Найти тему
Иван Потапенков

Очерк 9. Рабочая сила - товар или не товар

До сих пор рассматривались производственные отношения по поводу планомерной организации общественного производства. Выполнение планов представляет собой процесс производства в течение планового периода, результатом этого процесса является произведенный общественный продукт. Однако ни партийно-государственный аппарат, ни директора непосредственно не выполняют планы и не создают общественный продукт. Он создается трудом рабочих, участвующих в производственном процессе. И, поскольку сохранилась товарная форма продуктов труда, то выплывает вопрос: является ли рабочая сила товаром в советской экономике или не является?

Преобладающая точка зрения заключается в утверждении, что рабочая сила в советской экономике не является товаром. Логика рассуждений простая. Купля продажа такого специфического товара, как рабочая сила предполагает отношения между собственником средств производства и собственником своей рабочей силы, лишенного средств производства. Поскольку собственность на средства производства общенародная, постольку рабочий является сособственником средств производства. В таком случае рабочий не может покупать свою рабочую силу и соответственно не может продавать ее самому себе. Отсюда делается вывод, что заработная плата не является ценой рабочей силы; она есть форма распределения по труду, а не форма стоимости рабочей силы.

Исходным пунктом в этой логике является собственность на средства производства, которая априори считается общенародной. Однако, тот факт, что становление коммунистических производственных отношений начинается с установления единой собственности на средства производства в форме государственной собственности, еще не означает, что собственность стала общенародной. Это всего лишь первый, юридический акт обобществления средств производства. Чтобы собственность действительно стала общенародной, необходимо осуществить обобществление производства на деле. Завоевав политическое господство и национализировав средства производства, пролетариат должен установить такие производственные отношения, при которых сам пролетариат непосредственно становился бы господствующим классом в производстве, цели которого служили бы опять-таки интересам самого пролетариата.

Поэтому, для того, чтобы понять, что собой представляет собственность в советском производстве, необходимо осуществить анализ тех производственных отношений, которые сформировались в процессе становления советского способа производства материальных благ. На данном этапе анализа советских производственных отношений мы еще только в начале пути. Однако уже сделанный ранее анализ показал, что цель производства, организованного на базе товарного плана, оказалась подчиненной производству валовой продукции, рост которой характеризовал темпы роста производства. На данном этапе исследования просто констатируется, что сия цель никак не служит тому, чтобы производство было подчинено интересам рабочих. Стремление к достижению темпов роста производства, превышающих рост производства в развитых капиталистических странах, исходило от государства и характеризовало тем самым интересы государства. Поэтому от признания государственной по форме собственности на средства производства общенародной пока воздержимся в силу незаконченности анализа.

Что же касается рабочей силы, то в условиях, когда, во-первых, существует крупное машинное производство, и, во-вторых, предметы потребления являются товарами, рабочая сила всегда будет иметь стоимостную оценку, определяемую стоимостью товаров, потребляемых рабочим. И в силу этого обстоятельства рабочая сила будет товаром.

Отличие капиталистического товарного производства от простого товарного производства как раз и заключается в том, что рабочая сила является товаром. И в советской экономике внешне все выглядит так же, как и при капитализме. Поскольку сохранился наем рабочего и рабочий получает заработную плату, постольку в СССР сохранился капитализм. А вследствие того, что предприятия государственные, и директоров назначает тоже государственное учреждение, нанимателем является государство. В итоге делается вывод, что в СССР государственный капитализм.

Однако тот факт, что рабочая сила – товар, еще не означает, что в СССР был государственный капитализм. Во-первых, непосредственное отношение найма возникает между директором и рабочим. Рабочий в этом акте выступает в качестве продавца. Директор является покупателем, ему же принадлежит право потребления рабочей силы. И хотя директор является представителем государства, он имеет свои особые интересы. Он отвечает за выполнение плана по валовой стоимости, поэтому для него полезность рабочей силы заключается в том, что рабочий, создавая стоимость товара, создает и валовую стоимость.

