Привет всем, друзья! Пришёл очередной понедельник, уже осенний. Продолжаю погружать вас в созерцание залов музея Эрмитаж. И сравнение их с прежним видом на старых акварелях. Было и стало. На очереди — Золотая гостиная Марии Александровны в Зимнем дворце.
Императрица Мария Александровна. По имени её назван знаменитый театр Мариинским.
Благородная красавица, в 17 лет вышедшая замуж за великого князя Александра Николаевича. Будущего императора Александр Второго. Родившая шестерых детей. Мать будущего императора Александра Третьего. Счастливая и несчастная женщина. Почему всё так рядом, счастье и горе?... (буду в дальнейшем, с каждым залом, немного сообщать о ней). Пока же, на картине, она благословенная молодая императрица. Я подолгу рассматриваю эту картину, когда оказываюсь в Восточном крыле Главного штаба на Дворцовой площади.
Но, продолжим нашу прогулку по залам. Мы вышли из Белого зала (статья Здесь) и перешли в Золотую гостиную.
Какая же красота! Хочется зажмуриться от такого золотого сияния! Эта гостиная сохранила до наших дней своё убранство почти без изменений.
Гостиная угловая. Выходит на угол Дворцовой площади и на Адмиралтейство. Идём вперёд к угловому окну.
За стеклом виден юго-восточный торец Адмиралтейства. Разворачиваемся.
Вход из Белого зала справа, на фото его не видно. Слева открыты двери в Большой Малиновый кабинет, о нём пойдёт речь позже.
Напомню, что мы не рассматриваем экспонаты музея, а только осматриваем убранство помещений.
Гостиная имеет византийские черты. Очень красивое сочетание — золото с голубым! Однако, я долго искала это сочетание на акварелях. Нет его. Синеву добавили позже.
Пройдём мимо вазы к следующему окну, развернёмся и рассмотрим потолок. И, конечно же, люстры.
Каждый лепесток люстр изогнут и завёрнут, как улитка или духовой инструмент валторна.
Рассмотрим люстру с другой стороны. Именно с этого ракурса и увидим эту Золотую гостиную на акварели 1860 года.
Это единственная акварель, художник А.К.Кольб. Но никакого голубого цвета нет. Красные портьеры, красная обивка стульев и дивана. Здесь обычно семья императора Александра Второго устраивала званые обеды.
Отметим ещё раз люстры-улитки. И сравним их с сегодняшними.
Теперь направимся вперёд, к противоположной стене, к камину и напольным подсвечникам. Они прекрасно видны на акварели.
Над камином расположилась интересная мозаичная картина.
Её привёз Александр Второй из Италии. Только при близком рассмотрении видны наборные мозаичные кусочки. Непревзойдённой красоты и сложности работа художника Джоаккино Ринальди — «Руины Пестума». Его автограф легко прочитывается в углу справа. Пестум — это археологический музей на юге Италии.
С двух сторон от камина — величественные подсвечники, украшенные дивной эмалью.
Кстати, рисунок наборного паркета тоже сохранился неизменным.
Это поистине сказочная гостиная. И не случайно она была выбрана императорской семьёй для проведения рождественских праздников. По периметру выставлялись ёлки. Целый лес ёлок с подарками для каждого из детей императора и их родителей.
Я не смогла найти акварели с «ёлками» в Золотой гостиной. Нашла только в Будуаре, но помещу в статье позже. Сейчас же полюбуемся ещё раз роскошным подсвечником.
Мне по-прежнему хочется заглянуть в настоящую гостиную В ТЕ ДАЛЁКИЕ времена и увидеть (в цвете) всю обстановку. Примерно, как на этом фото.
И рассмотреть каждую интерьерную частичку, с её названием и применением. Однако, понимаю, что это, увы, невозможно. Почти всё утрачено.
Остались только стены, люстры да паркет....
(А по паркету ночью разгуливают... эрмитажные коты)))
Но впереди у нас ещё три чудесных комнаты Марии Александровны.
Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!