Вглядываясь в какой-то западный феномен, сложно отделаться от ощущения, что изучаемое – не больше, чем фикция. Или скомкано налепленная PR-акция, тщательно раскрашенная эмоциями и мистикой.
Таковой яркой, но пустой хлопушкой – представляется бесфамильный крестьянский мальчик из Италии по имени Лео.
История с ним очень напоминает россказни экскурсоводов с рицинской дачи Сталина (1, 2, 3, 4, 5, 6). Только если абхазские гиды имя Иосифа Виссарионовича порочат, то винчеведы создали целый хвалебный культ «гения» и гребут с него капиталы.
То есть.
Дело даже не в самом Леонардо. Все вопросы — к идеологам, которые возвеличили человека с бумажными достижениями (как водится, гениальными))) : не работающими, фантазийными и являющимися, по сути, компилятивными решениями.
Забавно, что для обрушения культа достаточно “только спросить”! ;))
А основой послужит моя «любимая» википедия {ангажированная и идиотическая}. Которая представляет бородача так:
=>
итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант
Кстати, англоязычная wiki поподробней. Она добавляет к перечислению занятий да Винчи звание инженера. Каковое более всего и подтверждено. Хотя бы тем, что именно инженером Леонардо и брали иногда на работу.
А что, если вникнуть в суть каждого “звания”?
Подтверждение любой профессии, чьим адептом тебя нарекают, в том, чтобы представить не [только лишь] диплом, но результаты трудов.
И вот: что там с результатами-то у Леонарда, да, нашего да Винчи?? ))
архитектор
А с результатами как-то не густо. Если не сказать, что пусто.
Что построил архитектор Леонардо да Винчи??
Да ничего!!!
Хвалебных речей – какой же он всё-таки гений, этот итальянский эрудит; как мощны его лапищи; как масштабны его проекты; о сколь многом он подумал – множество. А так, в реальности нет ни одной его постройки, нет ни одной осуществлённой идеи.
Принимать же за достижения наброски, эскизы и перерисовки – ну, так себе признание. Хотя звание “бумажного архитектора” Лео вполне себе может носить! )))
скульптор
По рассказам известно, что полимат (человек, занимающийся всем подряд) всё же попробовал себя в объёмном воплощении своих плоских фантазий и даже попытался из наброска сделать скульптуру.
Попытка растянулась на 16!! лет (с 1482 по 1498 годы) при том, что задумана композиция была вообще за десять лет до: в 1473 году. Всё это время Леонардо кормил завтраками своего благодетеля герцога Сфорцу и расписывал достоинства будущего произведения. Главным из которых [из достоинств] стали бы размеры статуи.
По итогу появилась глиняная(!) модель. Которая даже постояла на миланской площади, пока её не разломали в 1499 году захватившие край французы. Интересно, что раскурочили долгострой гасконцы. Они расстреляли макет из луков. А Леонардо обиженно написал после: «Герцог потерял государство, имущество, свободу и ни одно из его дел не было им закончено».
Каков наглец!!
Не зря полимата уничтожающе высмеивал по-настоящему Великий Мастер современности и, пожалуй, самый грандиозный гений западной цивилизации всех её времён — Микеланджело. Однажды он встретил Леонардо во Флоренции и всласть поиздевался над затяжным неудачником. ))
То есть, никакой да Винчи не скульптор! Ибо что это за скульптор без скульптур?
инженер
А как быть с инженерией? Ведь прожектёра нанимали именно для бытовых и военных преобразований?
Однако, и с практическим проектированием не сложилось.
Леонардо как обычно сладко пел о своих будущих победах. И качественно визионировал масштабность идей (как в случае, например, с гигантским арбалетом). Всё по шаблонам, которые успешно перенял другой фантазёр.
Елон Муск точно так же лепит презентации, рисует прекрасные 3D-шки, но по факту сосёт. )) То косяк какой, то – то, что сосать он умеет лучше всего. Деньги! С благодарного населения и с неблагодарного Штатного образования.
Но — к Лео. На эскизе представлен план преобразования долины реки Арно. Под финансирование в полимате вновь проснулось красноречие и он воодушевлённо расписывал, как замечательно станет жить после рытья нового канала. Мол, и орошение, и вода страждущим, и прибыль в казну.
Последнюю он даже подсчитал (уж что-что, а считать деньги Леонардо любил!) и вывел фантастические 200 000 дукатов ежегодного дохода!