Таким образом, потребительная стоимость рабочей силы заключается в создании валовой продукции. Причем рабочий создает валовую продукцию двояко. Валовая продукция включает в себя не только стоимость, создаваемую живым трудом рабочего, но и стоимость средств производства, потребляемых рабочим в производстве. Последняя стоимость создана чужим трудом, трудом коллективов работников предприятий-поставщиков, где данные средства производства изготавливались. Благодаря тому, что труд рабочего носит двойственный характер, обе эти стоимости, – вновь созданная и содержащаяся в средствах производства, – включаются в валовую продукцию. Своим абстрактно человеческим трудом рабочий создает новую стоимость. И одновременно с этим рабочий своим конкретным трудом, придавая потребленным средствам производства иную форму, переносит на готовые товары стоимость этих средств производства. Если создание новой стоимости стоит рабочему, как говорится, крови и пота, то перенос стоимости средств производства на валовую продукцию рабочему ничего не стоит, он этого даже не замечает. Однако в деле создания валовой стоимости, как будет показано далее, это стоит очень многого.

Как товарообменные отношения претерпели изменения вследствие воздействия на них планово-товарных отношений, так и отношения, связанные с товарной природой рабочей силы, подверглись влиянию планово-товарных отношений. И главное изменение заключается в изменении природы потребительной стоимости рабочей силы. Полезность рабочей силы определяется целями производства. Цель производства при капитализме - производство прибавочной стоимости, в советском производстве - производство валовой стоимости общественного продукта. Поэтому потребительная стоимость рабочей силы при капитализме заключается в создании прибавочной стоимости, в советском производстве - в создании валовой стоимости общественного продукта.

Уже в силу этого обстоятельства нельзя говорить о том, что в СССР был государственный капитализм. Цели производства различны и посему полезность рабочей силы также различна. Можно говорить о государственном социализме, как об обществе, которое отторгает капиталистический способ производства материальных благ.

Подверглась влиянию и стоимость рабочей силы. Если рассматривать данный вопрос со стороны индивидуальной рабочей силы, то для любого рабочего, который в советские времена нанимался на работу, приемлемой являлась величина заработной платы, которая позволяла ему купить массу предметов потребления, обеспечивающих жизнедеятельность самого рабочего и его семьи. И если уровень предлагаемой зарплаты рабочего не устраивал, то он искал иное место работы.

Но советская экономика есть планомерно-организованное производство общественного продукта. С натурально-вещественной стороны валовой общественный продукт представлял собой средства производства и предметы потребления. Масса предметов потребления в своей совокупности суть фонд жизненных средств. Поскольку предметы потребления есть товары, постольку совокупная стоимость этих товаров образует совокупную стоимость фонда жизненных средств, подлежащую распределению в форме заработной платы. В таком случае фонд жизненных средств в своей стоимостной форме есть не что иное, как совокупная стоимость всей общественной рабочей силы, или общественный фонд заработной платы.

Поэтому при разработке планов на предстоящий плановый период первоначально определяется объем производства предметов потребления в денежном выражении. Эта величина есть граница общественного фонда заработной платы, которую не должна превышать совокупная заработная плата всех участников общественного производства. В данном случае мы абстрагируемся от нематериального производства и расширенного воспроизводства.

В процессе разработки планов данный общественный фонд заработной платы распределяется между предприятиями. Поэтому, наряду с плановым заданием по валовой продукции, устанавливается и величина допустимого фонда заработной платы. Тем самым государство устанавливает в плане допустимую цену коллективной рабочей силы на том или ином предприятии.

Итак, в общественном производстве сформировались определенные производственные отношения. Во-первых, отношения по планомерной организации общественного производства между государством, в лице партийно-государственного аппарата, и директорами предприятий. Данные отношения нашли свое выражение в товарном плане, основанном на товарной форме совокупной стоимости общественного продукта. Они проявлялись через вещные отношения между плановым общественным продуктом в форме валовой продукции и произведенным общественным продуктом в форме совокупности товаров.

Во-вторых, существовали производственные отношения между директорами и рабочими по поводу выполнения планов. Данные отношения носили товарный характер вследствие того, что рабочая сила являлась товаром в силу существования товарной формы предметов потребления.

Таким образом, участниками советского планомерно-организованного общественного производства являются: партийно-государственный аппарат (или государство), директора и рабочие. Тем самым сформировалась советская социальная структура общества. Поскольку сформировались новые производственные отношения и соответствующая им социальная структура общества, постольку всю советскую историю следует рассматривать через призму взаимоотношения этих классов.

