В этой статье давайте поговорим про клиентов с избегающим расстройством личности (ИРЛ), которые могут почти не помнить свое детство, «играть в молчанку» на сеансе, не выражать никаких эмоций, отменять сессии под благовидным предлогом или просто исчезать.
Почему они так себя ведут? Избегание социальных контактов происходит, потому что человек с ИРЛ зачастую чувствует себя неадекватным, гиперчувствителен к критике и отвержению. В терапии с таким клиентом крайне важно установить доверительные отношения. Эти люди начинают раскрываться только тогда, когда убедятся, что их полностью принимают. Страх непринятия у такого клиента настолько высок, что терапевту крайне важно выдерживать ровный доброжелательный том, проявлять чуткость и терпение, даже когда клиент не торопится начать разговаривать или, наоборот, быстро перескакивает с темы на тему.
В отличие от шизоидного расстройства личности, при котором люди замкнуты потому что не заинтересованы в других, клиенты с ИРЛ хотят контактировать, но крайне не уверенно себя чувствуют в социуме. Они оценивают себя как социально неуспешных, непривлекательных и неполноценных по сравнению с другими людьми. Именно поэтому они неохотно идут на личные риски или участие в новых видах деятельности, когда есть вероятность быть смущенным и растерянным.
В схема-терапии при работе с таким клиентом можно использовать экстернализацию – отделение его теневой детской части (которая не хочет или боится разговаривать) от взрослой, нацеленной на контакт. Именно эта часть и приводит клиента в терапию, и до нее важно добраться.
Эмпатическая конфронтация с Тенью (отстраненным защитником) разыгрывается на отдельном стуле, куда пересаживается клиент и как бы соединяется с ней. Вот примерные вопросы, которые можно ей задать:
- Как долго ты уже присутствуешь в жизни Наташи? Какое твое самое раннее воспоминание? Сколько ей было лет, когда она нуждалась в тебе больше всего?
- Что происходило тогда в ее жизни? Почему она нуждалась в тебе? От чего ее нужно было защищать?
- А что, если мы посмотрим на Наташу, на ее жизнь сейчас, почему ты все еще здесь, почему ты все еще такая сильная? Почему ты думаешь, что ты ей все еще нужна?
- Чтобы Наташа не чувствовала.. Что именно? Чего ты не хочешь, чтобы она чувствовала? Что это: страх, печаль или гнев? Какое самое важное чувство она не должна испытывать?
- Ок, ты не хочешь, чтобы она чувствовала страх. А почему нет? Что произойдет, если ты позволишь ей почувствовать это, справиться с этим?
- И вот тогда ты говоришь ей выпить алкоголь, верно? Это один из твоих советов. Ты думаешь, что так она не будет все это чувствовать, правильно?
- Вот, что ты делаешь. Ты не даешь ей соприкасаться с неприятными чувствами, ты говоришь: не связывайся, избегай?
Для того, чтобы клиент мог полнее соединиться с этой теневой частью, его можно попросить принести на сеанс свою детскую фотографию.
- Знакома ли эта маленькая Наташа (на фото) с Тенью? Нравится ли она ей? Чем она ей помогает?
Может оказаться, что Тень помогает Наташе не видеть несчастными своих родителей, не думать, что это ее вина. Не чувствовать отчаяние и депрессию матери, которая живет с мужем-алкоголиком. Не чувствовать агрессию, которая исходит от отца. Не чувствовать свой страх, когда он приходит домой с бутылками и идет на кухню.
После этой терапевтической интервенции можно пересадить клиента на другой стул, презентующий его здоровую взрослую часть. У нее можно спросить:
1. Есть ли у Тени недостатки? (Наташа очень одинока. Тень останавливает ее, мешает ей расти, развивать навыки общения, искать людей близких по духу).
2. Чего взрослая часть хочет в терапии в отношении Тени? Чтобы она хотела сказать Тени?
Пример: «Тень, большое спасибо тебе за помощь Маленькой Наташи. Без тебя ей было бы очень, очень тяжело в нашем прошлом. И ты ей очень помогла. У нее больше никого не было. Но теперь я больше не хочу, чтобы ты была главной. Ты не обязана уходить, но я хочу научиться быть ответственной, как Здоровый Взрослый, и самой решать, когда тебе нужно уйти, а когда твоя помощь нужна.»
В целом, схема-терапия довольно успешно работает как с ИРЛ, так и с избегающим типом привязанности, социофобией. Иногда все эти состояния являются коморбидными, то есть, сосуществуют одновременно.