Содержание:
- Музыкальный кружок во Флоренции
- Свадьба короля и показ первой оперы
- Опера в Риме
- Клаудио Монтеверди
- Опера в Венеции. Виды опер
- Итоги
- Дополнительный материал
Другие статьи об эпохе Барокко: https://teletype.in/@vivo-music/+barokko
Когда появилась опера?
Флоренти́йская камера́та
В 1580-ых годах во Флоренции (город в Италии) появился музыкальный кружок музыкантов и поэтов. Их объединил Джованни Барди – богатый обожатель искусства. Среди участников был Винченцо Галилей – отец Галилео Галилея (учёного, который сделал открытия в сфере астрономии, развивал физику и другие науки). Винченцо Галилей совершил первый шаг к созданию оперы –наложил на музыку отрывок «Божественной комедии» Данте.
Флоренти́йская камера́та — содружество философов-гуманистов, поэтов и музыкантов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке.
Задачи кружка
Это происходило в конце эпохи ренессанса и начале эпохи барокко. А ренессанс (400-600 гг.) - это возрождение античной культуры. Вот и в музыкальном кружке стремились возродить античную драму через музыку. Если античные тексты (мифы) были всем известны, то про античную музыку ничего не знали. Была сложная задача: придумать, как соединить сценическое представление, речь и музыку, чтобы это было интересно и понятно.
Античная драма — древнегреческая драма ("драма" — слово греческое и означает "действо") . Развилась из ритуального действа в честь бога Диониса. Они обычно сопровождались хороводами, пляской и песнями. Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса, а также за основу брались мифологические сюжеты. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили эти сказания. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда — трагедия).
Попробуем представить, как это было:
- Сцена была похожа на амфитеатр (круглая сцена, вокруг которой сидели зрители, часто на открытом воздухе).
- Не было электричества - вокруг сцены зажигали свечи.
- На протяжении всего выступления звучала музыка.
- Герои выходили на сцену и рассказывали античные сюжеты, в основном это было в речитативной (разговорной) форме.
Речитативы под музыку были очень необычны. В основном было церковное пение, в котором красота музыки передавалась через хор, его многоголосие, поиск мелодичных звучаний.
Но флорентийской камерате был важен текст – передача античных историй. Многоголосие бы не позволило сделать тексты понятными: «слова важнее музыки». Поэтому оставили солистов (вместо хора) и музыку на фоне. Между сольными номерами мог звучать хор, который помогал создавать соответствующую атмосферу (отражал добрые или злые намерения героев).
Первая опера (Якопо Пери и Джулио Каччини)
Свадьба короля
Одной из первых опер считается опера "Дафна" итальянских композиторов Якопо Пери и Джулио Каччини (1594 г., на текст Оттавио Ринуччини), но она не сохранилась до наших дней. Оба этих композитора входили во Флорентийский кружок.
Большим событием было исполнение оперы "Эвридика", которую композиторы также написали совместно (в дальнейшем Д. Куччини переписал оперу на текст О. Ринуччини).
Опера "Эвридика" рассказывает о том, как главный герой спускается в царство мёртвых за возлюбленной. Оперу исполнили в 1600 году на свадьбе 47-летнего французского короля Генриха IV с 27-летней итальянкой из Флоренции Марией Медичи.
Напоминаю, что семейство Медичи было очень известным и богатым в Италии. Они были меценатами - поддерживали творческих людей из разных видов искусств. Поэтому первый показ нового жанра музыки на этой свадьбе вполне логичен.
Реакция общества
В результате жанр оперы подхватили многие композиторы, обществу этот жанр тоже очень понравился. Но были и критики: “подобную музыку исполняют крестьяне”, "чтобы такое написать, ничего не нужно знать...".
Действительно, данный жанр формировался полностью с нуля. Музыка для разных героев и ситуаций была очень похожа, она просто была фоном. Но со временем стали появляться разные способы, при помощи которых музыка стала помогать слушателям лучше понять характеры героев и погружала в атмосферу представления. В дальнейшем это стало называться теорией аффектов.
Только в XVIII веке (1700-1800 гг.) окончательно сформировались правила для жанра опера (итальянцем Пьетро Метастазио): сколько должно быть героев, какие произведения они должны петь...
Музыка Джулио Каччини
Плач Орфея из оперы "Эвридика", Джулио Каччини https://youtu.be/H6wePAkmv3Q
Ариетта "Amor ch’attendi" (дословно "люблю тебя ждать"), Джулио Каччини. https://youtu.be/lGESRsAmdr8
Посмотреть, как звучат нотки ариетты: https://musescore.com/user/202809/scores/6739582
Ave Maria, Джулио Каччини. https://youtu.be/_ddP-F9rgE0
Римская опера
В Риме был свой кружок, который возглавляла семья Барберини, они были родственниками Папы Римского. Опера в Риме пропагандировала христианские идеи, прославляла церковь. Особенностью было то, что пели кастраты (в 1994 г. в фильме "Фаринелли-кастрат" была попытка искусственно воссоздать голос известного певца тех времён). Женщинам запрещалось петь в опере.
