Найти в Дзене
Сергей Мороз

Сикорский «Илья Муромец» типов Д, Е, Г-3, а также итоговые данные о выпуске всех типов

Оглавление

Россия, выпуск в 1916-1919 г.

С.Г. Мороз

Справочник

Когда в 1915 г. Императорский Воздушный Флот России начал применять в боевых условиях четырехмоторные тяжелые бомбардировщики и дальние разведчики «Илья Муромец», это были аэропланы не просто передовые, а уникальные, не имеющие аналогов в мире. Но самим своим появлением они задали новое направление развития авиации, которому начали следовать самолетостроители Италии, Германии, Великобритании и других развитых стран. Многие из них имели куда более развитую научную и производственную базу, что создавало им преимущества, особенно важные в такой сложной области, как тяжелая авиация. Это позволило конкурентам быстро создать самолеты, сначала не уступающие, а затем и превосходящие русский гигант по всем показателям тактико-технических данных и по числу выпускаемых воздушных кораблей. При этом Германия и Австро-Венгрия уже в 1915 г. поставили на вооружение своей авиации самолеты-истребители и зенитные орудия, которые существенно затруднили действия даже хорошо вооруженных «Муромцев».

В их строевой эксплуатации воздушных кораблей «Илья Муромец» проявлялись многие технические недостатки, которые требовали устранения. Сказывалось на недостаточной эффективности их использования и то обстоятельство, что командирами и пилотами подчас назначались те, у кого не было на это надлежащей летной подготовки и даже просто природных качеств. То же касалось командиров, которые ставили задачи, не понимая до конца ни возможностей таких самолетов, ни того, как организовать правильно исполнение их приказов.

Непреходящей трудностью оставались плохая организация и оснащенность Русско-балтийского воздухоплавательного завода» (РБВЗ), разработавшего и производящего самолеты «Илья Муромец» и нехватка подходящих двигателей. Усугубляла это нехватка оборотных денежных средств, которая начала ощущаться на РБВЗ сразу с началом войны.

А четвертая проблема заключалась в том, что тогда, в 1915 году, было совершенно не понятно, что из указанных выше первых трех важно, а что второстепенно и почему в действительности отдача от самых дорогостоящих российских аэропланов меньше ожидаемой.

Не будучи в состоянии сходу определить приоритеты правильно, Главный инженер РБВЗ И.И. Сикорский был вынужден действовать методом проб и ошибок, разрабатывая сразу несколько существенно различающихся модификаций самолета и надеясь, что у него останется достаточно времени запустить в по возможности широкое производство ту из них, которая покажет наилучшее сочетание эффективности и практичности применения с минимальной трудоемкостью и себестоимостью.

Предыдущая часть: Сикорский «Илья Муромец» тип Г

Самолет «Илья Муромец» Е-55 (ИМ-Е № 265) экз. № 55, который был отправлен с завода 15.07.16 г. (28.07.17 г. по н.ст.) на аэродром Псков – снято на этой базе летом 1916 г.
Самолет «Илья Муромец» Е-55 (ИМ-Е № 265) экз. № 55, который был отправлен с завода 15.07.16 г. (28.07.17 г. по н.ст.) на аэродром Псков – снято на этой базе летом 1916 г.

Фото: http://www.pravmir.ru

«Илья Муромец» типа Д (ДИМ)

«Илья Муромец» типа Д (ДИМ, С-26) проект, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

В 1915 г. по первому опыту боевого применения самолетов «Илья Муромец» тип В Главным инженером РБВЗ И.И. Сикорским на базе Эскадры Воздушных Кораблей (ЭВК) Императорского Воздушного Флота России (ИВФ) в Яблоне и на своем предприятии были спроектированы модификации самолета «Илья Муромец» типа Г со стандартными и типа Д с уменьшенными размерами для перевозки на стандартных (коротких двухосных) железнодорожных платформах.

Модификация тип Д проектировалась как дальнейшее развитие разрабатываемого одновременно самолета типа Г (формально за основу брался ее первый вариант Г-1) сразу в трех вариантах ДИМ-1, ДИМ-2 и ДИМ-3 (см. ниже) для выбора лучшего.

Среди прочих требований, которые были выставлены к этой модификации, была возможность, для чего:

- улучшена аэродинамика;

- предприняты меры по уменьшению габаритов самолета;

- предусмотрена замена ставших дефицитными моторов «Аргус» другими с возможностью повышения мощности силовой установки;

- изменена компоновка фюзеляжа и, прежде всего кабины летчика для улучшения удобства и расширения полей обзора;

- в конструкции крыльев и фюзеляжа были изменены существующие и введены дополнительные эксплуатационные разъемы – он расстыковывается на головную, среднюю и хвостовую части (по др. данным головная и средняя части собираются отдельно, однако потом образуют единый агрегат, а отстыковывается только хвостовая часть.

Проект был выполнен в трех вариантах – см. ниже.

***

«Илья Муромец» типа Д-1 (ДИМ-1) проект, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

В этом варианте типа Д введены следующие изменения по отношению к типовой конструкции и комплектации самолетов типа Г-1:

- четыре двигателя Санбим «Крусейдер» (по 160 л.с.) установлены на нижнем крыле попарно друг за другом – передние с тянущими воздушными винтами, задние – с толкающими;

- сделан новый плоский 3-секционный бензобак с обтекателем над фюзеляжем (по др. данным – он был призматической формы и установлен внутри фюзеляжа);

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец». // «Армада» № 8 – приложение к журналу «М-Хобби», – 1998 г.
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец». // «Армада» № 8 – приложение к журналу «М-Хобби», – 1998 г.

- система охлаждения с одним радиатором в виде плоского прямоугольного пакета трубок на каждый мотор, которые установлены по бокам моторов справа и слева от них по потоку;

- размах крыльев уменьшен, для чего сделаны полностью новые «короткие» крылья;

- введены эксплуатационные разъемы, позволявшие быстро отстыковать внешние части крыльев за моторами;

- сделаны полностью новые носовая и средняя части фюзеляжа с увеличенной высотой;

- кабина летчика полностью остекленная – новой конструкции, которая была только на этом самолете;

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец». // «Армада» № 8 – приложение к журналу «М-Хобби», – 1998 г.
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец». // «Армада» № 8 – приложение к журналу «М-Хобби», – 1998 г.

- изменена компоновка кабины – место летчика сдвинуто влево;

- впервые в мире введены эксплуатационные разъемы для расстыковки фюзеляжа;

- вертикальное оперение из одного цельноповоротного РН с роговым компенсатором, его площадь по сравнению с центральной плоскостью ВО самолета ИМ Г-1 увеличена, верхняя, задняя и нижняя кромки сделаны криволинейными;

- сделано новое шасси с основными опорами под мотоустановками без растяжек и подкосов под фюзеляжем и с новой костыльной опорой;

- верхняя пулеметная установка в конце высокой средней части фюзеляжа стала более комфортной, но сектор ее обстрела резко сузился (предполагалась новая носовая установка, хвостовой установки не было);

- вместо рамы управления установлена штурвальная колонка в канале РВ элеронов и боковые рычаги с секторами в канале элеронов;

- проводка управления полностью новая;

- все пулеметные установки полностью новые.

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

***

«Илья Муромец» типа Д-1 (ДИМ-1), Д-53 (ДИМ-3, № 223) экз. № 59 проект и опытный, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

В январе 1916 г. самолет закончен постройкой на РБВЗ на лыжном шасси, но облет в то время выполнен не был.

