Найти в Дзене

Как упростить учет сроков годности

Оглавление

Если некорректно вести учет сроков годности, просроченные товары попадут на полки магазина. Покупатели могут это заметить и подать жалобу в Роспотребнадзор, который придет с проверкой, зафиксирует нарушение, и магазин оштрафуют. Может дойти и до уголовного дела, если магазин продал просрочку клиенту и это нанесло вред его здоровью. В статье расскажем, как упростить учет сроков годности для эффективного устранения просрочки в магазине.

Что такое срок годности

В магазине продуктов питания почти все товары имеют предельный срок годности. Это период, в течение которого товар безопасен для употребления при соблюдении условий хранения. Вот как могут указывать срок годности на упаковке продукта:

Точная дата, например «Годен до 06.07.2024». Если срок годности — до 3 месяцев, обязательно указывают день, месяц и год.

Временной промежуток (часы, сутки, месяцы или годы): «Срок годности — 48 часов». Если срок исчисляется часами, указывают точное время изготовления.

Только месяц и год, если продукт хранится длительный период: «Годен до 07.2024». При этом указанный месяц уже не входит в срок годности: если продукт годен до июля 2024 года, в июле его употреблять уже небезопасно.

Срок годности и срок хранения — не одно и то же

Срок хранения — это период, в течение которого товар сохраняет свойства, которые указаны в нормативном или техническом документе. Если срок хранения истек, это не значит, что съесть или выпить продукт теперь нельзя. Например, варенье может засахариться, а вино — потемнеть, но употреблять в пищу такие продукты всё еще можно.

Запрещено держать на витрине просроченный товар, об этом написано в п. 5. ст. 5 главы 1 Закона РФ от 07.02.92 «О защите прав потребителей».

Зачем и как вести учет сроков годности в магазине

Просрочка на складе может появиться из-за неоптимизированных закупок или продаж: вы заказываете у поставщика больше товаров, чем можете продать, или выставляете на полки более свежие товары, чем те, которые лежат на складе уже некоторое время. А если просрочка оказывается на полках магазина, это может случиться из-за ошибок персонала или неточного товароучета.

Контролировать сроки годности можно тремя способами. Спойлер: самый простой вариант — наладить автоматический учет. Сравните с другими методами.

Вручную в журнале

Кладовщик или администратор в бумажных журналах оформляют таблицы, где перечислены партии товаров и есть графа «Срок годности». Ответственный каждый день проверяет журнал и смотрит, нет ли просрочки. Такой способ подходит только магазинам, у которых ассортимент небольшой. Или есть всего несколько товаров, у которых есть срок годности: например, в строительном магазине большинство товаров с неограниченным сроком.

Кажется, что такой способ бесплатный, но на заполнение журнала у сотрудника уходит ценное время, которое можно было потратить на другие рабочие дела. А еще тетрадь можно потерять или случайно испортить. Немного сократить количество ручной работы и сделать данные более надежными можно следующим способом.

С помощью Excel-таблиц

Тот же журнал с номенклатурой, только не на бумаге. Плюс в том, что Excel уже позволяет делать простые расчеты, менять данные и быстрее искать нужный товар. Можно даже скачать шаблон таблицы, как раз подходящий для отслеживания сроков годности. А еще таблицей могут пользоваться сразу несколько сотрудников, если она хранится в облаке или на носителе.

Звучит лучше первого способа, но ручного труда всё еще много. Кладовщику нужно ежедневно мониторить список, а если компьютер или жесткий диск сломается, файл можно навсегда потерять. Неудобно, что номенклатуру нельзя связать с контрольно-кассовой техникой, данные не будут автоматически меняться в зависимости от продаж.

Автоматически в учетных системах

Вот секрет, как упростить отслеживание сроков годности. Этот способ поможет не только исключить просрочку на полках магазина, но и смотреть аналитику по продажам, вовремя заказывать новые поставки в нужном объеме и вести электронный документооборот. Еще учетная система связана с ККТ, остатки обновляются по данным о продажах. Персонал придется обучить работе в программе, но в дальнейшем автоматизация освободит время сотрудников для более важных задач.

