Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему мозг человека настолько велик?

Есть мнение, что учёные не могут объяснить, почему у человека такой большой мозг. Это сложное для анализа мнение, ввиду ограниченности вводных. Какие учёные? Кому именно не могут? Тем не менее, такое мнение существует. И даже имеет основания в форме время от времени мелькающих в популярных публикациях сообщениях о выдвижении новых гипотез, объясняющих размер мозга человека.

-2

Что касается гипотез, то лично я могу припомнить только одну. Хотя и пересказываемую на разные лады. Об связи увеличения мозга предков человека с изменением структуры питания. Конкретно же с употреблением жирной пищи, и, особенно, костного мозга животных. Ноги у этой гипотезы растут из благородного безумия Поршнева, полёт научной мысли которого завершился где-то на границе сайнс-фикшн и жёсткого психодела. Обоснованность же вызывает сомнения. Так как связь между пищей и мозгом непонятна. У падальщиков, также потребляющих много костного мозга, усиливаются челюсти, повышается кислотность пищеварения, повышения же интеллекта не наблюдается… Да и корова – не соломой набита.

...Других же гипотез нет. На вопрос, почему мозг человека так велик, наука ответа не даёт. Поскольку, такой вопрос просто отсутствует. Размер мозга человека не кажется чем-то странным и требующим специального объяснения. В природе его объём не является рекордным ни в абсолютном, ни в относительном зачётах.

Последнее, впрочем, не имеет отношения к делу. Сравнение массы мозга человека и дельфина неправомерно и неинформативно. Если же сравнивать мозг современного человека с мозгом последней обезьяны в линии человеческих предков – австралопитека – окажется, что объём черепа за 3 миллиона лет вырос в три раза, тогда как масса тела только в два раза. То есть, рост – абсолютный и относительный – наблюдался, но нельзя сказать, чтобы трёхкратное абсолютное (и всего полуторное относительное) увеличение массы органа за 3 миллиона эволюции представляется чем-то необычным. Или, хотя бы, просто заслуживающим внимания.

В конце концов, за предыдущие 50 миллионов лет эволюции приматов – от чего-то жалко-белкоподобного до пригодного для очеловечивания образца – объём мозга вырос в 1000 (тысячу) раз. Если чему-то удивляться, если уж требовать от науки объяснений, то увеличение мозга обезьяны достойно этого куда больше, чем увеличение мозга человека.

Однако, большой размер мозга человекообразных странным не кажется. Ни публике, по обычаю, упускающей самое интересное и концентрирующейся на пустяках, ни исследователям, понимающим, почему мозг приматов рос и рос быстро. Быстрее, чем у других групп млекопитающих, которые тоже времени в кайнозое не теряли, активно наращивая интеллект.

Понятно, что большому животному требуется для управления телом мозг более крупный, чем маленькому. Благодаря снижению скорости реакции за счёт удлинения нервных путей, благодаря возрастанию инертной массы, объём вычислений, необходимых просто для движения, с увеличением размеров существа растёт прогрессивно. Более сложное поведение тоже не повредит в первую очередь тем, кто собирается жить долго, накапливая и анализируя личный опыт. Конкретно же в случае приматов ускоренной цефализации способствовал древесный образ жизни, требующий более тонкого управления конечностями. Постепенно к этому добавились расчёты траектории, необходимые для прыжков с ветки на ветку. А затем и сложнейшие задачи связанные с поддержанием баланса. Общий предок человека и шимпанзе при сравнимой с шимпанзе массе ходил по веткам, имея опору под собой.

...О чём речь? О постановке вопроса. Мозг приматов рос как до превращения обезьяны в человека, так и после этого знаменательного события, потому что рост требовался для приспособления. Мозг – просто орган. Никого же не смущает, что масса мышц ног у человека выше, чем у австралопитека. Причём, кратный рост произошёл менее чем за миллион лет. Но чтобы приспособиться к жизни в саванне нужно было много ходить, выбирая не слишком засиженное львами место. Это же понятно. Соответственно, естественный отбор работал на укрепление ног.

А для того, чтобы делать лучше орудия требовалось увеличение вычислительных мощностей, – следовательно, мозга.

Вопросы, подобные вышеприведённому, возникают при неправильном понимании эволюции. Изменение органа (увеличение в том числе) не причина, а следствие изменения образа жизни.