Первый «Илья Муромец» тип Д №253 троится РБВЗ – конец 1915 или первые дни 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Первый «Илья Муромец» тип Д №253 троится РБВЗ – конец 1915 или первые дни 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Готовый первый «Илья Муромец» тип Д №253 – РБВЗ, январь 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Готовый первый «Илья Муромец» тип Д №253 – РБВЗ, январь 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

Отправлен с завода 27.04.16 г. (10.05.16 г. по н.ст.) на аэродром ЭВК Псков в агрегатах, но степень готовности систем не ясна.

«Илья Муромец» типа Д-1 №223 на базе ЭВК в Пскове – лето 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
«Илья Муромец» типа Д-1 №223 на базе ЭВК в Пскове – лето 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Еще один снимок корабля ДИМ-1 №223 в Пскове летом 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Еще один снимок корабля ДИМ-1 №223 в Пскове летом 1916 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

В середине 1916 г. собран на базе ЭВК в Пскове и совершил один полет с экипажем 3 человека без вооружения или груза, показав низкие летные данные, а также плохую курсовую управляемость.

Возвращен на завод, где был доработан:

- сделана новая удлиненная кабина летчика;

- сняли роговой компенсатор РН, а на его месте на фюзеляж поставили киль треугольной в плане формы.

Не известно, были ли завершены все доработки и каков планировался их объем, но самолет более не летал.

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

***

«Илья Муромец» типа Д-2 (ДИМ-2) проект, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

По отношению к конструкции и комплектации самолета ДИМ-1 были введены дальнейшие отличия:

- все четыре двигателя Санбим «Крусейдер» по 160 л.с. расположены на нижнем крыле в ряд с тянущими воздушными винтами;

- размах крыльев увеличен;

- ферма фюзеляжа удлинена на одну клетку.

По данным В. Шаврова построен, но более поздние исследования М. Хайрулина этого не подтверждают.

Летные данные самолета улучшились, но дальнейшее производство самолета не возобновлялось. Прогрессивные нововведения, опробованные на ДИМ, были внедрены на самолетах ИМ Г-3.

По конструкции и комплектации соответствовал самолету ДИМ-1 с «короткими» крыльями и такой же силовой установкой, но с дальнейшими отличиями:

- кабина летчика полностью остеклена, могут открываться два двустворчатых окна и форточка;

- в головной части сделаны два люка для выхода на крылья;

- хвостовое оперение бипланного типа полностью новое, см. ниже;

- ООШ состоят из 16 вертикальных и наклонных стоек, 4 горизонтальных траверс, 2 лыж и 4 колес;

- ХОШ костыльного типа;

- в хвостовой части фюзеляжа сделаны две сдвижных входных двери со стеклами в них, 1 верхний и 2 нижних люка;

- оборонительное вооружение – 2 пулеметных установки в головной части фюзеляжа (под центропланом верхнего крыла), в хвостовой части фюзеляжа огонь из пулеметов можно вести по бортам через 4 окна.

Конструкция хвостового оперения:

- технологически состоит из двух половин – правой и левой, которые крепятся к фюзеляжу так, что клетки его фермы образуют его силовую среднюю часть;

- каждая половина хвостового оперения состоит из двух плоскостей ГО, одной поверхности ВО и 4 вертикальных стоек, вместе с каркасом фюзеляжа соединяющих лонжероны верхнего и нижнего стабилизаторов в единую ферму и обеспечивающих общую жесткость оперения;

- каждая поверхность ГО (верхняя и нижняя) состоит из двух консолей стабилизатора и двух соединенных между собой по главным лонжеронам РВ;

- каждая поверхность ВО (правая и левая) представляет собой цельноповоротный РН.

Снимков и чертежей самолета не найдено, приведенные выше сведения – по описанию, составленному летчиком И.С. Башко.

После Октябрьской революции было принято решение о достройке задела самолетов типа Г, но в отношении этой машины ясности нет, но видимо было решено отправить самолет на базу ЭВК для завершения сборки, но сделано это так и не было.

В июне 1921 г. фюзеляж самолета сгорел при пожаре на базе ДВК в Сарапуле.

***

«Илья Муромец» Д (ДИМ-3 № 224), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Отправлен с завода 17.11.16 г. (30.11.16 г. по н.ст.) на аэродром Винница в агрегатах.

В конце 1916 г. собран на базе ЭВК в Виннице и совершил один полет с экипажем 3 человека без вооружения или груза, показав низкие летные данные.

***

«Илья Муромец» Д-60 (ДИМ-3, Д-3, № 225), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до Октябрьской революции.

Планер самолета был собран РБВЗ в варианте ДИМ-3 в 1916 г., но не был укомплектован моторами и в таком виде оставался на предприятии до мая 1919 г.

В мае 1919 г. самолет без моторов был отправлен по железной дороге на базу ЭВК РККВВФ в Липецк и в том же году прибыл туда, но не был собран.

Всего построено и облетано 2 самолета ДИМ, которые совершили по одному задокументированному полету. Модификация оказалась неудачной и дальнейшие работы по ней не проводились, хотя некоторое время и планировались.

***

Перекур. Прежде чем пойти дальше, предлагаю отдохнуть, не предаваясь вредным привычкам, а проведя время в интересной беседе на канале Кот-ученый.

***

«Илья Муромец» типа Е

Примечание к разделу: была выпущена только одна серия самолетов «типа Е» – 1-я (Е-1), в которой было два самолета – Е-55 и Е-56, обозначавшиеся в документах этими номерами или общим Е-1.

Сведения о построенных под обозначением «тип Е» самолетах – см. ниже и табл.

«Илья Муромец» тип Е (С-27) проект, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Модификация спроектирована в двух вариантах (Е-1 и Е-2) как дальнейшее развитие самолета ДИМ-2 со значительными отличиями.

В варианте Е-1:

- установлены четыре V-образных 12-цилидровых двигателя водяного охлаждения Renault 12Fa мощностью 225 л.с. по Хайрулину или Renault 8Gd,– мощностью 225 л.с. по Шаврову – 220 л.с., фактически 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах;

Носовая часть самолета ИМ-Е с двигателями Рено 8Gd. Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Носовая часть самолета ИМ-Е с двигателями Рено 8Gd. Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
В передней кабине самолета ИМ-Е. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
В передней кабине самолета ИМ-Е. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

- носовая часть фюзеляжа с удлиненной и увеличенной по высоте кабиной летчика (которая по конструкции была подобна доработанному ДИМ-1, но имела еще большую длину);

- средняя часть фюзеляжа и верхняя пулеметная установка за ней по типу самолета ДИМ-1;

- хвостовая часть фюзеляжа – по типу серийных самолетов ИМ Г-1;

- сделано новое двухкилевое хвостовое оперение;

- доработано управление в канале элеронов для снижения усилий на боковых рычагах, сами рычаги удлинены и сделаны из сварных труб;

- в шасси установлены проволочные затяжки под фюзеляжем;

- установлены новые двухободные колеса ООШ «тяжелого типа» (см. ТТХ), на каждой опоре по 2 сдвоенных колеса;

- сделаны новые лыжи ООШ;

- оперение – по типу серийных самолетов ИМ Г-1;

- установлены кассеты с вертикальной подвеской бомб в ней (только на первой машине).

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

В варианте Е-2 предусмотрены дальнейшие изменения:

- в фюзеляже сделан проход на всю его длину до хвостовой оконечности;

- оборонительное вооружение в составе головной, передней верхней (главной), задней верхней (за дверью фюзеляжа), боковой, опускающейся нижней и хвостовой пулеметных установок (всего 6 пулеметов – см. ниже);

- в хвостовой части фюзеляжа установлены синхронно опускаемые под фюзеляж на тросах отдельные платформы для нижнего стрелка и его пулемета («воронье гнездо»);

- сделана новая хвостовая оконечность фюзеляжа с пулеметной установкой в ней;

- сделана новая установка компаса и контрольных приборов в кабине.