Как это работает в Контур.Маркете. Сроки годности можно указать при обработке входящих накладных или актов постановки. Для этого откройте документ и заведите для каждой партии в накладной отдельную строку, укажите срок годности для этой партии. Система заранее предупредит, что срок годности истекает: покажет список товаров, срок годности которых истек либо заканчивается в течение недели, месяца или квартала. Для каждой позиции Маркет покажет остаток — сколько единиц товара с указанным сроком годности осталось на балансе.

Если захотите вернуть поставщику товары, срок годности которых скоро истечет, в том же окне создайте возвратную накладную. А чтобы убрать с полок уже просроченную продукцию, составьте акт списания. Маркет автоматически создаст черновики этих документов и частично их заполнит.

Почему простой учет сроков годности — это важно

Не будет просрочки на полках. Учетные системы минимизируют ошибки сотрудников. Программа подсветит товары, которые уже пора убрать из торгового зала.

Минимальный риск получить штраф. Меньше ошибок — меньше штрафов. Если учет сроков годности будет сложным, сотрудники могут путаться и допускать попадание просроченных товаров на полки магазина.

Когда покупатель заметил на витрине просрочку, он может подать жалобу в Роспотребнадзор, по желанию предоставив в доказательство фотографии или видео. В магазин придут с проверкой, зафиксируют нарушение и оштрафуют. Еще хуже, если клиент купит просроченный товар и отравится им. Вот какие штрафы можно получить, если продать просроченные товары (ст. 14.4 КоАП РФ):

  • 1000–2000 рублей для физлиц, в том числе в статусе самозанятых, если ситуация повторится — 2000–5000 рублей.
  • 3000–10 000 рублей для должностных лиц, повторно — 7000–15 000. Могут отстранить от должности на год.
  • ИП получит штраф в размере 10 000–20 000 рублей, повторно — 15 000–30 000 рублей. Товар с нарушениями могут конфисковать.
  • Штраф для юрлиц — 20 000–30 000 рублей. За повторный проступок: 30 000–50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения.

Если вы продали просрочку и она нанесла вред здоровью покупателя, предусмотрена уголовная ответственность, наказание выбирается решением суда (ст. 238 Уголовного кодекса РФ):

  • Штраф до 300 000 рублей либо в размере нескольких заработных плат виновного сотрудника, максимально — сумма зарплат за последние два года.
  • До 360 часов исправительных работ.
  • Лишение свободы сроком до двух лет.

В УК прописаны и обстоятельства, которые утяжеляют наказание: предумышленное действие в сговоре нескольких лиц, целевая группа просроченной продукции — дети младше шести лет, употребление просрочки причинило тяжкий вред или смерть пострадавшему или если товар повлек гибель двух и более лиц.

Просрочку нужно утилизировать или вернуть поставщику. Отправить обратно контрагенту можно далеко не всё. В 2018 году ввели запрет на возврат скоропортящейся продукции: если срок её реализации меньше 30 дней, то поставщик имеет законное право не принять товар обратно.

Оптимизация затрат на закупки. Учетная система показывает остатки и сроки годности, подсказывает, когда пора заказать новую поставку. Владелец магазина или товаровед видит статистику по продажам и точные данные, которые позволяют трезво оценивать наличие на складе и не заказывать больше, чем нужно.

Лояльность покупателей. Если клиент столкнется с просрочкой в магазине, он напишет жалобу и никогда больше не вернется. А еще расскажет друзьям и родным об этой неприятной ситуации. Неизвестно, сколько еще людей узнает от них об испорченной репутации магазина. Потребители будут лояльны только к той компании, которая не подвергает риску здоровье клиентов и заботится о том, чтобы в торговом зале были только свежие и качественные продукты.