Каждый из данных участников общественного производства занимал свое особое место в общественном производстве и играл свою особенную роль в нем.

Государство давало директивы по разработке планов и через Госплан СССР организовывало процесс разработки планов. Основным показателем в плане являлся показатель по объему производства, выраженному в валовой продукции, в ее величину закладывался определенный темп роста. Планы были директивными, они утверждались законодательными органами; тем самым план становился законом, обязательным для исполнения. После разработки планов государство в лице Госплана и Госбанка осуществляло контроль выполнения планов, а по окончании планового периода оценивало его выполнение.

Директора отвечали за выполнение планов, поэтому они должны были так организовать производство на вверенных им предприятиях, чтобы была создана масса товаров, совокупная стоимость которых не ниже установленной плановой валовой продукцией. Для этого директора наделялись полномочиями единоначалия, которые давали им права по организации производства, а также по найму рабочей силы.

Отношения найма между директорами и рабочими есть всего лишь форма купли-продажи рабочей силы. Директора как покупатели рабочей силы получали право ее потребления, а рабочий получал право на заработную плату. Роль рабочих заключалась в исполнении указаний дирекции. На них возлагалось непосредственное создание товаров, а тем самым и создание валовой продукции. Таким образом, именно рабочие непосредственно выполняли плановые задания. Вполне естественно рабочие требовали приемлемой заработной платы за пользование их рабочей силы.

Таким образом, директора вступали в отношения, с одной стороны, с государством по поводу планомерной организации общественного производства, а, с другой стороны, с рабочими по поводу выполнения планов, что требовало, в свою очередь, обеспечение рабочих приемлемой заработной платой. Директор оказывался между молотом и наковальней, сверху дай план, снизу дай зарплату.

Государство регулировало отношения между директорами и рабочими посредством установления величины планового фонда заработной платы на предстоящий плановый период и установления тарифных ставок для различных специальностей. В первом случае устанавливалась цена коллективной рабочей силы, во втором случае регулировалась цена индивидуальной рабочей силы.

Тарифная ставка определяет величину заработной платы за 1 час рабочего времени и является основой для повременной заработной платы, при которой величина заработной платы за месяц определяется умножением часовой тарифной ставки на количество отработанных часов в течение месяца. Именно из-за того, что цену индивидуальной рабочей силы определяют через устанавливаемую государством тарифную ставку, возникает иллюзия, будто оплачивается труд рабочего, а не стоимость его рабочей силы. И, как следствие этой иллюзии, появляются возгласы о том, что в советской экономике имело место распределение по труду.

Так что же первично: курица или яйцо? Стоимость рабочей силы определяет тарифную ставку или, наоборот, тарифная ставка определяет стоимость рабочей силы?

Чем определяются границы тарифной ставки, если ее рассматривать саму по себе? Ответ один: она не имеет никаких внутренне присущих ей оснований, которые позволяли бы установить ее величину. Тарифная ставка это цена труда, точнее 1 часа труда. Но труд в своем текучем состоянии не имеет стоимости, хотя сам труд создает стоимость, а величину созданной стоимости даже можно выразить в деньгах. Если в золотодобыче на производство 2 грамм золота затрачивается труд продолжительностью в 1 час, а из этого золота чеканится монета достоинством в 2 рубля, то в таком случае любым трудом независимо от конкретного вида этого труда в течение одного часа создается стоимость, равная 2 рублям. Но, еще раз повторяю, сам труд, который в своем текучем состоянии есть процесс человеческой деятельности, стоимости не имеет. То, какая стоимость в денежном выражении создается трудом в течение одного часа и то, какова цена 1 часа труда, это не одно и то же. Поэтому цена труда, выраженная в часовой тарифной ставке, есть величина мнимая. Она определяться может только внешними факторами. А поскольку цена труда, как и всякая цена, все-таки есть внешнее выражение стоимости и она связана с рабочей силой, то она определяется стоимостью рабочей силы.

Ранее было показано, что фонд жизненных средств, стоимость которого определяется совокупной стоимостью предметов потребления, является верхней границей фонда заработной платы. В зависимости от численности работников стоимость индивидуальной рабочей силы может быть определена количественно, посему она первична по отношению к тарифной ставке, или цене труда. Следовательно, тарифная ставка это не стоимость одного часа труда, это часовая стоимость рабочей силы.

