Найти тему

Было и стало: Золотая гостиная Марии Александровны в Зимнем дворце

Привет всем, друзья! Пришёл очередной понедельник, уже осенний. Продолжаю погружать вас в созерцание залов музея Эрмитаж. И сравнение их с прежним видом на старых акварелях. Было и стало. На очереди — Золотая гостиная Марии Александровны в Зимнем дворце.

Императрица Мария Александровна. По имени её назван знаменитый театр Мариинским.

Портрет императрицы Марии Александровны. Художник Винтерхальтер
Портрет императрицы Марии Александровны. Художник Винтерхальтер
Благородная красавица, в 17 лет вышедшая замуж за великого князя Александра Николаевича. Будущего императора Александр Второго. Родившая шестерых детей. Мать будущего императора Александра Третьего. Счастливая и несчастная женщина. Почему всё так рядом, счастье и горе?... (буду в дальнейшем, с каждым залом, немного сообщать о ней). Пока же, на картине, она благословенная молодая императрица. Я подолгу рассматриваю эту картину, когда оказываюсь в Восточном крыле Главного штаба на Дворцовой площади.

Но, продолжим нашу прогулку по залам. Мы вышли из Белого зала (статья Здесь) и перешли в Золотую гостиную.

Фото автора
Фото автора

Какая же красота! Хочется зажмуриться от такого золотого сияния! Эта гостиная сохранила до наших дней своё убранство почти без изменений.

Гостиная угловая. Выходит на угол Дворцовой площади и на Адмиралтейство. Идём вперёд к угловому окну.

Фото автора
Фото автора

За стеклом виден юго-восточный торец Адмиралтейства. Разворачиваемся.

Фото автора
Фото автора

Вход из Белого зала справа, на фото его не видно. Слева открыты двери в Большой Малиновый кабинет, о нём пойдёт речь позже.

Напомню, что мы не рассматриваем экспонаты музея, а только осматриваем убранство помещений.

Гостиная имеет византийские черты. Очень красивое сочетание — золото с голубым! Однако, я долго искала это сочетание на акварелях. Нет его. Синеву добавили позже.

Пройдём мимо вазы к следующему окну, развернёмся и рассмотрим потолок. И, конечно же, люстры.

Фото автора
Фото автора

Каждый лепесток люстр изогнут и завёрнут, как улитка или духовой инструмент валторна.

Фото автора
Фото автора

Рассмотрим люстру с другой стороны. Именно с этого ракурса и увидим эту Золотую гостиную на акварели 1860 года.

Художник А.К.Кольб. Золотая гостиная Зимнего дворца
Художник А.К.Кольб. Золотая гостиная Зимнего дворца

Это единственная акварель, художник А.К.Кольб. Но никакого голубого цвета нет. Красные портьеры, красная обивка стульев и дивана. Здесь обычно семья императора Александра Второго устраивала званые обеды.

Отметим ещё раз люстры-улитки. И сравним их с сегодняшними.

Фото автора
Фото автора

Теперь направимся вперёд, к противоположной стене, к камину и напольным подсвечникам. Они прекрасно видны на акварели.

Фото автора
Фото автора

Над камином расположилась интересная мозаичная картина.

Фото автора
Фото автора
Её привёз Александр Второй из Италии. Только при близком рассмотрении видны наборные мозаичные кусочки. Непревзойдённой красоты и сложности работа художника Джоаккино Ринальди — «Руины Пестума». Его автограф легко прочитывается в углу справа. Пестум — это археологический музей на юге Италии.

С двух сторон от камина — величественные подсвечники, украшенные дивной эмалью.

Фото автора
Фото автора

Кстати, рисунок наборного паркета тоже сохранился неизменным.

Это поистине сказочная гостиная. И не случайно она была выбрана императорской семьёй для проведения рождественских праздников. По периметру выставлялись ёлки. Целый лес ёлок с подарками для каждого из детей императора и их родителей.

Я не смогла найти акварели с «ёлками» в Золотой гостиной. Нашла только в Будуаре, но помещу в статье позже. Сейчас же полюбуемся ещё раз роскошным подсвечником.

Фото автора
Фото автора

Мне по-прежнему хочется заглянуть в настоящую гостиную В ТЕ ДАЛЁКИЕ времена и увидеть (в цвете) всю обстановку. Примерно, как на этом фото.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И рассмотреть каждую интерьерную частичку, с её названием и применением. Однако, понимаю, что это, увы, невозможно. Почти всё утрачено.

Остались только стены, люстры да паркет....

(А по паркету ночью разгуливают... эрмитажные коты)))

Но впереди у нас ещё три чудесных комнаты Марии Александровны.

Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!