Типовой состав экипажа:

- командир – пилот;

- артиллерийский офицер – штурман-бомбардир (мог исполнять обязанности стрелка);

- бортмеханик (мог исполнять обязанности стрелка);

- моторист (мог исполнять обязанности стрелка);

- три или четыре стрелка.

Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Чертеж из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

***

«Илья Муромец» Е-56 (ИМ Е-56, ИМ Е-1 боевой № 265, борт № IX), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Отправлен с завода 15.07.16 г. (28.07.16 г. по н.ст.) на аэродром Псков.

По ведениям М. Хайрулина первый «Илья Муромец» Е-56 (ИМ Е-56, ИМ Е-1 боевой № 265, борт № IX) на аэродроме Винница осенью 1916 г., но по другим данным появление этого корабля там прослеживается только с весны 1917 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
По ведениям М. Хайрулина первый «Илья Муромец» Е-56 (ИМ Е-56, ИМ Е-1 боевой № 265, борт № IX) на аэродроме Винница осенью 1916 г., но по другим данным появление этого корабля там прослеживается только с весны 1917 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

Весной 1917 г. корабль передан во вновь сформированный 4-й боевой отряд ЭВК как машина начальника отряда капитана Р.Л. Нижевского. Вводил его в строй и знакомил с конструкцией новой модификации корабля лично И.И. Сикорский.

В первых числах (в середине по н.ст.) апреля 1917 г. экипаж получил приказ вылететь в составе отряда на Румынский фронт на аэродром Болгарийка (у г. Болград, в то время – Bolhrad, Южная Бессарабия, Румыния, ныне – Одесская обл. Украины).

08.04.17 г. (21.04.17 г. по н.ст.), а по др. данным 15.04.17 г. (28.04.17 г. по н.ст.) корабль прибыл на место назначения и к тот же день совершил первый боевой вылет на бомбардировку речного порта Тульча (ныне Тулча – Tulcea, юго-восток Румынии) с попутной разведкой и фотографированием. Экипаж был 7 человек, топлива 768 кг, масла 128 кг, вооружение – 10 бомб калибра 16 кг, по 2 пулемета «Виккерс» и «Мадсен», 3 пулемета «Льюис» (всего 7). Задание выполнено, продолжительность полета 3 ч 18 мин. – это был первый боевой вылет самолетов ИМ типа Е.

20.04.17 г. (02.05.17 г. по н.ст.) экипаж Нижевского совершил вылет на разведку войск противника в городах Болград, Измаил (Бесарабская губ., в то время – граница с Румынией), Тульча и Исакча (Isaccea, тот же р-н с румынской стороны). По обнаруженному противнику сброшено 3 бомбы. Во время возвращения на аэродром над линией фронта загорелся один двигатель, моторист старший унтер-офицер Иванов и стрелок вольноопределяющийся Капон вышли на крыло, потушили пожар и перекрыли подачу топлива в этот двигатель. Самолет продолжил полет на трех моторах и совершил экстренную посадку на своей территории, в которой были повреждены шасси, винты и крылья, но самолет отремонтирован.

31.05.17 г. (13.06.17 г. по н.ст.) самолет в паре с кораблем ИМ Е-57 совершил бомбардировку складов и казарм в г. Тулча – оба корабля сбросили 288 кг бомб.

Начальство инспектирует команду «Ильи Муромца» типа Е. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Начальство инспектирует команду «Ильи Муромца» типа Е. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

21.09.17 г. (14.10.17 г. по н.ст.) корабль совершил последний боевой вылет. На железнодорожной станции Траян (Traian, Западная Молдавия, восток Румынии) экипаж удачным бомбометанием уничтожил три состава с артиллерийскими снарядами, но на возвращении корабль был атакован двумя истребителями противника. Был убит стрелок старший унтер-офицер Янкевич, второй стрелок прапорщик Талако тяжело ранен в колено (раздроблен сустав), повреждены один из лонжеронов верхнего крыла и радиаторы моторов № 2 и 3, которые остановились. Обстрелять успели только второй самолет, но результата не наблюдали. Корабль на аэродром вернулся и мог быть отремонтирован, но на боевые вылеты больше не летал.

Всего самолет сделал 13 боевых вылетов и сбросил до 2080 кг (130 пудов) бомб.

На день 25.10.17 г. (07.11.17 г.), когда состоялась Октябрьская революция, корабль оставался на а/д Болгарийка в поврежденном состоянии и так и не был отремонтирован.

***

«Илья Муромец» Е-57 (ИМ Е-57 № 266, борт № V) экз. № 61, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Во второй половине 1916 г., когда самолет ИМ Е-56 № 265 уже был построен и отправлен в ЭВК, при участии командира ЭВК и одновременно Председателя правления АО РБВЗ М.В. Шидловского были выпущены технические условия одновременно (в одном документе) на модификации самолета Г-3 и Е. Самолеты типа Е требовалось строить со следующими особенностями конструкции и комплектации:

- общая мощность силовой установки должна быть не ниже 1000 л.с. (действительно получаемых на взлете), что не выполнено;

- расстояние между осями моторов и от этих осей до земли, определяемое высотой шасси, должно позволять установку воздушных винтов диаметром 3500 мм, необходимых для снятия всей заданной мощности моторов;

- бензиновые баки емкостью 30 пудов (480 кг) каждый устанавливать по типу самолета Г-3 над верхним крылом на высоте не менее 150 мм над ним между 1-й (внутренней) моторной стойкой и фюзеляжем, поверхность крыла под ними обить алюминием или жестью на ширину 800 мм;

- проводку бензопитания моторов прокладывать по типу самолета Г-3 по заднему лонжерону верхнего крыла и по задним стойкам бипланной коробки (таким образом, в фюзеляже она вообще не прокладывалась);

- головную часть фюзеляжа (каркас остекления кабины) укоротить на 300 мм и в своей задней части привести к сечению СЧФ в этом же месте, в ее полу сделать остекленное окно из двух половин, одна из которых должна открываться;

- кресло пилота сдвинуть на 140 мм вправо от ПСС;

- изменить конструкцию спинки кресла пилота, сделав ее сужающейся в верхней части (высота трапециевидной части 500 мм, сужение – до 160 мм), спинку жестко закрепить;

- лыжи шасси – по эскизам, снятым с самолета «Илья Муромец» Е-56 (ИМ-Е, ИМ-Е1 боевой № 265);

- люк передней верхней (главной) пулеметной установки в ГЧФ сделать справа от ПСС над площадкой стрелка;

- конструкция передней головной, передней верхней (главной), задней верхней (за дверью фюзеляжа), боковой и опускающейся нижней пулеметных установок – по эскизам, снятым с самолета ИМ Е-56;

- в хвостовой огневой точке установить новый подъемный штырь (шкворень) с приспособлением, амортизирующим пулемет и фиксирующим его в походном положении (так же, как и на Г-3 по тому же документу);

- установка командного прибора (бомбардировочного прицела) и бомбовых кассет – по эскизам, снятым с самолета «Илья Муромец» Е-56 (вероятно, в отношении подвески бомб не выполнено и вместо примененных на ИМ Е-56 вертикальных кассет установлены горизонтальные, т.н. «бомбовые шкафы»);

- установка компаса и контрольных приборов в кабине – по эскизам, снятым с самолета ИМ Е-56;

В начале 1917 г., получив из ЭВК технические условия на вариант ИМ Е (Е-2), правление РБВЗ предложило Военному министерству заключить новый договор на поставку и оплату 15 серийных самолетов типа Е-2, который предлагалось оснастить составной силовой установкой из 2 моторов «Рено» по 225 л.с.