Отрывок из фильма "Фаринелли-кастрат" - https://youtu.be/KCRtyYsEX1s
Клаудио Монтеверди (1567—1643)
Клаудио Монтеверди - итальянский композитор, музыкант, певец. Дал сильнейший толчок к развитию опер, но также писал мадригалы и церковную музыку.
Мадрига́л — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.
Монтеверди старался наделить музыку чувствами и эмоциями. «Орфей» - одна из самых известных опер Монтеверди. Она отличается драматическим речитативом со свободной сменой темпа и яркими интонациями.
Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца. Р. Роллан
Произведения Клауди Монтеверди: «Орфей» (1607) «Ариадна» (1608) «Похищение Прозерпины» (1630) «Адонис» (1639) «Коронация Поппеи» (1642), а также балет, 11 томов мадригалов и канцон, многочисленные молитвы, псалмы и мотеты.
Отрывок из оперы "Орфей", Клаудио Монтеверди - https://youtu.be/mjpFi9bn1do
Отрывок из оперы "Орфей", Клаудио Монтеверди - https://youtu.be/u0qkP1kvEdQ
Полная версия оперы "Орфей" https://youtu.be/jUep3sqe35o
Легкая весёлая песня на слова Оттавио Ринуччини. Обращаю внимание на высокую партию мужского голоса - это было свойственно для тех времён (а женщинам изначально было запрещено петь в операх). https://youtu.be/zq49rymjvNg
Церковная музыка Клаудио Монтеверди https://youtu.be/0FXECUmqBxQ?t=124
Венеция и опера-буффа
Самый первый оперный театр появился в Венеции (Италия) в 1637 г. Клаудио Монтеверди содействовал открытию первых оперных театров в Венеции и для первых 4-ых театров специально сочинил по опере. Плата за билет была небольшая, поэтому каждый желающий имел возможность увидеть спектакль.
Опера была кульминацией карнавального праздника, в ней очень любили декор и сценические эффекты. За одну оперу могло произойти около 12 смен декораций. В результате появились оперные костюмеры и специалисты. Например, должность импресарио- это руководитель, организатор, человек, который решал вопросы о сюжете, исполнительском составе и т.д.
Это привело к появлению комедийного шуточного вида опер – оперы-буффа (более поздний пример оперы-буффа – «Свадьба Фигаро» А. Моцарта).
Противоположностью операм-буффа являются оперы-сериа – оперы серьёзного характера на исторические или мифические темы.
Со временем появились и другие виды опер. Например, зингшпиль - немецкая весёло-бытовая сказочная опера ("Волшебная флейта" А. Моцарта).
Среди выдающихся оперных композиторов того времени можно выделить Антонио Чести («Оронтея», 1649) , Франческо Кавалли («Свадьба Фетиды и Пелея», 1639).
Отрывок из оперы "Калисто" Франческо Кавалли. https://youtu.be/HTnJ0XJmaLU
Отрывок из оперы "Калисто" Франческо Кавалли. https://youtu.be/jI2mYotLLOY
Итоги
Как можно в совокупности описать оперу в начале 1600-ых годов:
- Амфитеатры, могли использовать свечи.
- Античные мотивы (мифы или исторические события).
- Четкая дикция солистов (певцы должны были не столько петь, сколько «музыкально говорить»).
- Очень любили декор, наряды. Даже делали специальные механизмы, чтобы поднимать исполнителей в воздух.
- Иногда в сюжет специально придумывали сцены для короля, чтобы он тоже принимал участие.
- Во время антрактов могли вставлять короткие 20-ти минутные комедийные оперные зарисовки, чтобы дать зрителям отдохнуть.
Что можно посмотреть дополнительно:
Простые и короткие видео об опере и её элементах:
Увлекательная лекция о развитии оперы с 1600 по 2000 гг. от музыковеда Анны Виленской https://youtu.be/uLLZc8hJJkM
Другие статьи об эпохе Барокко: https://teletype.in/@vivo-music/+barokko
Подписывайтесь:
▪ Telegram о музыке - https://t.me/vivomusa
▪ Youtube - https://www.youtube.com/@vivo-music
▪ Boost (полезные материалы и ноты) - https://boosty.to/vivo-music
▪ Instagram – https://www.instagram.com/iva.vivo/
▪ Сайт (записаться на занятие) - http://vivo-music.ru/
▪ Telegram о жизни – https://t.me/ivavivo