Правда, проект почему-то так и не пошёл в производство. Даже несмотря на то, что идея была не давинчевская, а Никколо Макиавелли, чьи линии обрисовал ушлый бородач. А ведь Леонардо под это дело даже {как бы} напридумывал различные строительные механизмы.
Почему «как бы»? А потому, что (и это касается всех его эскизов!) без проработки, без расчётов, без опытных образцов — такое так и останется лишь красивой картинкой.
изобретатель
А оно и осталось [красивой картинкой]!
От идеи => до модели, до опытного образца, до работающего экземпляра и тем более до запуска в серию – настолько огромный путь, что таких вот “творцов” только и хватает, что лишь на сырые придумки.
Зато обо всём, да.
Но вот опять “коварный” вопрос: а что из идей да Винчи претворилось в жизнь?
Взять хотя бы самое что ни на есть простое. Якобы парашют.
Это ведь не строительная машина, не статуя высотой 12 локтей, даже не – пф! – «вертолёт» {дешёвый перифраз винта Архимеда}. Это примитивная идея (способная тем не менее решить вековую мечту человечества и перевернуть мир), проверяемая за пару десятков минут!
Но не докрутил. Лео был слишком занят, чтобы найти полчаса на изготовление макета. Да и вообще: гению пристало лишь придумать, а дальше кувыркайтесь сами, как хотите.
Народ и кувыркался. Леонардовский парашют, понятно, даже использовать не стали. Прежде всего – по причине непродуманности, громоздкости (и опасности!) конструкции. Так, воздухоплаватели и (позже) пилоты первых аэропланов предпочитали огромные складные зонты. И только Глеб Евгеньевич Котельников действительно изобрёл!! первый настоящий парашют.
Ну а распиаренный полимат… Все его т.н. изобретения нежизнеспособны. А ведь подавляющим большинством из них он вдохновлялся с современных/средневековых или с прошлых разработок, криво срисовывая. Оттого и не работали. ;)))
Ладно-ладно))) Не из-за кривизны рук, конечно. Да Винчи был весьма сметлив. Но чрезвычайно самолюбив! Поэтому в каждый эскиз он старался вложить себя самого, свои мысли; перепридумывая и “улучшая”.
учёный
Чтобы понять, что за «учёный» был да Винчи, для начала стоит осознать методы итальянца, его жизнь и его психотип. Как это сделать? Да ещё через шесть-то веков после его смерти??
Оч-чень просто! Достаточно взглянуть на его наследие.
А наследие Леонардо представляло собой ворох макулатуры. Это были разрозненные одиночные листики и почеркушки. И были их тысячи!! …(около 7’000)…
Какой человек будет складировать своё (даже предположим) искусство вплоть до мельчайших клочков да в течение целой жизни? Только тот, кто себя считает самой вселенной, гением и бесценнейшим сокровищем всего человечества. ))
Напоминает, кстати, ещё одного персонажа (кроме И.Маска) из недавнего времени. Тот тоже создал тысячи эскизов (~10’000), тоже считал себя гением, тоже стал известен [эпатажем] всему миру. Это – Сальвадор Дали!
Но у усатого художника был сильнейший стабилизирующий и направляющий фактор: его жена Гала. Потому хаос и экстравагантность результирующим вектором укладывались в понятную стратегию.
Да Винчи же не имел такого ограничителя. И его записи есть несвязанные друг с другом вспышки сознания. А ведь учёный – это прежде всего система!
Леонардо был крайне поверхностен и весьма спорадичен. Сейчас он сделал удачный мазок; в следующую минуту он записывает пришедшую в голову мысль; потом вдруг застывает в неподвижности, наблюдая за поведением воробья – как тот прыгает и взлетает. Тут же озаряется фактом, вычитанным в одной из книг, и бросается фиксировать воспоминание. Поток мыслей захватывает полимата, и вот он уже сдирает кожу с лягушки, попутно вкалывая ей в позвоночник иглу. К картине (чтобы сделать следующий, не менее удачный мазок))) он в таком беспорядочном режиме, дай бог, вернётся дней через несколько…
Оттого Лео почти бесконечно мог делать заказ. Оттого он ничего так толком и не сделал. Только собрал коллекцию имени самого себя.
На самом деле такое поведение – разновидность шизофрении. Некоторые таким образом собирают всякий хлам и даже описаны Гоголем в образе Плюшкина. Болезненное и беспорядочно-бессмысленное коллекционирование сие обзывается силлогоманией.