Но далее был построен только один самолет ИМ Е-2 – этот № 266. Все указанные требования на нем в полном объеме выполнены не были. По конструкции он соответствовал самолету ДИМ-2, силовая установка – 4 двигателя водяного охлаждения Renault 8Gd, по Хайрулину 225 л.с., по Шаврову – 220 л.с., фактически 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах.

Отправлен с завода 28.08.16 г. (10.09.16 г. по н.ст.) на аэродром Псков.

Весной 1917 г. корабль передан во вновь сформированный 4-й боевой отряд ЭВК, командиром экипажа был назначен штабс-капитан Г.В. Алехнович.

В первых числах (в середине по н.ст.) апреля 1917 г. экипаж получил приказ вылететь в составе отряда на Румынский фронт на аэродром Болгарийка, но до места назначения не дошел, совершив посадку в Кишиневе.

В мае 1917 г. корабль перелетел на аэродром 4-го отряда ЭВК Болгарийка.

31.05.17 г. (13.06.17 г. по н.ст.) самолет в паре с ИМ Е-56 совершил бомбардировку складов и казарм в г. Тулча – оба корабля сбросили 288 кг бомб.

17.06.17 г. (29.06.17 г. по н.ст.) стрелки корабля отбили атаку двухмоторного биплана противника.

21.09.17 г. (04.10.17 г. по н.ст.) состоялся последний вылет этого корабля.

15.11.17 г. (28.11.17 г.) разбит.

Всего самолет выполнил не менее трех боевых вылетов.

Всего достроено и облетано 2 самолета ИМ-Е. Модификация по отношению к ИМ-Г определенные преимущества имела, однако ее запуск в серию не состоялся по организационным причинам – еще летом 1917 г. производство на РБВЗ было дезорганизовано, а после Октябрьской революции наладить выпуск новой модификации самолета оказалось невозможно.

***

Модификации самолета «Илья Муромец» по силовой установке, в отношении которых не найдено сведений о полетах

«Илья Муромец» с 2 моторами «Аргус» и 2 «Халл-Скотт» (борт № XVII), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Двигатели «Аргус» – 6-цилиндровые As II мощностью 140 л.с.

Двигатели «Халл-Скотт» – производства американской фирмы Hall-Scott Motor Car Company, в то время она разработала и выпускала серийно или предлагала к производству и на экспорт несколько типов авиамоторов водяного охлаждения – это могли быть рядный 6-цилиндровый A-5 (165 л.с.), рядный 4-цилиндровый L-4 (125 л.с.) или рядный 6-цилиндровый L-6 (200 л.с.), V-образный 12-цилиндровый был продан фирме «Паккард», его доводку, запуск в серию и продажу вела она под маркой Liberty – этот вариант в данном случае маловероятен, но возможен.

На май 1917 г. такой самолет числился в составе ЭВК, но не известны ни его серийный номер, ни то, были ли на нем эти моторы установлены, имелись на хранении или только назначены.

***

«Илья Муромец» с 2 моторами «Испано-Сюиза» (борт № XX), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик или учебный самолет.

На май 1917 г. такой самолет числился в составе ЭВК, но не известны ни его серийный номер, ни то, были ли на нем эти моторы установлены, имелись на хранении или только назначены.

Двигатели Hispano-Suiza H.S.8 V-образные 8-цилиндровые водяного охлаждения поставлялись в Россию во многих модификациях мощностью от 130 до 300 л.с. и установить какой именно их вариант имелся ввиду в данном случае не удалось.

***

«Илья Муромец» с 4 моторами «Рено» (300 л.с.) техническое предложение, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик или учебный самолет.

В середине 1917 г. на РБВЗ были проработаны пути повышения высотно-скоростных качеств самолета «Илья Муромец», что к тому времени стало совершенно необходимо в условиях значительного улучшения авиации и зенитной артиллерии противника. Как единственный вариант решения этой задачи было предложено сделать модификацию с установкой новейших французских V-образных 12-цилиндровых моторов водяного охлаждения Renault V-12Fe мощностью 300 л.с., которые имели вес 350 кг и применялись на одномоторных ближних разведчиках и бомбардировщиках Breguet 14B.2. Однако к осени 1917 г. в условиях неспособности Временного правительства наладить работу оборонной промышленности и стабилизировать ситуацию хотя бы в столице завод остановился и это предложение воплощено не было.

***

Физкульт-минутка – как обычно у нас с позитивным каналом Деревянные лошадки. Дерево как материал годится во всем – от велосипедов до самолетов! Просто, практично, красиво!

***

Самолеты «Илья Муромец» серии Г-3 выпуска 1919 г.

«Илья Муромец» серии Г-3 выпуска 1919 г. – технические условия, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

На конец 1918 г. на территории ПГАЗ и на базах РККВВФ находились 13 недостроенных и несобранных самолетов «Илья Муромец».

04.04.19 г. на заседании Главного Управления Воздушного Флота РСФСР с участием начальника вновь сформированного Центрального аэрогидродинамического института профессора Н.Е. Жуковского и бывшего летчика-наблюдателя, а затем летчика ЭВК, создателя бомбардировочного прицела для самолетов ИМ, выпускника Петроградской артиллерийской академии А.Н. Журавченко (в будущем – доктора технических наук, профессора) обсуждался вопрос о достройке на РБВЗ указанных самолетов.

По решению их было решено достроить в вариантах комплектации в зависимости от исходного состояния агрегатов:

- «Руссобалт» по типу Г-1 с четырьмя моторами РБЗ-6, тремя рулями направления и без хвостовой пулеметной установки;

- «Ренобалт» по типу Г-3 с двумя моторами «Рено», 2 РБЗ-6, двумя рулями направления и с хвостовой пулеметной установкой.

Такие же наименования присваивались в 1917 г. и производимым в то время самолетам с такой силовой установкой, однако обоим этим вариантам в их документах присваивалось обозначение серии Г-3. Особенности их конструкции – см. ниже.

***

«Илья Муромец Руссобалт» серии Г-3 выпуска 1919 г. – технические условия, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Согласно утвержденным в конце 1918 г. корабли этого варианта должны были иметь следующую конструкцию и комплектацию:

- с четырьмя моторами РБЗ-6 по 150 л.с.;

- топливная система с двумя баками емкостью по 336 кг под центропланом верхнего крыла и одним дополнительным баком в средней части фюзеляжа (спаян из медных листов);

- фюзеляж частично обшит алюминиевыми листами, остальное – полотно;

- остекление кабины пилота в ГЧФ состоит из лобового открывающегося поворотом на оси вверх окна и 6 боковых окон;

Кабина летчика самолета «Илья Муромец» Г-3. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Кабина летчика самолета «Илья Муромец» Г-3. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

- открывающихся вбок на петлях входных дверей в СЧФ две;

- люков в потолке три, в бортах для выхода на крылья – два, в полу – четыре;

- педальная подножка в кабине летчика единая для двух педалей;

- хвостовая часть фюзеляжа без пулеметной установки;

- оперение с тремя рулями направления;

- пулеметных установки четыре – две верхних над фюзеляжем и две боковых.

***

«Илья Муромец Ренобалт» серии Г-3 выпуска 1919 г. – технические условия, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Согласно утвержденным в конце 1918 г. корабли этого варианта должны были иметь следующую конструкцию и комплектацию:

- силовая установка с двумя внутренними моторами «Рено» (предп. Renault 8Gd 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах) и двумя внешними моторами РБЗ-6 по 150 л.с.;

- остекление фюзеляжа увеличено – всего 64 стекла (с боковыми);

- в фюзеляже сделаны три верхних, три нижних люка и шесть боковых люков (последние приспособлены для ведения огня из пулемета);

- оперение с двумя рулями направления.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 274, борт № 2 боевой) экз. № 68, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до Октябрьской революции, собран ПГАЗ как тип Г-3 «Руссобалт» с 4 двигателями РБЗ-6 по 150 л.с. в агрегатах и в таком виде был получен ДВК на базе в Сарапуле.

