УДО автоледи Башкировой чем-то напоминает УДО депутата Фомичева, о котором мы писали раньше (https://dzen.ru/a/ZNtZgV16MWg_5DYp).
Информационные площадки начали пестрить заголовками об условно-досрочном освобождении Валерии Башкировой, сбившей 3-х малолетних детей, двое из которых скончались.
За решёткой она провела менее трёх лет из 5 назначенных судом. Вы спросите, как это возможно?
Может тюремный фарт, а может …
Давайте по порядку.
Помимо срока 5 лет лишения свободы осужденной присудили компенсацию морального вреда родителям погибших под её колёсами малолетних детей. На сегодняшний день согласно сведениям ФССП России остаток невыплаченной компенсации составляет без малого 4 млн рублей.
В феврале 2022 года приговор вступил в силу и Башкирову направили отбывать наказание в колонию-поселение, расположенную в Скопинском районе Рязанской области.
В ноябре 2022 года она уже обратилась в местный суд, где расположена колония, с ходатайством о замене наказания более мягким видом.
Следует сказать, что суд первой инстанции отказал ей в этом прошении, указав: «осужденная Башкирова В.Э. не предприняла достаточных мер для возмещения вреда, причиненного преступлением, так как вред возмещен потерпевшим в незначительном размере ввиду явной несоизмеримости погашенной суммы размеру причиненного ущерба». Также суд первой инстанции указал, что «факты добросовестной трудовой деятельности осужденной Башкировой В.Э. и хорошее поведение не являются единственным и достаточным свидетельством состоявшегося полного исправления осужденной Башкировой В.Э.».
Согласно представленной характеристике лишь один раз она поощрялась администрацией, и по приговору суда она имела исковые обязательства на общую сумму 4 187 523 рубля 90 копеек, из которых в добровольном порядке заплатила только 376 244 рубля.
Но в феврале 2023 года суд апелляционной инстанции посчитал иначе. Рассмотрев жалобу адвоката осужденной Башкировой, Рязанский областной суд отменил постановление нижестоящего суда и удовлетворил ходатайство осужденной, указав следующее: «Несмотря на отсутствие в исправительном учреждении исполнительных листов Башкировой В.Э., принимаются все меры для погашения исков потерпевших в части компенсации морального вреда».
Здесь бросается в глаза юридическая неграмотность судьи – в исправительное учреждение исполнительные листы не могут поступать в принципе.
Пристав может направить в колонию своё постановление об удержании с заработной платы денежных средств, но никак не исполнительный лист. А вот почему пристав этого не сделал большой вопрос.
Кроме того, Рязанский областной суд посчитал заслуживающими внимания следующие факты характеристики осужденной: «…прилежно работает в течение всего рабочего дня. Является членом кулинарного кружка, йоги и изо, студии кабельного телевидения, шахмат и литературного кружка».
В общем всё успевает, молодец.
Хорошо, что хватило смелости отказать в ходатайстве об освобождении Башкировой В.Э. от дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
А уже через полгода, 02 августа 2023 года всё тот же районный суд освободил условно-досрочно Валерию Башкирову.
Через 2 с половинной года она снова сядет за руль.
А могли ли потерпевшие обжаловать постановление об УДО?
Могли.
Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, его законному представителю, адвокату, прокурору, а также потерпевшему, его законному представителю, представителю. Об этом нам напоминает и п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 года № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».