Наверняка каждый из Вас хотя бы раз бывал на этой станции метро, спеша на поезд в Петербург или опаздывая на последнюю электричку в Подмосковье. В этом транспортном узле, объединяющем в себе две линии метро и три вокзала, никогда не бывает мало людей, жизнь на ней кипит очень бурно, почти не оставляя возможности оглянуться вокруг и посмотреть, что же она собой представляет. Несмотря на то, что почти в каждом туристическом буклете о Москве она входит в топ самых красивых станций метрополитена в мире. Попробуем немного окунуться в историю станции Комсомольская-кольцевая.
Главным ее архитектором был Алексей Щусев, но увидеть конечный результат ему уже не представилось возможным. Станция открылась в 1952 году, спустя несколько лет после его смерти. По первоначальной задумке главным украшением станции должны были стать фрески, обрамлённые картушами. Но все изменилось, когда для работы над проектом Алексей Викторович позвал художника-монументалиста Павла Корина, с которым раньше работал над росписями в Марфо-Мариинской обители. И тот убедил Щусева использовать для декорирования станции мозаику. Ведь грунтовые воды, сырость и вибрации метро представляют огромную опасность для сохранности фресок. Их пришлось бы все время реставрировать, и станция была бы вечно заставлена строительными лесами. К тому же Корин убедил Щусева поменять всю изобразительную концепцию, которая изначально планировалась как объемно-пространственная, наподобие художественного решения на Новокузнецкой, имитируя окно в другую светлую советскую реальность. И сменить ее на плоскостную, которая как нельзя лучше вписалась бы в архитектурное решение станции.
Для создания мозаичных панно в Измайловском депо была создана первая мозаичная мастерская в Москве, ведь до этого мозаики собирались в Ленинградской академии художеств, где, по воспоминаниям Корина, «все делали очень халтурно», а он хотел полностью контролировать весь процесс. В мозаиках помимо смальты активно использовался натуральный камень, для передачи более тонких цветовых отношений, а в фонах использовалось золото. Причем положены они были не гладко, а под разными углами, из-за чего поверхность становилась максимально живописной, а фон мерцал.
Сами композиции должны были олицетворять собой триумф победы людей, победивших в тяжелейшей войне. И сюжеты для этого использовались максимально патриотичные. Щусев даже называл эту станцию «Залом Победы». Но после развенчания культа личности многие сюжеты были изменены, определенные персонажи заменены на более приемлемые. Так, например, вместо членов политбюро в одной из композиций возник образ Родины-Матери, а Сталина заменили на Ленина. Переделки велись несколько лет, и только в 1964 году Комсомольская-кольцевая приобрела окончательный облик. Эта станция метро является апогеем сталинского ампира, и ежедневно продолжает пропускать через себя тысячи людей, оставаясь застывшим олицетворением духа того времени.