Корабль «Илья Муромец Руссобалт», 1919 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Корабль «Илья Муромец Руссобалт», 1919 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

К весне 1920 г. самолет был собран и облетан.

В декабре 1919 г. был доставлен по железной дороге на базу ДВК РККВВФ Сарапул и там принят.

В феврале Приказом по ДВК корабль был включен в формируемый 1-й бойотряд ДВК, ему был присвоен бортовой № 2 боевой, командиром корабля назначен красвоенлет А.К. Туманский.

К весне 1920 г. корабль был собран и облетан на базе ДВК в Сарапуле.

В мае 1920 г. экипаж получил приказ в составе I бойотряда ДВК выдвигаться на Западный фронт для действий против белополяков на а/д Новозыбков (Брянская губ. РСФСР).

В июне 1920 г., в связи с тем, что обстановка поменялась и фронт сдвигался на запад, экипаж получил приказ перебазироваться на а/д Могилев на востоке Белоруссии.

6 июля 1920 г. самолет прибыл в Могилев – задержка вышла из-за поломки мотора.

08.07.20 г. самолет вместе с двумя другими кораблями отряда вылетел на полевой а/д Белыничи примерно в 40…50 км западнее Могилева.

Утром 09.07.20 г. самолет в полном составе I бойотряда выполнил первый и единственный боевой вылет с целью бомбометания, фотографирования и разведки войск и объектов противника вдоль железной дороги Гродзянка – Уборок – Талька – Завишки (Могилевская губ. Белоруссии). На борту находился начальник политотдела 16-й Армии Пикель. Самолеты должны были идти строем под прикрытием истребителей, но составить боевой порядок не смогли, а истребители вовремя не прибыли. Каждый экипаж после взлета совершал полет самостоятельно. В указанном районе противника не оказалось, и самолет дошел вдоль железной дороги дальше на юго-запад до Бобруйска (также Могилевская губ.). Там было обнаружено, что польские войска покидают город в т.ч. и по железной дороге. На на станцию Бобруйск сбросили 11 пудов (176 кг) бомб и обстреляли ее из пулеметов – под удар попали отступающие части польской 6-й пехотной дивизии. Однако на маршруте возвращения не было вовремя замечено, что топливо из заднего бака не поступает, и пришлось делать вынужденную посадку в болоте за 10 км от аэродрома. Она закончилась удачно – самолет поломан не был, экипаж его расстыковал, а местные жители помогли довезти его агрегаты до аэродрома, где самолет был собран и поломки устранены.

В июле (не ранее 2-й декады) корабль в составе отряда вслед за наступающим Западным фронтом перебазировался в Минск и дальше на полевой а/д у дер. незначительно северо-восточнее в Жодино (Минская губ.), но больше боевых вылетов не совершал.

28.07.20 г. разбит у своего аэродрома Жодино в полете на доставку касторового масла на а/д базирования истребительной авиации Минск.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 275, борт № II, 2У – 2-й учебный) экз. № 69, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до Октябрьской революции, собран ПГАЗ с 4 двигателями РБЗ-6 по 150 л.с. с использованием фюзеляжа недостроенного самолета ИМ № 277 (см. ниже).

В июле 1919 г. принят на базе ДВК РККВВФ Липецк, командиром корабля назначен В.А. Романов, имевший опыт полетов на самолетах этого типа еще в ЭВК ИВФ России.

К августу 1919 г. собран и облетан на базе ЭВК РККВВФ в Липецке, но 22.08.19 г. ввиду угрозы захвата Липецка белыми вместе с ДВК перебазирован на а/д Белев (Тульская губ.), где вошел в состав вновь сформированной АГОН, см., получив назначение действовать против 4-го Донского корпуса.

31.08.19 г. корабль прибыл в Богородицк Тульской губ.

04.09.19 г. корабль вылетел из Богородицка на разведку и бомбардировку войск противника у г. Елец Липецкой губ., но из-за неисправности компаса экипаж не выдержал курс и совершил посадку в поле у дер. Радомка Орловской губ.

07.11.19 г. корабль прибыл в Орел, где стоял в ожидании ремонта и самолет ИМ № 276.

Экипаж получил приказ перелететь к ст. Кшень (Курская губ.) и нанести удар по частям белоказачьего 4-го кавкорпуса оттуда.

14.09.19 г. самолет вылетел в Кшень один, т.к. на ИМ № 275 ремонт был еще не сделан.

19.09.19 г. корабль вылетел с полевого а/д Кшень с целью бомбардировки конницы противника (4-й Донской кавкорпус ген. Мамонтова), обнаруженной у дер. Истобное и Осадчино (Воронежская губ.) с командиром АГОН Акашевым на борту. В указанном районе был обнаружен обоз противника, на который были сброшены 22 бомбы общим весом 160 кг и 8 кг листовок. Далее у дер. Нижнедевицк были обнаружены основные силы противника, который к тому времени потерял почти ¾ личного состава, тем не менее, колонна растянулась примерно на 5 км. Она шла на соединение с белоказачьим 3-м Кубанским корпусом ген. Шкуро в р-н Старый Оскол (Белгородская губ.) – Коротояк (Воронежская губ.). Вернувшись на а/д, экипаж передал добытые сведения командованию.

20.09.19 г. корабль вылетел с полевого а/д Кшень на доразведку и бомбардировку основных сил противника вдоль рек Бобровая и Потудань (пр. приток Дона, Воронежская губ.). В расчетном р-не было найдено до 5 групп кавалерии общей численностью до 1500 коней, расположившихся на привал в населенных пунктах. На противника было сброшено 18 бомб общим весом 144 кг, обстреляли из двух пулеметов «Льюис» (израсходовано 7 дисков) и сброшено 8 кг листовок. После разворота на обратный курс неожиданно была обнаружена колонна кавалерии, на которую попытались сбросить оставшиеся 4 бомбы. Однако колонна заметила атакующий самолет, организовано развернулась и, перейдя в галоп, поскакала навстречу самолету, из-за чего экипаж сбросить бомбы не успел. При повторном заходе противник вновь попытался использовать тот же маневр, но командир корабля красвоенлет Романов был уже готов к этому и бомбы сбросить успели, отметив 2 попадания в хвост колонны. Также противника обстреляли из пулеметов. Самолет благополучно вернулся на а/д Кшень.

21.09.19 г. самолет вылетел с а/д Кшень на разведку и бомбардировку кавалерии противника. Было найдено несколько обозов и конных разъездов противника, на которые сбросили 18 бомб общим весом 160 кг и листовки, а также обстреляли из пулеметов.

За три вылета экипаж сбросил по общим данным 464 кг бомб и 25 кг листовок, экипаж был награжден, а его командир Романов премирован в размере месячного оклада жалованья.

К концу сентября 1919 г. из-за прорыва Южного фронта Добровольческой Армией (ген. Деникин) обстановка вокруг Орла резко осложнилась. Было принято решение о перелете на а/д Сарапул (в то время Уфимской губ., ныне – Удмуртия), где была организована новая база ДВК.

2 октября 1919 г. самолет перелетел на полевой а/д у дер. Кензино в Рязанской губ., но дальше продолжить полет не смог и оставался там всю зиму 1919-1920 гг.

Весной 1920 г. корабль прошел полевой ремонт в Кензино и перелетел на новую базу ДВК в Сарапул, где был переведен в учебные, получив номер 2У.

Корабль «Илья Муромец Руссобалт» (№ 275) – Сарапул, 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Корабль «Илья Муромец Руссобалт» (№ 275) – Сарапул, 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

В 1921 г. списан.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 276, борт № I, 1У – 1-й учебный) экз. № 70, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, собран ПГАЗ с 4 двигателями РБЗ-6 по 150 л.с. с использованием фюзеляжа недостроенного самолета ИМ № 278 (см. ниже).

