого «добра» внутри уходит огромное количество жизненных сил! Поэтому сколько бы они не отдыхали, всё равно просыпаются уставшими утром (по сути это то же самое, как пытаться наполнить водой дуршлаг).
В образах и рисунках таких пациентов часто возникают черные дыры, паутины, тонированные окна, стеклянные перегородки, туман и другие преграды – защиты, ведь люди с депрессией покинутости смотрят на окружающую действительность через темные очки.
⚫️ Мне хорошо знакомо это состояние эмоциональной пустыни. Когда в кромешной темноте ты бредешь по долине потери смысла, пустоты и одиночества. Состояние богооставленности, пожалуй, одно из самых глубоких переживаний покинутости. Это состояние личного, персонального ада. В начале этого года я написала: «Религия необходима тем, кто боится попасть в ад, а духовность тому, кто там уже побывал». Однако тот, кто не имел опыта пребывания в этих адских глубинах, навряд ли поймёт о чём это...
Психотерапевт Мария Коледина