Леонардо же собирал строго себя. ))
Хотя, может, после его смерти остальной хлам отделили и выбросили. Но допустим. Себя! Отсюда можно придумать новое расстройство. И тоже от корня «силлог-» (силлогизм: συλλογισμός (греч.) — «вывод», «резюмирование»). Плюс, «свой» по-гречески же: «то». Получается, Леонардо => силлоготоманьяк!! )))))
Но что там со званием «учёный»? Ведь так-то записи есть, пусть и хаотичные…
В 1955 году, когда полнейшего PR-помешательства на имени да Винчи ещё не случилось, когда внимание к средневековому оригиналу носило вполне себе научный интерес, — Академия наук СССР выпустила книгу «Избранные естественнонаучные произведения Леонардо да Винчи». Где разместила причёсанные и системные записи полимата.
А ведь известно: «Если хочешь узнать человека, послушай – что и как он говорит».
Так, после прочтения безо всяких хитропритянутых рассуждений и домыслов становится ясно, что да Винчи — не учёный в классическом понимании этого слова.
***
Учёный (если по-простому))
есть человек, который в своей деятельности познания применяет
научный;) метод:
сбор данных и формирование гипотезы
—>
проверка информации
—>
модификация гипотезы и перевод её в теорию на основе экспериментов
Бородач же застрял в самом начале: на сборе данных и формировании гипотез.
***
Итак, не учёный, а => на-блю-да-тель!
Эдакий естесствознатель. ))
Причём наблюдатель, активно впитывающий окружающие идеи.
Леонардо имел доступ ко многим библиотекам, включая хранилища Ватикана. Он был знаком с выдающимися мастерами Возрождения.
И он переносил увиденное и вычитанное в свои заметки, которые словно гигантская (бессистемная))) записная книжка отражали действительность, перемолотую видением художника.
По итогу, да Винчи – талантливый плагиатор!
Ведь и вынесенный к заглавию эскиз, который многие так и называют «Человек да Винчи», своим оригинальным названием «Витрувианский человек» — попросту кричит, что это срисовка! Ну, или, если угодно, заимствование. ;))
зарисовщик действительности
Вот чего у да Винчи не отнять, так это умения рисовать. Живописец он был блестящий! Если и говорить о «званиях», то титул художника и вообще – человека искусства – в полной мере относится к итальянцу.
И даже писатель, и даже музыкант.
Творческая натура превалировала во всём: будучи нанятым как инженер, Леонардо занимался вовсе не своими прямыми обязанностями, а, например, служил распорядителем торжеств. И даже сочинил одно из кушаний. Которое, кстати, опровергает миф, будто аутичный бородач был вегетарианцем. Блюдо представляло собой композицию со слоем мяса, поверх которого были уложены печёные овощи.
Выручал же мастера его собственный язык и умелые фантазии в нужном ключе. В частности, он и к герцогу (да и вообще в высшие круги) попал за крутые обещания. Мол, сделает он такие машины, что просто ух!, всех сразу можно будет победить. Миланский правитель, живший войнами, повёлся на сладкоречивого колдуна.
Ну а как ещё? На фоне остальных художников и скульпторов Леонардо катастрофически проигрывал своей медлительностью и почти повальным браком. Ведь у него не только “изобретения” не работали, он ещё и живопись умудрился зарубить своими «экспериментами».
Фрески (к слову, действительно гениальные!) уже через несколько лет после написания стали покрываться пятнами. А через пару десятилетий нуждались в серьёзной реставрации. Хотя любитель самовозвеличивания гарантировал столетия их неизменности.
Впрочем, да Винчи всё равно считал живопись делом второстепенным. И полностью отдавался своим изысканиям. Ведь он верил, что те принесут ему неисчислимые богатства.
Это его желание легко считывается со страниц дневников, испещрённых строчками расчётов прибыли от изобретений.
Правда, к сожалению (и в повторение сказанного выше)), чуть ли не все его придумки => есть перифраз и/или компиляция уже существующего.
Иными словами, зарисовка действительности. Представляющая собой исключительно наблюдение. Пусть и с толикой анализа. Но без набора критических вариантов и без проверки.
Как забытый прожектёр стал тем Леонардо, которого теперь боготворят
В общем, причислить да Винчи к светилам Науки как-то не очень получается. Таковое причисление началось, к слову, во второй половине XIX века.