В июле 1919 г. принят на базе ДВК РККВВФ Липецк, командиром корабля назначен А.В. Насонов и он был направлен на Южный фронт для действий против войск Деникина.

08.08.19 г. корабль выполнил свой единственный боевой вылет из Липецка по приказанию штаба 36-й СД на бомбардировку бронепоезда и ж/д путей, загрузка – 20 бомб, 16 кг листовок. Взлет был выполнен в 07:20, цель была найдена у ст. Полянка – бронепоезд следовал на Поворино (Воронежская губерния). С бронепоезда по самолету открыли огонь. Считая вероятность попадания в бронепоезд на ходу, Насонов решил обстрелять его из пулеметов, что сделал летнаб А.Н. Сперанский, и разбомбить пути, добившись по его докладу не менее двух попаданий. Для возвращения в Липецк топлива не хватило и корабль совершил благополучную вынужденную посадку в поле между дер. Макарьевские Выселки и Рогозино в Калужской губ.

10.08.19 г. к вечеру на место посадки привезли бензин, и за два часа до захвата Макарьевских Выселок белыми самолет перелетел к дер. Жердевка, где снова выполнил посадку ввиду наступавшей темноты и продолжил полет в Липецк видимо на следующий день.

22.08.19 г. ввиду угрозы захвата Липецка белыми вместе с ДВК перебазирован на а/д Белев (Тульская губ.), где вошел в состав вновь сформированной АГОН, см., получив назначение действовать против конницы Мамонтова, но по техническим и организационным причинам к боевой работе приступить на этом направлении не смог.

К 05.09.19 г. самолет в несколько перегонов прибыл в Орел, но там на стоянке сильным ветром сломало по меньшем мере одно крыло и самолет встал в ремонт.

К концу сентября 1919 г. из-за прорыва Южного фронта Добровольческой Армией (ген. Деникин) обстановка вокруг Орла резко осложнилась.

2 октября 1919 г. прошедший спешный полевой ремонт с устранением лишь самых опасных повреждений, самолет перелетел на полевой а/д у дер. Кензино в Рязанской губ.

Вскоре корабль перелетел на ремонт на а/д Сарапул (в то время Уфимской губ., ныне – Удмуртия), где была организована новая база ДВК и там он оставался до конца гражданской войны.

Весной 1920 г. корабль был переведен в учебные, получив номер 1У.

Списан в 1921 г.

***

«Илья Муромец» (№ 277), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, не достроен. Фюзеляж использован для ИМ № 275, см. выше.

***

«Илья Муромец» (№ 278), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, не достроен, фюзеляж использован для ИМ № 69 (№ ЭВК 276), см. выше.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 279, борт № последовательно 4, 2, 1) экз. № 72, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик, почтовый и пассажирский самолет.

Заложен РБВЗ до национализации, собран ПГАЗ с 4 двигателями РБЗ-6 по 150 л.с.

В июне 1920 г. принят на базе ДВК РКК ВВФ Сарапул.

Облетан во второй половине 1920 г.

С весны 1921 г. летал на первой советской регулярной авиалинии Москва – Харьков как пассажирский и почтовый самолет.

В январе 1922 г. списан.

«Илья Муромец» Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота заходит на посадку – предположительно, это «Илья Муромец» № 279 – экз. № 71, который в 1921 г. летал на линии Москва-Орел-Харьков
«Илья Муромец» Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота заходит на посадку – предположительно, это «Илья Муромец» № 279 – экз. № 71, который в 1921 г. летал на линии Москва-Орел-Харьков

Фото: http://voenspez.ru/index.php?topic=53839.240

***

«Илья Муромец Ренобалт» (№ 280, борт № последовательно 5, 2, 3) экз. № 73, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, достроен ПГАЗ в следующем виде:

- силовая установка с 2 внутренними моторами «Рено» (предп. Renault 8Gd 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах) и 2 внешними моторами РБЗ-6 по 150 л.с.;

- топливная система с двумя главными баками под центропланом верхнего крыла (цилиндрическими с обтекаемыми оконечностями) и дополнительным баком в фюзеляже;

- радиаторы в виде установленных по потоку пакетов трубок установлены по два на мотор по их бокам;

- центроплан верхнего крыла не зашит, но стойки его «кабана» имеют зашивку «по потоку»;

- носовая часть фюзеляжа полностью остеклена;

- оборонительное вооружение в составе двух верхних, нижней люковой и хвостовой установок, также огонь из пулеметов можно было вести из окон и дверей средней части фюзеляжа.

Стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец Ренобалт» (№ 280) экз. № 73, 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец Ренобалт» (№ 280) экз. № 73, 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

В июле 1920 г. принят на базе ДВК РККВВФ Сарапул, командиром корабля назначен А.К. Туманский. Корабль получил бортовой № 5, но под этим номером возможно вообще не летал.

Далее корабль получил бортовой № 2.

В конце августа 1920 г. в составе I бойотряда самолет по железной дороге самолет был направлен на ст. Синельниково Екатеринославской (с 1926 г. – Днепропетровской) губ. на юге Украины в распоряжение штаба 13-й Армии для действий против войск Врангеля. Отряд вошел в состав Центральной авиагруппы, которая действовала в районе Александровск (у г. Луганск в то время Екатеринославской губ.) – Мелитополь в Таврии.

В начале сентября 1920 г. (возможно, уже 1-го числа) корабль перелетел на полевой а/д у села Вознесенское Одесской губ.

01.09.20 г. корабль выполнил свой первый боевой вылет.

08.09.20 г. корабль выполнил бомбардировку аэродрома противника у с. Федоровка Мелитопольского уезда Таврической губ., где базировался 2-й авиаотряд им. Донского Войскового Атамана Каледина авиации Врангеля. На аэродроме противника экипаж обнаружили 6 самолетов Авро 504, на которых было сброшено 2 бомбы калибра 16 кг и несколько зажигательных. По донесению экипажа две бомбы упали в 15 саженях и две – в 30 саженях от четырех самолетов противника (не ясно, какая именно сажень имелась ввиду, если «простая», то это соответственно 23 м и 46 м). В донесении карандашом дописано, что эти аппараты уничтожены. Не ясно, так ли это на самом деле, однако скорее всего дальние попадания ущерба не причинили. По имеющимся сведениям 2-й авиаотряд боевую работу продолжил, но в целом к осени 1920 г. активность авиации Врангеля снизилась и инициатива перешла к РККВВФ, что стало в конце концов одной из причин поражения Врангеля в Таврии, а затем и в Крыму. За этот полет командир корабля А.К. Туманский был награжден орденом Красного Знамени.

14.09.20 г. барон Врангель назначил смотр своих войск, дислоцированных у ст. Фридрихсфельд (Таврическая губ., с 1945 г. – Золотаревка), что стало известно разведке РККА, но не удалось узнать точно время мероприятия. На бомбардировку войск противника в этом районе была собрана группа самолетов, в т.ч. и корабль ИМ № 280. По воспоминаниям бывшего офицера одной из «марковских» частей Н.А. Раевского там было 2500 штыков, 500 шашек, 7 батарей и не менее двух пулеметных команд. В 14:00 над их расположением появилась группа самолетов РКК ВВФ, которая сбросила много бомб и стрел, а также листовки. По донесению командира корабля Туманского им было сброшено 37 малых бомб общим весом 192 кг, 32 кг стрел и 16 кг листовок. По данным Раевского в пехоте было убито и ранено 27 человек, но не ясно – в его части, или всего, в артиллерии потерь не было, о кавалерии он не сообщает. Тем не менее, смотр был проведен в 17:00.