Проиллюстрируем это примером. Предположим, что месячная стоимость рабочей силы равна 16000 рублей. В таком случае при условии, что в месяце 20 рабочих дней, дневная стоимость рабочей силы составляет 800 рублей. При 8-часовой продолжительности рабочего дня часовая стоимость рабочей силы равна 100 рублей. Вот эта часовая стоимость рабочей силы и является ценой труда, или тарифной ставкой, которая есть основа для расчета заработной платы рабочего за отработанное время. Такая зарплата называется повременной заработной платой.

Сдельная заработная плата есть превращенная форма повременной заработной платы. Предположим, что рабочий в течение одного часа производит 2 детали, данное количество деталей есть норма выработки. При такой выработке норма времени на создание одной детали составляет 0,5 часа. Умножив тарифную ставку на норму времени, получаем расценку за изготовление одной детали, в нашем случае 50 рублей.

Величина сдельной заработной платы зависит от количества изготовленной продукции. Сделал больше – получил больше, поэтому она воспринимается порой, как распределение по труду. Но в данном случае люди видят только расценку, совершенно забывая про норму времени. Производство большего количества деталей, или увеличение выработки, с одной стороны, действительно ведет к росту заработка. Например, если рабочий делает за два часа не 4 детали, а 5, то его зарплата вырастет в 1,25 раза и составит 250 рублей, превысив оплату по тарифу. Но, с другой стороны, уменьшается затрачиваемое время на изготовление одной детали, оно теперь составит 24 минуты вместо нормы в 30 минут. В таком случае существующая норма времени превышает реально затрачиваемое время на изготовление детали и установленная норма считается устаревшей. Для приведения нормы в соответствие с реальными затратами времени, ее понижают, а с ее понижением автоматически пересматривается и расценка. Умножение тарифной ставки на новую норму времени приводит к снижению расценки с 50 рублей до 40 рублей. Поэтому говорить о том, что сдельная заработная плата есть распределение по труду, – нелепость. Тот факт, что больше сделал и соответственно больше получил, всего лишь видимость распределения по труду, а пересмотры расценок, сводящие заработную плату к исходной стоимости рабочей силы, тому подтверждение. Более подробно о пересмотре расценок разговор пойдет ниже.

Однако наряду с повременной и сдельной зарплатой имели место и премиальные системы заработной платы. Как правило, люди положительно воспринимают получение премии, ибо она повышает их заработок. Так ли это, попробуем разобраться.

Премиальные системы стали возникать в годы первых пятилеток. В таком случае заработная плата работника состоит из двух частей: тарифной части и премии. О тарифной заработной плате написано выше. Источником для выплаты премии мог быть фонд заработной платы или прибыль. Это не играет роли. В любом случае премия это часть заработной платы, которую работники расходуют на покупку предметов потребления. От того, что зарплата состоит из двух частей, фонд жизненных средств не увеличивается. Отсюда следует, чтобы материально обеспечить премию предметами потребления, сам фонд жизненных средств должен распадаться на две части, одна для обеспечения зарплаты, начисленной по тарифам, другая – для обеспечения премии. Поэтому прежде чем премия становится средством увеличения заработной платы, начисленной по тарифам, сама тарифная часть заработной платы должна быть уменьшена, чтобы выплачиваемая премия была обеспечена товарной массой.

Появление премии играло стимулирующую и воспитательную роль. Основным показателем для начисления и выплаты премии являлось выполнение планового задания. Оно определялось как сумма нормативного времени всей созданной рабочим продукции. Если данная сумма нормо-часов превышала величину отработанного времени, то вам начисляли премию, а впоследствии выплачивали ее. В этом заключалась ее стимулирующая роль. Однако, кроме основного показателя еще вводились дополнительные показатели, связанные с трудовой дисциплиной. С появлением премиальной системы стало возможным наказывать рабочих материально за нарушение трудовой дисциплины: опоздание, появление на работе в нетрезвом виде, прогулы и т.п.

Все сказанное о заработной плате можно проецировать и на сегодняшнюю жизнь, несмотря на то, что сегодня на дворе капитализм.