Найти тему

Избегающее расстройство личности: вариант работы в схема-терапии

В этой статье давайте поговорим про клиентов с избегающим расстройством личности (ИРЛ), которые могут почти не помнить свое детство, «играть в молчанку» на сеансе, не выражать никаких эмоций, отменять сессии под благовидным предлогом или просто исчезать.

Почему они так себя ведут? Избегание социальных контактов происходит, потому что человек с ИРЛ зачастую чувствует себя неадекватным, гиперчувствителен к критике и отвержению. В терапии с таким клиентом крайне важно установить доверительные отношения. Эти люди начинают раскрываться только тогда, когда убедятся, что их полностью принимают. Страх непринятия у такого клиента настолько высок, что терапевту крайне важно выдерживать ровный доброжелательный том, проявлять чуткость и терпение, даже когда клиент не торопится начать разговаривать или, наоборот, быстро перескакивает с темы на тему.

В отличие от шизоидного расстройства личности, при котором люди замкнуты потому что не заинтересованы в других, клиенты с ИРЛ хотят контактировать, но крайне не уверенно себя чувствуют в социуме. Они оценивают себя как социально неуспешных, непривлекательных и неполноценных по сравнению с другими людьми. Именно поэтому они неохотно идут на личные риски или участие в новых видах деятельности, когда есть вероятность быть смущенным и растерянным.

В схема-терапии при работе с таким клиентом можно использовать экстернализацию – отделение его теневой детской части (которая не хочет или боится разговаривать) от взрослой, нацеленной на контакт. Именно эта часть и приводит клиента в терапию, и до нее важно добраться.

Эмпатическая конфронтация с Тенью (отстраненным защитником) разыгрывается на отдельном стуле, куда пересаживается клиент и как бы соединяется с ней. Вот примерные вопросы, которые можно ей задать:

  1. Как долго ты уже присутствуешь в жизни Наташи? Какое твое самое раннее воспоминание? Сколько ей было лет, когда она нуждалась в тебе больше всего?
  2. Что происходило тогда в ее жизни? Почему она нуждалась в тебе? От чего ее нужно было защищать?
  3. А что, если мы посмотрим на Наташу, на ее жизнь сейчас, почему ты все еще здесь, почему ты все еще такая сильная? Почему ты думаешь, что ты ей все еще нужна?
  4. Чтобы Наташа не чувствовала.. Что именно? Чего ты не хочешь, чтобы она чувствовала? Что это: страх, печаль или гнев? Какое самое важное чувство она не должна испытывать?
  5. Ок, ты не хочешь, чтобы она чувствовала страх. А почему нет? Что произойдет, если ты позволишь ей почувствовать это, справиться с этим?
  6. И вот тогда ты говоришь ей выпить алкоголь, верно? Это один из твоих советов. Ты думаешь, что так она не будет все это чувствовать, правильно?
  7. Вот, что ты делаешь. Ты не даешь ей соприкасаться с неприятными чувствами, ты говоришь: не связывайся, избегай?

Для того, чтобы клиент мог полнее соединиться с этой теневой частью, его можно попросить принести на сеанс свою детскую фотографию.

  • Знакома ли эта маленькая Наташа (на фото) с Тенью? Нравится ли она ей? Чем она ей помогает?

Может оказаться, что Тень помогает Наташе не видеть несчастными своих родителей, не думать, что это ее вина. Не чувствовать отчаяние и депрессию матери, которая живет с мужем-алкоголиком. Не чувствовать агрессию, которая исходит от отца. Не чувствовать свой страх, когда он приходит домой с бутылками и идет на кухню.

После этой терапевтической интервенции можно пересадить клиента на другой стул, презентующий его здоровую взрослую часть. У нее можно спросить:

1. Есть ли у Тени недостатки? (Наташа очень одинока. Тень останавливает ее, мешает ей расти, развивать навыки общения, искать людей близких по духу).

2. Чего взрослая часть хочет в терапии в отношении Тени? Чтобы она хотела сказать Тени?

Пример: «Тень, большое спасибо тебе за помощь Маленькой Наташи. Без тебя ей было бы очень, очень тяжело в нашем прошлом. И ты ей очень помогла. У нее больше никого не было. Но теперь я больше не хочу, чтобы ты была главной. Ты не обязана уходить, но я хочу научиться быть ответственной, как Здоровый Взрослый, и самой решать, когда тебе нужно уйти, а когда твоя помощь нужна.»

В целом, схема-терапия довольно успешно работает как с ИРЛ, так и с избегающим типом привязанности, социофобией. Иногда все эти состояния являются коморбидными, то есть, сосуществуют одновременно.