Важная ремарка: представить Леонардо не учёным, а как творческую описательную натуру — не умысел автора данной статьи.
Таковые попытки делались неоднократно. В частности, серьёзные трактаты, анализирующие творчество полимата, в первой половине ХХ века выпустили:
- физик Пьер Дюэм: «Да Винчи – есть наследник парижской схоластики и простое передаточное звено между средневековой наукой и наукой XVI-XVII веков»;
- антиквар Леонардо Ольшки: «Наука да Винчи сводится к какому-то хаосу из тонко подмеченных фактов и фантазий»;
- и {наиболее известный из этой троицы} историк науки Линн Торндайк: «Техническое изобретательство Леонардо, которое представляет собой беспорядочный хаос, должно быть оценено в свете весьма обширной предшествующей литературы. Это, например, десять книг Мариано ди Джакомо Таккола о машинах, написанные в 1449 году [за три года до рождения Леонардо]. Также, рецепты красок эпигона да Винчи походят на рецепты, имеющихся в средневековых книгах о красках».
Для СССР же итальянский бородач был весьма привлекателен. Потому что он типа гуманист. Но главное, в своё время да Винчи похвалил, назвав аж целым титаном, не кто-нибудь, а сам Энгельс!!
Из недавнего же примечательно исследование английского историка Гевина Мензиса, который авторами многих изобретений Леонардо вывел вообще китайцев. Ибо, по словам Мензиса, в 1430 году делегация китайских исследователей прибыла со специальной миссией во Флоренцию, где передало тогдашнему Папе Римскому Евгению IV большой пакет документов, содержащих информацию по истории Китая, его культуре, языку и в том числе по изобретениям ученых Поднебесной. Были там и рисунки со схемами и чертежами инноваций. Документами завладел да Винчи, родственники которого работали тогда в Ватикане и имели доступ к секретным архивам.
Но ломка копий случилась много позже: как уже упоминалось, лишь в XIX веке. До того же (то есть, почти три века!) талантливый прожектёр никому не был нужен. Даже несмотря на жизнеописание, выпущенное через несколько десятилетий после смерти Леонардо в составе энциклопедии.
Подготовил «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари. Его труд – единственный источник, позволяющий узнать о живших и творивших в то время мастерах. И единственная же книга, непосредственно рассказывающая о Леонардо.
И пусть «Жизнеописания» печатались спустя полвека после смерти мастера; о его жизни было кого спросить.
Встречайте!
Тот – который к моменту писательства Вазари остался чуть ли не единственным живым сподвижником да Винчи. Тот – который был не только свидетелем жизни полимата, но и даже учеником, сопровождавшим Лео 14 лет его жизни (до самой могилы). Тот – который и сохранил ворох почеркушек… наследие талантливого фантазёра.
Тот, кто не только хранил до своего последнего вздоха леонардовские бумаги, но и произвёл их первичные разбор и классификацию, создав-таки систему из хаоса. Систему, до которой сам Леонардо так и не снизошёл.
Наследие, к слову, после кончины хранителя недолго пролежало на чердаке. А начало частично раздаваться, частично продаваться, а частично и выкидываться. В результате, до современности дошла хорошо ли половина; а то и по некоторым оценкам – всего пятая часть бумаг да Винчи.
Интересный факт. Знатоки могут чётко поделить бумаги на те, что составлял сам мастер; и на те фальсификаты, что были созданы (и будут создаваться))) в наше время. Как, в частности, пресловутый велосипед да Винчи: его нарисовали в 50-тые годы ХХ века!..
Так вот, о хранителе. )))
…Наконец и в-главных, он тот — ради которого и писалась эта статья!! Потому что именно он настоящий герой. И не из-за того, что сохранил бумаги да Винчи (хотя ладно; и поэтому тоже))).
А потому, что он герой — заключительного материала в цикле рассказов о постановке мистерий «Флора», поставленных под крышей ночного Эрмитажа в сентябре-ноябре 2021 года.
Итак, это —
Франческо Мельци !!
Автор эскиза с Леонардо и автор картины «Флора», по вдохновению к которой создан финальный эрмитажный номер «В моём саду».
***
Сегодняшний материал получился большим. Как и человек, в нём разбираемый.
Но не стало бы целой эпохи, не стало бы гигантского символа человечества в лице Леонардо да Винчи — если бы не было его: Франческо Мельци.
.