16.09.20 г. корабль ИМ № 280 атаковал врангелевский бронепоезд, который вел огонь по частям 13-й Армии у ст. Пришиб в Таврической губ. На борту корабля с экипажем находился командир ДВК В.М. Ремезюк. Хотя во время заходов на цель корабль был обстрелян с бронепоезда и получил прямое попадание снаряда в одну из левых консолей крыла, а осколком другого снаряда был ранен в ногу помощник командира корабля Кузьмин, экипаж вывел из строя одну из бронеплатформ, орудия которой стрелять перестали. Хотя на борту самолета бомбы оставались, Ремезюк решил дальше не рисковать и дал приказ возвращаться на аэродром.

18.09.20 г. корабль выполнил свой последний боевой вылет – одиночно на бомбардировку железнодорожной станции Александровка в Таврической губ. На маршруте возвращения корабль был атакован четырьмя самолетами противника «Де Хэвилленд» (Airco DH.4 или DH.9, эти самолеты были похожи и их точно не опознали) из 5-го авиаотряда авиации Врангеля. Самолеты были вовремя замечены хвостовым стрелком Михайловским, который их обстрелял и тем самым предупредил остальных. Противник атаки не прекратил, а разделился, пытаясь использовать численный перевес и превосходство в скорости и скороподъемности своих самолетов – один самолет ушел под правое полукрыло, но вместо того, чтобы атаковать бомбардировщик из этого непростреливаемого сектора, попытался набрать высоту и обстрелять его сверху, сам попав под очереди двух верхних пулеметов. Не выдержав обстрела, он вышел из боя. Остальные пытались атаковать сзади, но их отсекли огнем хвостовой и люковой установок. В бою корабль получил пробоину маслобака мотора № 4 (РБЗ-6), охнем хвостового стрелка пробита рубашка охлаждения мотора одного из самолетов «Де Хэвилленд», но его пилот П. Качан смог дотянуть до территории, занятой белыми и там приземлится (далее П. Качан перешел к красным).

Всего корабль выполнил 5 боевых вылетов, сбросил 939 кг бомб, 128 кг стрел и 16 кг листовок – это был самый результативный самолет ИМ в РККВВФ по числу сброшенных бомб, стрел и листовок (все эти вылеты он совершил под 2-м номером).

В конце сентября 1920 г. корабль выполнил перелет с ЮЗФ в Харьков (в то время – РСФСР), где был разобран и по железной дороге доставлен на станцию Користовка Херсонской губ.

В начале ноября 1920 г. к прибыл на место назначения, где был придан в оперативное подчинение штабу 2-й Конной Армии РККА для борьбы с действовавшими в том районе бандами.

В 1921 г. списан.

***

«Илья Муромец» (№ 281, борт № 4) экз. № 74, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, достроен ПГАЗ с 2 внутренними моторами «Рено» (предп. Renault 8Gd 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах) и 2 внешними моторами РБЗ-6 по 150 л.с.

В августе 1920 г. принят на базе ЭВК РККВВФ Сарапул.

В декабре 1921 г. списан.

***

«Илья Муромец Ренобалт» (№ 282, борт № 5) экз. № 75, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик, почтовый и пассажирский самолет.

Заложен РБВЗ до национализации, достроен ПГАЗ с 2 внутренними моторами «Рено» (предп. Renault 8Gd 200 л.с. на взлете, 196 на боевом и 192 на крейсерском режимах) и 2 внешними моторами РБЗ-6 по 150 л.с.

В октябре 1920 г. принят на базе ЭВК (ДВК) РККВВФ Сарапул, там собран.

В конце 1920 г. самолет был облетан.

В боевых действиях не участвовал.

Весной 1921 г. решением СНК РСФСР командованию РККВВФ и ЭВК поручено организовать первую в стране регулярную пассажирскую линию Москва-Харьков-Москва, и корабль был выделен для ее обслуживания.

В феврале 1922 г. списан.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 283, борт № последовательно 3 боевой, 1) экз. № 76, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, собран ПГАЗ с четырьмя двигателями РБЗ-6 по 150 л.с. в агрегатах и отправлен Заказчику по железной дороге.

В мае 1920 г. принят на базе ЭВК РККВВФ Сарапул, там собран и облетан. Корабль был включен в сформированный I бойотряд ДВК, см. Командиром корабля назначен красвоенлет Ф.Г. Шкудов.

«Илья Муромец Руссобалт» №283, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик, которым командовал красвоенлет Ф.Г. Шкудов, Могилев, август 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
«Илья Муромец Руссобалт» №283, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик, которым командовал красвоенлет Ф.Г. Шкудов, Могилев, август 1920 г. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»

В июне 1920 г. экипаж получил приказ в составе I бойотряда ДВК выдвигаться на Западный фронт для действий против белополяков на а/д Новозыбков (Брянская губ. РСФСР).

В июне 1920 г., в связи с тем, что обстановка поменялась – поскольку фронт сдвигался на запад, экипаж получил приказ перебазироваться на а/д Могилев на востоке Белоруссии и в том же месяце прибыл туда.

08.07.20 г. самолет вместе с двумя другими кораблями отряда вылетел на полевой а/д Белыничи примерно в 40…50 км западнее Могилева.

Утром 09.07.20 г. самолет в полном составе I бойотряда выполнил боевой вылет с целью бомбометания, фотографирования и разведки войск и объектов противника вдоль железной дороги Гродзянка – Уборок – Талька – Завишки (Могилевская губ. Белоруссии). Самолеты должны были идти строем под прикрытием истребителей, но составить боевой порядок не смогли, а истребители вовремя не прибыли. Каждый экипаж после взлета совершал полет самостоятельно. На маршруте из-за неисправностей в моторах самолет выполнил вынужденную посадку на болото, но был оттуда вывезен, отремонтирован и возвращен в строй.

В конце августа 1920 г. в составе I бойотряда самолет по железной дороге самолет был направлен на ст. Синельниково Екатеринославской (с 1926 г. – Днепропетровской) губ. на юге Украины в распоряжение штаба 13-й Армии (командующий –– И.П. Уборевич) для действий против войск Врангеля. Отряд вошел в состав Центральной авиагруппы, которая действовала в районе Александровск (у г. Луганск в то время Екатеринославской губ.) – Мелитополь в Таврии.

01.09.20 г. самолет выполнил боевой вылет под командованием Шкудова.

В июле (не ранее 2-й декады) корабль в составе отряда вслед за наступающим Западным фронтом перебазировался в Минск и дальше на полевой а/д у дер. незначительно северо-восточнее в Жодино (Минская губ.).

18.09.20 г. самолет выполнил последний боевой вылет под командованием Шкудова.

21.11.20 г. самолет сделал еще один боевой вылет под командованием А.С. Еременко – видимо, на разведку, т.к. о бомбовой загрузке самолета сведений нет.

Всего самолет выполнил 5 боевых вылетов, сбросил 752 кг бомб, 64 кг стрел и 32 кг листовок. По числу сделанных вылетов он был в числе лидеров (столько же сделал ИМ № 280), но сбросил меньше бомб, стрел и листовок.

В конце сентября 1920 г. корабль выполнил перелет с ЮЗФ в Харьков (в то время – РСФСР), где был разобран и по железной дороге доставлен на станцию Користовка Херсонской губ.

В начале ноября 1920 г. к прибыл на место назначения, где был придан в оперативное подчинение штабу 2-й Конной Армии РККА для борьбы с действовавшими в том районе бандами.

