Найти в Дзене

Угадай станцию метро – ставка Верховного главнокомандующего

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.

Эта станция была открыта в составе первой очереди Московского метрополитена 15 мая 1935 года. Станция пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (35 м). При открытии называлась Кировская. Современное название получила в 1990 году.

Архитекторы: Н.Я. Колли (именно ему мы обязаны существующему зданию Центросоюза по проекту Ле Карбюзье, Мясницкая улица, 39), Л.П. Шухарева, архитекторы реконструкции подземного зала: Л.Н. Попов, А.Ф. Фокина.

На проектирование станции Николаю Колли было дано всего 25 дней.

Наземный павильон

Наземный павильон станции напоминает парковый павильон в виде античной храмовой постройки с выступающим колонным портиком и круглыми окнами-иллюминаторами на боковых фасадах. В 2022 году была проведена реставрация наземного павильона (фото октября 2023 года):

Этот павильон иногда сравнивают с гробницей-мавзолеем знаменитого римского пекаря Еврисака.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Проекты наземного павильона:

Немного фотографий изменения наземного павильона во времени:

Войдя в наземный павильон, вы попадаете в вестибюль:

Наземный вестибюль. Интерьер. Архитектор Колли Н.Я. при участии архитектора Саммер Ф.И.
Наземный вестибюль. Интерьер. Архитектор Колли Н.Я. при участии архитектора Саммер Ф.И.

В 1935 году вестибюль выглядел так: в углах перил лестницы были установлены тонкие торшеры-светильники, потолок оформлен кессонами и светильниками с полукруглыми матовыми плафонами. Обратите внимание на дверные ручки.

Сегодня в наземном вестибюле совсем другое освещение, перилла на лестницах. При этом двери восстановлены в первозданном виде. Стены же в первоначальном виде, на мой взгляд, не восстановлены, и, как всегда, висят провода в большом количестве (фото октября 2023 года):

От лестниц наземного вестибюля к эскалаторному залу идет коридор с колонами по центру для разделения потоков пассажиров. Основными источниками освещения служат круглые с плоским молочным стеклом иллюминаторы, вделанные в облицованные белым марблитом стены коридора. Иллюминаторы перекликаются со светильниками на лестницах и круглыми окнами наземного вестибюля, на потолке светильники как в наземном павильоне. Пол выложен квадратами и прямоугольниками красными плитками по белому фону:

Давно поменяли метлахскую плитку на полу, потолочное освещение. Но остались на стенах светильники в виде иллюминаторов, перекликающиеся с круглыми окнами в наземном вестибюле
Давно поменяли метлахскую плитку на полу, потолочное освещение. Но остались на стенах светильники в виде иллюминаторов, перекликающиеся с круглыми окнами в наземном вестибюле

Перед выходом из коридора в эскалаторный зал висели интересные таблички: "ВНИМАНИЕ! ДВИЖУЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА"

Фото с сайта mirmetro.net
Фото с сайта mirmetro.net

Первоначально потолок эскалаторного зала был оформлен глубокими кессонами с остекленными плафонами, в которых спрятано освещение, что производило ощущение естественного света:

Эскалаторный зал. 1935 год
Эскалаторный зал. 1935 год

Описывая первое метро Москвы, Н. Колли писал:

Весь желательный художественный эффект оформления должен базироваться в значительной степени на характере и системе освещения, которое сильно влияет на создание впечатления воздушности, насыщенности светом и воздухом.

В середине 1960-х годов около стены эскалаторного зала была установлена схема метро. Обратите внимание на отражение светильников, которые в то время освещали эскалаторный зал.

Фотография 1968 года
Фотография 1968 года

К сожалению, потолок в зале теперь выглядит совсем по-другому. Из-за турникетов зал кажется совсем маленьким. Сегодня есть проход влево в другой эскалаторный зал станции пересекающей линии и разветвленный подземный переход с множеством выходов.

Октябрь 2023
Октябрь 2023

Подземный зал

По первоначальному проекту предполагалось строительство трехсводчатой станции.

Платформенный зал. Конкурсный проект. Автор: архитектор Колли Н.Я.
Платформенный зал. Конкурсный проект. Автор: архитектор Колли Н.Я.

Однако из-за сложных геологических условий и ограниченности по времени зал полностью раскрывать на стали: вместо полноценного центрального зала были сооружены два коротких распределительных зала. Один основной, после эскалаторов, длинной 28 метров, шириной между пилонами - 7,65 метра был расположен в южном торце станции. Два прохода между пилонами ведут на платформы боковых залов. Северный аванзал, длинной 22,8 метра, находился в северной части станции и был ограничен двумя торцевыми стенами.

Первоначально в южном торце станции (напротив эскалатора) находился портрет Кирова позже замененный на бюст Кирова работы скульптора Матвея Манизера. А это вся длина центрального зала станции Кировская, вид с эскалатора:

Сегодня на полу центрального зала можно увидеть, где была стена южного распределительного зала и место, где стоял бюст Кирова:

Дальняя длинная темная полоса - граница зала, более светлая заплатка - место, где стоял бюст Кирова. Фото взято с сайта mirmetro.net
Дальняя длинная темная полоса - граница зала, более светлая заплатка - место, где стоял бюст Кирова. Фото взято с сайта mirmetro.net

Только в начале 1970-х годов центральный зал был открыт в связи со строительством перехода на другую линию. Переход был открыт в 1972 году. Бюст Кирова был перенесен в глухой торец зала. Фото из открытых источников.

При реконструкции подземного зала первоначальный замысел Н. Колли был максимально сохранен.

Октябрь 2023
Октябрь 2023

В 2008 году в торце зала был сделан переход еще на одну построенную линию. Сегодня бюст Кирова находится в переходе между станциями 6 и 10 линий.

-19

Путевой зал первоначально выглядел по-другому.

Путевой тоннель. Проект. Автор: архитектор Колли Н.Я. при участии архитектора Саммер Ф.И.
Путевой тоннель. Проект. Автор: архитектор Колли Н.Я. при участии архитектора Саммер Ф.И.

Пилоны облицованы серым и белым мрамором. Их конструкция создавала иллюзию проходных арок. Платформы покрыли асфальтом, над путями висели удивительные светильники в виде светящейся трубы. Путевые стены были облицованы шестигранной плиткой, вверху светлой и темной плиткой выложен ломаный узор:

Сейчас освещение путевых залов выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Полностью поменяна облицовка путевых стен, сделаны проходы между пилонами, пол выложен гранитными плитами и, конечно же убраны урны (после теракта в 1977 году урны убраны на всех станциях Московского метро):

Октябрь 2023 года
Октябрь 2023 года

Станция во время войны

Станция была закрыта для пассажиров с 22 июня 1941 по апрель 1945 года, пути были отгорожены от платформ фанерными щитами, на станции размещался аппарат Генерального штаба Красной Армии.

Фото из открытых источников, говорят, постановочное
Фото из открытых источников, говорят, постановочное

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

О других станциях метро читайте здесь.

До скорой встречи!

#достопримечательностимосквы #метромосквы #история метро #блоги увлеченных людей

ИСТОЧНИКИ

Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 240. — 320 с.

Бродский Я. Е. Москва. Спутник туриста. Путеводитель. – М, Московский рабочий, 1987

Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель

Колли Н. Я. Архитектура московского метро. Сборник "Архитектура Московского метро" под общей редакцией архитектора Н.Я. Колли и архитектора С.М. Кравец. – М, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936

Рыжков К.С. Московский метрополитен. – М, Московский рабочий, 1954

mirmetro.net

pastvu.com старые фотографии