21.11.20 г. корабль под управлением А.С. Еременко совершил свой последний боевой вылет с заданием разведки банд в районе сел Зыбкое – Богоявленское (предположительно, в то время это была граница Луганской и Одесской губерний). Было обнаружено несколько бандгрупп у сел Зыбкое, Богоявленское, Ивановка, Веселый Кут и Судьбодары. Экипаж в течение часа вел разведку и преследование противника, обстреливая его из пулеметов. Это был последний боевой вылет корабля.

В 1921 г. списан.

***

«Илья Муромец Руссобалт» (№ 284, борт № 1 боевой) экз. № 71, стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации, собран ПГАЗ с 4 двигателями РБЗ-6 по 150 л.с. в агрегатах и отправлен Заказчику по железной дороге.

В октябре 1919 г. принят на базе ДВК РККВВФ Сарапул.

В феврале 1920 г. еще не собранный корабль получил бортовой № 1 боевой и включен в I бойотряд ДВК, его командиром назначен красвоенлет А.С. Еременко.

К весне 1920 г. самолет был собран и облетан на базе ДВК в Сарапуле и облетан – видимо, был сделан всего один полет у аэродрома.

В июне 1918 г. экипаж получил приказ в составе I бойотряда ДВК выдвигаться на Западный фронт для действий против белополяков на а/д Новозыбков (Брянская губ. РСФСР).

23.06.20 г. корабль вылетел по назначению, однако в полете проявилась неправильная регулировка самолета при сборке – корабль был неустойчив и плохо управлялся. Экипаж совершил посадку у г. Старый Быхов (Могилевская губ., примерно в 50 км южнее Могилева). Там экипаж получил несколько боевых приказов, но по указанной выше причине выполнить их не смог – на устранение дефектов при сборке и регулировке понадобилось 7 дней.

30.06.20 г. корабль прибыл в Могилев, но к этому времени фронт отодвинулся еще дальше на запад.

08.07.20 г. самолет вместе с двумя другими кораблями отряда вылетел на полевой а/д Белыничи примерно в 40…50 км западнее Могилева.

Утром 09.07.20 г. самолет в полном составе I бойотряда выполнил свой первый боевой вылет с целью бомбометания, фотографирования и разведки войск и объектов противника вдоль железной дороги Гродзянка – Уборок – Талька – Завишки (Могилевская губ. Белоруссии). Самолеты должны были идти строем под прикрытием истребителей, но составить боевой порядок не смогли, а истребители вовремя не прибыли. Каждый экипаж после взлета совершал полет самостоятельно. Командир этого корабля Еременко пошел в полет больным, потерял ориентировку, цель не нашел и вернулся на аэродром, совершив нормальную посадку.

Вечером 09.07.20 г. самолет под управлением А.К. Туманского вылетел на бомбардировку отступающих частей противника, которые нашел на же железой дороге в направлении от Бобруйска на северо-запад – на Минск между н.п Осиповичи и Верейцы Могилевской губ. На пути, станционные постройки и стоящие там эшелоны и конные обозы с остатками польской 6-й ПД было сброшено 11 пудов (176 кг) бомб и 16 кг (1 пуд) листовок, а затем они были обстреляны из пулеметов.

В июле (не ранее 2-й декады) корабль в составе отряда вслед за наступающим Западным фронтом перебазировался в Минск и дальше на полевой а/д у дер. незначительно северо-восточнее в Жодино (Минская губ.).

В июле 1920 г. разбит у дер. Жодино Минской губ. Белоруссии.

***

«Илья Муромец» (№ 285, борт №6, №5 почтовый), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик, почтовый и пассажирский самолет.

Заложен РБВЗ до национализации, собран ПГАЗ с 2 внутренними двигателями Beardmore 160 hp по 160 л.с. (были сняты с одного из старых самолетов («ИМ Киевский») и 2 внешними двигателями РБЗ-6 по 150 л.с.

В декабре 1920 г. принят на базе ЭВК РККВВФ Сарапул, в том же месяце собран и облетан.

В боевых действиях не участвовал.

Весной 1921 г. решением СНК РСФСР командованию РККВВФ и ЭВК поручено организовать первую в стране регулярную пассажирскую линию Москва-Харьков-Москва, и корабль был выделен для ее обслуживания. Корабль включен во II отряд ДВК, обслуживавший участок Москва – Тула – Орел.

До октября 1920 г. корабль работал на этой линии.

В январе 1922 г. корабль в составе своего отряда перебазирован на а/д Бобруйск Могилевской губ. Белорусской Советской Социалистической Республики, где вернулся к повседневной боевой подготовке – в то время это был единственный и последний боеспособный самолет отряда.

В июне 1922 г. передан в Школу воздушной стрельбы и бомбометания РККВВФ в г. Серпухов.

По утверждению М. Хайрулина только за 1922 – 1923 гг. летчик Б.Н. Кудрин (в будущем – испытатель, ставший известным благодаря полетам на самых сложных в отношении техники пилотирования экспериментальных самолетах нетрадиционных схем и первом в СССР ракетном перехватчике БИ на буксире – до установки на нем двигателя) сделал 80 полетов. По другим данным самолет сделал всего 80 полетов с начала эксплуатации. В любом случае, по-видимому, это было самое большое число полетов, сделанных разными самолетами этого типа.

В 1923 г. самолет был списан последним из самолетов «Илья Муромец».

***

«Илья Муромец» (№ 286), стратегический разведчик и тяжелый бомбардировщик.

Заложен РБВЗ до национализации. Не достроен.

Всего в 1918-1920 гг. построено 15 самолетов ИМ, 5 не окончены. Эти самолеты по конструкции и комплектации ближе всего были к типу Г, хотя точно ни одному из его узаконенных до Октябрьской революции вариантов они не соответствовали.

Общие сведения о выпуске самолетов «Илья Муромец»

Общие данные по выпуску самолетов противоречивы.

Головной самолет построен в 1913 г., пик выпуска (39 машин за один год) был достигнут в 1916 г., сборка самолетов на базах заказчика завершена в 1920 г., когда вошли в строй последние 8 оконченных самолетов.

По книге Шаврова В.Б. [История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., "Машиностроение", -1988 г.] заложено 87 самолетов, достроено и облетано 79. Согласно более поздним работам М. Хайрулина, посвященным именно этим самолетам, сказано, что заложено всего 85 самолетов, достроено и облетано 78.

Подробные сведения о закладке, производстве, заводским и бортовым номерам, а также о приеме в эксплуатацию – см. табл.

Всего по наиболее правдоподобным данным построено и облетано 78 самолетов «Илья Муромец» всех вариантов.

В завершающей части раздела «Справочника» по самолетам Сикорский «Илья Муромец» будут даны сведения об их службе в Императорском Воздушном Флоте России и Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном Флоте с 1914 по 1923 г.

Листая таблицы по этой ссылке, можно найти следующие справочные данные:

- Тактико-технические данные самолетов "Русский Витязь" и "Илья Муромец" всех типов

- Влияние изменений в мотоустановке на летные качества самолета "Илья Муромец"

- Оборудование и вооружение самолетов "Илья Муромец" типов Б, В и Г

- Выпуск и оснащение двигателями самолетов "Илья Муромец"

- Закладка и сдача самолетов "Илья Муромец"

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Список использованных источников будет дан в последнем разделе Справочника, посвященном этому самолету

Продолжение следует

Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!

Авиаторы Дивизиона Воздушных Кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота у самолета «Илья Муромец» в Сарапуле в сентябре 1919 г.: сидят четвертый слева В.М. Ремезюк, пятый А.В. Панкратьев, седьмой И.С. Башко. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»
Авиаторы Дивизиона Воздушных Кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота у самолета «Илья Муромец» в Сарапуле в сентябре 1919 г.: сидят четвертый слева В.М. Ремезюк, пятый А.В. Панкратьев, седьмой И.С. Башко. Фото из книги: Хайрулин М. Воздушный корабль «Илья Муромец»